Победа была общейВ историографии битвы за Кавказ в последние годы решающий...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
ZsS9HPmJsuw.jpg

Победа была общей
В историографии битвы за Кавказ в последние годы решающий вклад в освобождение Майкопа часто отводится только 23-му пограничному полку НКВД и партизанским отрядам Майкопского куста. Ни в коей мере не умаляя заслуги как пограничников, так и партизан в борьбе с нацистами, нужно отметить, что все-таки основной вклад в дело освобождения столицы Адыгеи от оккупантов внесли бойцы 9-й Краснознаменной горнострелковой дивизии, которая впоследствии много лет дислоцировалась в Майкопе и была переименована в 131-ю мотострелковую бригаду. Сегодня это 7-я военная база МО РФ в Республике Абхазия. Глубоко символично, что юбилей освобождения Майкопа, Адыгеи и Кубани от захватчиков совпадает в этом году со 100-летием создания 9-й горнострелковой дивизии.
Чтобы понять картину освобождения города Майкопа, Адыгеи и Кубани от немецко-фашистских захватчиков зимой 1943 года, надо шире рассмотреть планы наступательных операций Красной Армии на Северо-Кавказском фронте и Черноморской группы войск, которые осуществлялись в тот период.
После неудачных попыток прорваться к окруженным под Сталинградом 22-м немецким дивизиям гитлеровское командование было заинтересовано уже не в спасении окруженных дивизий, а в том, чтобы эти дивизии как можно дольше удерживали советские войска вокруг Сталинградского котла.
— Фашистам нужно было оттянуть время, чтобы успеть вывести войска с Кавказа. Здесь наметился второй котел окружения. Для немецкой группы армий «А» создалось катастрофическое положение. Войска Юго-Западного и Южного фронтов, разгромив котельниковскую и тормосинскую немецкие группировки, наступали по всему фронту. Активизировался и Закавказский фронт, — рассказывает военный историк, член Российского союза писателей, секретарь регионального отделения Российского военно-исторического общества Иван Бормотов.
Заметную роль в боевых действиях на майкопском направлении командование отводило 9-й горнострелковой дивизии. Тем более, что враг в результате мощного наступления советских войск в спешном порядке отступал из районов между Майкопом, Лабинской и нижним течением Лабы. В этой обстановке важно было нанести отступающим немцам как можно больший урон.
— Каким был боевой путь горных стрелков в Адыгее и на Кубани?
— В начале 80-х на майкопской мебельно-деревообрабатывающей фирме «Дружба» при комитете комсомола предприятия был создан патриотический поисковый клуб «Искатель», руководил которым ваш покорный слуга.
Одним из направлений поиска было изучение боевого пути 9-й горнострелковой дивизии, сыгравшей решающее значение в боях по освобождению Адыгеи. В переписке с ЦАМО и с ветеранами войны на основе подлинных документов был исследован и восстановлен боевой путь 9-й горнострелковой дивизии.
Первое боевое крещение в боях с немецкими захватчиками 9-я горнострелковая дивизия получила в боях на Клухорском перевале в августе 1942 года. Там бойцы 121-го горнострелкового полка остановили и обратили в бегство прорвавшихся на южные скаты Клухорского перевала егерей 49-го горнострелкового корпуса фашистов, когда до Сухуми оставалось менее 100 километров. До конца ноября 1942 года дивизия находилась в районе Батуми. 29 ноября началась ее передислокация в район Туапсе. Перевозки совершались по железной дороге и морем на крейсере «Красный Крым», военных транспортах «Красная Кубань» и «Дмитриев».
Сосредоточившись в районе Туапсе, дивизия вошла в состав Черноморской группы войск Закавказского фронта. В начале декабря 1942 года дивизия перебрасывается в район Лазаревского, где начинает усиленно готовиться к боевым действиям в горах. Перед началом наступления командующий Черноморской группой войск генерал-полковник И.Е. Петров решил нанести вспомогательный, отвлекающий удар на майкопском направлении, в котором должны были принять участие все полки 9-й горнострелковой дивизии.
— То есть командование решило нанести удар по врагу прямо через горы?
— Да, но для этого горным стрелкам пришлось пройти до глухого поселка Отдаленного через перевалы из села Лазаревского. В глубоком снегу была построена специальная дорога для переброски наших войск.18 декабря 1942 года на рекогносцировку переднего края обороны, который должна была занять дивизия, вышла группа офицеров штаба и командиров полков 9-й горнострелковой дивизии. На переднем крае у западных отрогов плато Лагонаки в долине реки Пшеха оборону занимала с августа 1942 года 31-я стрелковая дивизия полковника Богдановича. Она, с боями отступив из Майкопа, здесь в горах организовала прочную оборону и остановила фашистов к югу от станицы Самурской, сел Каменка, Черниговское и Маратуки, преградив и путь фашистам к Черноморскому побережью Кавказа. Дивизия вела тяжелые кровопролитные бои за каждый метр территории, улучшая свои позиции, эти бои в сводках именовались боями местного значения. В Лазаревском командующий 46-й армией генерал-лейтенант К.Н. Леселидзе объяснил офицерам 9-й горнострелковой дивизии предстоящую задачу. 29 декабря 1942 года полки дивизии начали свой героический марш от Лазаревского через перевал Хакуч в долину реки Пшеха. Этот поход длился до 6 января 1943 года.
— С чего начался боевой марш горных стрелков по освобождению Майкопа?
— К 7 января 9-я горнострелковая дивизия сосредоточилась в районе населенных пунктов Режет, Тубы, Шпалорез (Отдаленный), а в ночь на 12 января, выдвинувшись из-за правого фланга 31-й стрелковой дивизии и частично через ее боевые порядки, заняла оборону юго-восточнее села Черниговского и далее на юг перед высотами Желтая и Шапка. Обе эти высоты господствовали над долинами рек Пшеха, Каменка и Цица.
Населенные пункты село Черниговское, хутор Армянский (Цице), Каменка, Самурская, горы Оплепен, Шапка, Желтая составляли сильно укрепленный рубеж противника, который запирал выход нашим войскам с гор на Кубанскую равнину. Этот рубеж предстояло прорвать 9-й горнострелковой и 31-й стрелковой дивизиям 46-й армии.
9-я горнострелковая дивизия наносила удар по врагу своим левым флангом 36-го горнострелкового полка через горы Желтая и Шапка на станицу Самурскую. Правее наступал 193-й горнострелковый полк.
Первые боевые действия сложились для дивизии не очень удачно. Наступление полков должно было начаться 13 января, но немцы предупредили это наступление, сначала проведя сильный артналет на порядки дивизии, а затем атаковав позиции 818-го и 193-го стрелковых полков. Атака фашистов была отбита с большими для гитлеровцев и для советских войск потерями, но наступление пришлось отложить на целые сутки.
По приказу командира 9-й горнострелковой дивизии полковника Михаила Евстигнеева 18 января была произведена перегруппировка сил для нового наступления. Перед полками были поставлены боевые задачи.
Перед боем в горах три дня шел снег, и все вокруг было засыпано им. 19 января стоял 20-градусный мороз, вечером полки по двум сходящимся маршрутам начали обход немцев с флангов. 1329-й полк к четырем утра вышел в глубокий тыл врага и овладел хутором Мазниково, установив контроль над долиной реки Пшеха. Полк перекрыл автомобильную дорогу Апшеронская — Черниговское, чем осложнил оборону врага. Фашисты сильно укрепили линию фронта, оборудовали доты, построили капитальные, отапливаемые землянки и приготовились к зимовке.
Обходный маневр 193-го полка сложился менее удачно. Он был внезапно атакован батальоном немецко-фашистских егерей. Немцы были разбиты, но это задержало маневр полка. На рассвете 20 января командир 36-го полка подполковник Д.О. Марков также повел свой полк в атаку на вражеские позиции на горе Шапка и к 10 часам овладел ими.
Немцы, бегущие в сторону хутора Мазниково, попали под организованный огонь 1329-го и 193-го полков и отбросились на запад — к селу Черниговскому, но и здесь уже были войска 31-й дивизии и 121-го горнострелкового полка 9-й горнострелковой дивизии.
В результате этих боев была одержана замечательная победа. Линия фронта немцев была прорвана. Хорошо укрепленная немецко-фашистская оборона рухнула, гитлеровцы потерпели сокрушительное поражение и понесли тяжелые потери.
— С этого момента принято считать, что началось наступление наших войск на майкопском направлении?
— Конечно, немцы поняли, что сдержать фронт они уже не смогут и потому стали отступать на север, бросая оружие и припасы. 25 января была освобождена станица Самурская, 26 января — Ширванская. Войска 46-й армии вышли на оперативный простор. Запомните эту дату. Именно с 26 января началось активное освобождение Адыгеи. Фашисты, боясь окружения, стали спешно отступать и выводить с гор хваленый 49-й горный корпус, в который входили элитные горные дивизии вермахта «Эдельвейс» и «Горечавка», а также 97-я егерская дивизия, воевавшая в долине реки Белой и на Лагонаках.
— Как складывалась обстановка на рубежах, на которых сражались пограничники 23-го полка?
— В это время, перейдя Гуамский перевал, 2-й батальон 23-го дважды Краснознаменного пограничного полка под командованием майора Пискуна с боем овладел станицей Нижегородской. Здесь батальон был передан в оперативное подчинение193-му горнострелковому полку 9-й горнострелковой дивизии. Командир полка поставил майору Пискуну задачу — к исходу 29 января овладеть Майкопом, 30 января — ст. Гиагинской, 31 — Штурбино, а к концу дня 1 февраля — станицей Некрасовской. Основные подразделения 9-й горнострелковой дивизии повернули на Краснодар, изгоняя оккупантов из предгорных станиц и хуторов широким фронтом. 28 января 1943 года фашисты в спешном порядке отводили свои войска из Апшеронской, Белореченской, Майкопа и ряда других населенных пунктов. Они, бросая имущество, технику и тяжелое вооружение, быстро откатывались на север и северо-запад. Этот прорыв содействовал активизации в наступлении 18-й, 46-й и 56-й армий на дальних подступах к Краснодару. В этот же день 2-й батальон 23-го пограничного полка НКВД сосредоточился в хуторе Садовом на реке Курджипс, майкопский партизанский отряд №1 «Народные мстители» вошел в Майкоп с восточной стороны, а в Тульскую вошел Майкопский партизанский отряд №3.
29 января 193-й полк освободил Ханскую и Белореченскую и направил разведотряд в Майкоп. В Белореченской были захвачены в качестве трофеев около 1000 вагонов с вооружением и другим военным имуществом. Утром 29 января, переправившись через Белую в районе хутора Грозного, разведгруппа 2-го батальона 23-го погранполка в составе 25 человек под командованием политрука 14-й заставы 2-го батальона 23-го погранполка Василия Гайдука и лейтенанта Жирнова вышла на восточную окраину Майкопа, к спиртзаводу. Узнав от местных жителей, что в городе фашистов уже нет, разведгруппа к 12 часам выдвинулась в центр города, где встретилась с передовым отрядом 193-го полка 9-й горнострелковой дивизии, чуть позже туда же прибыл командир 2-го батальона 23-го погранполка майор Николай Пискун. Пограничники вместе с партизанами в Майкопе освободили более 1,5 тыс. военнопленных, захватили 200 тонн авиабензина, более тысячи авиабомб, большое количество боеприпасов.
Таким образом, освобождение Майкопа от оккупантов было плодом мужества и коллективных усилий бойцов 193-го полка 9-й горнострелковой дивизии, 2-го батальона 23-го погранполка и партизан майкопского партизанского отряда №1 «Народные мстители» под командованием майора Николая Пискуна, политрука Василий Гайдука и командира партизанского отряда Стефана Козлова.

 

Похожие темы

  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу