Осень - пора казачьих свадеб Свадебные традиции линейных казаков....

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
GpefZoEBJ5s.jpg

Ct2VVs3dfik.jpg

0QkRJjJ5pA8.jpg

Осень - пора казачьих свадеб
Свадебные традиции линейных казаков.

Период свадеб в линейных станицах, как и повсеместно в России, наступал в осенне-зимнее время "в промежуток между Успенским Филипповским постами" [1], когда полевые работы были завершены. Традиционная казачья свадьба представляла собой длительный и сложный обряд, состоящий из нескольких этапов. Первым шагом в этой череде был выбор казаком невесты.

1. Выбор невесты. Добрачные отношения молодежи в линейных станицах завязывались на молодежных сборищах: "посиделках" (ст. Прочноокопская), "вечирныцях" (ст.Бекешевская), "улицах" (ст. Ладожская), а так же "на праздничных играх, в хороводах" [2]. Присмотрев себе девушку, молодой казак начинал настойчиво ухаживать за нею: " ... выбрав себе подругу жизни, казак не покидает ее и, как тень, следует за ней, наблюдая за всеми ее действиями"[3]. Уверившись в правильности своего выбора, юноша сообщал о намерении жениться своим родителям. Их слово в вопросе женитьбы сына было решающим, хотя, справедливости ради следует заметить, что родители крайне редко шли против его воли.

2. Сватовство. Узнав о желании сына жениться, родители засылали в дом невесты сватов. В станице Бекешевской в роли сватов выступали пожилые мужчины из числа близких родственников жениха. "Эти мужчины, посланные для того, чтобы сосватать девушку, называются старостами" [4]. В станице Отрадной сватать невесту вместе со сватами ходили родители жениха: "Вечером являются сваты с отцом или матерью жениха и несут хлеб-соль и водку, или, как жители говорят - идут с блюдом" [5].

На случай отказа невесты в сватовстве в станице Ладожской существовал любопытный обычай: "... сваты, уходя из дому, стараются потихоньку взять что-нибудь из горницы: или веник, или полотенце, и если им это удастся, то, по народному поверью, брак во что бы то ни стало, должен состояться" [6].

3. Своды. Вскоре за сватовством следовали "своды". Обряд, после которого, юные казак и казачка официально становились женихом и невестой. На своде родня жениха во главе с его отцом приходила в дом к невесте. Парня и девушку спрашивали в присутствии родственников с обеих сторон о их согласии на вступлении в брак. После утвердительного ответа молодые целовали друг друга - "это и есть самый главный момент свода, и с этого времени они открыто признаются женихом и невестою" [7]. За сводом, как правило, следовали пропойки (попойки). После свода жених получал официальное право ночевать с невестой в одной комнате и даже на одной пастели, соблюдая при этом, правила приличия и целомудрия. "После того, как жениха и невесту "свели", родители обеих сторон начинают устраивать у себя по очереди попойки" [8].

4. Попойки. С момента сводов и до самого венчания в доме невесты устраивались попойки, на которые приходили невестины подруги и жених с дружкой и товарищами-молодыми казаками. В станице Ладожской дружкой жениха должен был быть "непременно женатый пожилой человек из невестиной родни" [9]. В период "попоек" окончательно определялась дата венчания, выбирались сваха, подсвашка, дружко и полудружко из числа невестиной и жениховой родни. Невеста вместе с подругами шила подарки для жениха, которые должны были быть готовы к сговору - вечеру накануне венчания.

5. Сговор и девичник. Девичник устраивался в доме невесты под свадьбу, т.е. накануне венчания. Молодые обменивались подарками: жених "дарил" невесту, а невеста "дарила" жениха. "Девичник устраивается для того, чтобы невеста повеселилась до венчания. В это же время жених и невеста обмениваются подарками: жених дарит невесте или гармонику, или шаль (платок); невеста, в свою очередь, шьет для жениха венчальную рубашку"[10]. Подарками для невесты так же могли быть: отрез ткани на платье, духи, мыло, новые калоши или ботинки, и т.д. В станице Расшеватской "за рубахой" для жениха к невесте ходили дружко и полудружко: "кроме рубахи даются сподники, платок, носки, рушник, боковой поясной карман и мыльце" [11]. После обмена подарками в доме невесты начиналось веселье, которое длилось до поздней ночи и сопровождалось песнями, танцами, играми.

В тот же день в домах жениха и невесты начинали печь свадебные караваи. "В день сговора бабы и девушки делают каравай, которые заготовляется для угощения после венчания. <...> Пекут обыкновенно два каравая: один большой для раздачи на другой день после венчания во время обмена дарами, а другой, поменьше, приготовляется исключительно для угощения подруг невесты" [12]. В станице Бекешевской " ... у невесты делают три каравая: один длиною до аршина и шириною до полуаршина, а другие круглые и немного больше обыкновенной булки. У жениха же делаются два небольших каравая" [13]. Караваи украшались разнообразными фигурками из теста и ягодами калины, в середину каравая втыкали веточку какого-либо деревца ("гильце"), облепленную тестом и украшенную разноцветными шелковыми лентами. В станице Ладожской "гильце" помимо всего прочего "увешивают конфетами" [14].

Для выпекания свадебных хлебов приглашались соседки и практически все женщины из числа родственниц, как со стороны жениха, так и со стороны невесты. Все обряды, связанные с выпеканием караваев сопровождались специальными песнями.

6. Благословение молодых. Венчание. Ранним утром назначенного для венчания дня, подруги и родственницы невесты начинали собирать ее к венцу. "На невесту надевают все новое, плетут ей косу и на голову надевают венок из цветов ... и выводят ее в чистую горницу" [15]. "Обыкновенно к этому времени сюда приходит и жених, и как только невесту уберут, начинается благословение" [16]. В дом невесты жених приезжал в сопровождении свадебного поезда: дружки, полудружки, родственников и друзей-молодых казаков. После выкупа и родительского благословения молодые и весь свадебный поезд направлялись в церковь.

7. Повивание невесты. Свадебный пир. После венчания свадебный поезд направлялся пировать в дом жениха. "Когда молодые вступают на порог дома, их осыпают из решета хмелем, деньгами, конфетами, а родственникам бросают шишки (особое печенье); потом молодых благословляют иконой и хлебом-солью, а затем сажают на посад" [16]. Здесь же, в доме жениха, происходил обряд повивания невесты, символизирующий ее переход в статус замужней женщины. "В доме сажают их (молодых - прим.авт.) в переднем углу, дают по стакану водки и начинают повивать молодую. Повивание заключается в том, что сваха расчесывает ей голову, заплетает волосы в две косы, надевает шлычку и повязывает сверх нее шелковым платком" [17]. После повивания молодых провожали в специально отведенную для них комнату, а свадебный пир продолжался уже без них.

8. Дары. На второй день свадьбы ("дары") в доме молодого собирались ближайшие родственники обоих новобрачных, в том числе и родители молодой. В этот день было принято "делить каравай" и одаривать подарками поочередно: свекра и свекровь, тестя и тещу. Каждому из гостей "молодая чета подносит каравай с водкой и подарком, а дружка говорит: "сыр-каравай принимай, а молодых одаряй". Взявший каравай или кладет денег на тарелку, или обещает что нибудь из хозяйства" [18]. "Дарят все, что лишь только можно, начиная с рубашек, полотенец, скатертей, до телят, жеребят, поросят, мешков проса, муки и т.п." [19]. В станице Отрадной на второй день свадьбы молодой муж в сопровождении товарищей отправлялся в дом молодой за ее приданным.

9. Завершение свадьбы. Празднование свадьбы длилось несколько дней: новые родственники ходили друг ко другу в гости, посещали молодых, угощали друг друга, пели, плясали, молодые казаки забавлялись скачками по станице и стрельбой, и т.д. В станице Ладожской третий день свадьбы называли "каравай". В этот день девушки приходили к молодой навестить свою уже замужнюю подругу. "К этому времени все старшие уходят из дома. К приходу девушек молодая накрывает стол, ставит угощение и режет каравай" [20]. После этого дня молодую посещали только самые близкие родственники и крупных застолий уже не устраивалось.

В станице Бекешевской окончание свадьбы символизировало тушение огня. "Это бывает после того, как уже у всех побывали в гостях и гулять больше нет охоты. Родственники собираются к родителям молодого или молодой, и пьют здесь в последний раз. По окончании попойки дружко зажигает пучок конопли и бросает его на землю. Все бросаются и топчут этот клочок." [21] После тушения символического огня свадьба считалась оконченной.

Автор: Екатерина Гобозова.
Источники:
1 ,6, 7, 9, 12, 14, 15, 16, 19, 20 - Свадьба в станице Ладожской Кубанской области. 1901 год;
2, 3 - Свадьба в станице Прочноокопской Кубанской области. 1906 год;
4, 8, 10, 13, 16, 21- Народные обычаи казаков станицы Бекешевской. 1906 год;
5, 17, 18 - Станица Отрадная Кубанской области. 1888 год;
11 - Станица Расшеватская, Кубанской области. 1888 год.
На фото: 1. Молодожены (станица неизв.); 2. Казачки из станицы Отрадная;
3. Свадьба в станице Сторожевая, 1930-е годы.

Текст авторский ⚠ копирование запрещено ⛔ только репост!
#Линейные_казаки #Кубанские_казаки #Казачья_свадьба #Традиции_казаков

Источник
 

Похожие темы

В
Ответы
6
Просмотры
1K
ВикториАлла
В
  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу