Отношения родителей и детей. Дети, по понятиям казаков – признак...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
-_ZDfI3ym14.jpg

Отношения родителей и детей. Дети, по понятиям казаков – признак «благословения Господня над семьей». Радость, которую испытывает казак при рождении детей, ясно выразилась в одной песне, в которой казак отказывается убить свою нелюбимую жену, только потому, что она ему принесла сына. Когда ого любовница, говорить ему:
Давно тебе, молодец, я говаривала:
Убей ты свою ревнивую жену,
Ты возьми меня, красну девицу.
– Ты душа моя, красна девица,
Не речь ты мне говоришь:
Мне с тобою, красна девица,
один вечер проводить,
С ревнивою женою целый век вековать:
Ревнивая жена мне радость принесла,
Радость принесла, сына родила (Сав., с. 152).
Неимение детей почитается за Божье наказание. Так в одной из верховых станиц казаки утверждали, что их попадье Бог детей не дает в наказание за то, что она уговаривает своего мужа вымогать у станичников большие платы за требы.
Сыновья в одних по крайней мере местностях, в глазах казаков, имеют, по видимому, большее значение, чем дочери: «дочерь кормить для людей, а сына кормить для себя». За то в иных местах (например, во многих верховых станицах) казаки прямо заявляли, что сынам они никакого предпочтения не отдают, ибо девушка тоже приносит пользу: за нее можно взять во двор зятя.
Власть родителей в особенности отца над детьми, по воззрениям казаков, почти неограниченна: «дитя мое, – воля моя». «Власть отца от Бога и по подобно Божию: один отец всего света – Бог, он, всему хозяин так и отец в семье». «Все равно, что Господь, то и отец: Господь сотворил нас, а от нас дети».
В других местностях говорили так; «отец в дому как Авраам в раю: Авраам в раю первый, и отец в дому первый есть».
… В прежнее время власть казака над детьми была столь велика, что родившегося ребенка он мог по своему усмотрению оставить в живых, либо умертвить. По воззрениям современных казаков, «в жизни и смерти детей родитель не властен: он не смеет отнять жизнь, которую даровал Бог». Поэтому и вытравливание плода, особенно когда последний уже вырос, считается тяжким грехом, хотя и совершается сплошь и рядом казачками.
Вот что напр. сообщает г. Тимощенков из станицы Казанской: «Детоубийство распространено здесь, говорят, в высшей степени. Положительных доказательств на это нельзя однако иметь, потому что очень редко это преступление делается известным и бывает наказуемо по закону; но о распространении его свидетельствуют священники, которым виновные открываются на духу. Совершается оно всегда казачками, мужья которых на службе и причиной его всегда бывает чувство стыда и страха наказания от мужа. Убивают детей еще в утробе матери. Дли изгнания ребенка мать прежде всего употребляет механические средства, или обращается к какой-нибудь сведущей женщине, очень часто к своей родной матери, и та сообщает ей секрет, какого добыть зелья, как его приготовить, как принять. Наставить дочь в таком случай и избавить ее от позора на всю жизнь мать не сочтет ни преступлением, ни грехом; даже не подумает и покаяться священнику» (I. с. р., 162).
Но отец имеет право признать или не признать своим новорожденного ребенка. Он властен сейчас же после, рождения или же впоследствии отдать его «в детища» в чужую семью и прекратить с ним всякую связь. Нередко бедные казаки «продают» (по выражению беседовавших со мною казаков) богатым своих детей. Точно также казак отец, имеет право отдать детей в наем, в работники, лишить наследства, прогнать от себя. Вообще, «отец, по словам самих казаков, что хочет из детей выгадывает». Так нередко казак, подрядясь на какую либо работу (напр. хлеб возить), вместо себя посылает сына или же, задолжав кому нибудь, за уплату долга посылает сына в работники к заимодавцу.

ХАРУЗИН М.Н.,
«Сведения о казацких общинах на Дону», 1885 год, стр. 204-206

Источник
 
  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу