Семейный уклад черноморских и линейных казаков Кубани.До создания...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
2EA9Kik95Tw.jpg

Семейный уклад черноморских и линейных казаков Кубани.

До создания Кубанского казачьего войска в 1860 г. различие семейного уклада у черноморцев и линейцев проявлялось и в численном составе семей. Как отмечал историк И. Д. Попко, «Семьи черноморцев малолюдны. Каждый из сыновей при женитьбе городит себе особый двор». Разделяясь, семья стремилась к тому, чтобы отделившиеся сыновья селились где-либо поблизости. Поэтому новую хату строили «на плану» (подворье) отца (как правило, в дальнем от отцовской хаты участке огорода). В случае покупки хаты стремились найти ее как можно ближе к дому отца. Данная модель семьи давала, таким образом, пример патронимии, где родственная группа состояла из некоторого числа самостоятельных семей, но сохраняла в ряде отношений хозяйственное, общественное и идеологическое единство.
О преобладании малых семей в Черномории свидетельствует и специальное распоряжение 1832 г. наказного атамана войска, строго запрещавшего разделы семей: «…всем куренным управлениям, объявить войсковым жителям для их пользы… чтобы сыновья от отцов и матерей без ведома куренных управлений и обществ ни под каким видом не отселялись… Велеть исполнять силу оного во всей точности под опасением за малейшее неисполнение строгого взыскания».
Преобладание в начале XIX в. у черноморцев малой семьи обуславливалось "запорожским безбрачием" и стремлением к самостоятельности, а также господствующей формой семьи тех мест Украины, из которых происходило заселение Черномории.
У линейного казачества Кубани бытовали большие патриархальные семьи, как это было в области Войска Донского и в южнорусских губерниях, откуда происходило заселение восточных районов Кубани. Здесь вместе с родителями и их несовершеннолетними детьми обычно жили два, иногда три семейных сына. Встречались семьи, которые насчитывали несколько десятков человек.
Длительные и частые отлучки линейных казаков делали невозможным отделение молодых семей – оно могло проходить только после возвращения казаков со службы. Однако главы многих казачьих семей были заинтересованы в концентрации земли и имущества в одном хозяйстве. Они часто препятствовали отделению сыновей и, тем самым, дроблению большого семейного хозяйства.
Редко встречались семьи, в которых вместе с родителями жили замужние дочери. Проживание казака в доме родителей жены считалось унизительным для казачьего достоинства, поэтому «в примаки», шли лишь в крайних случаях – юноши-сироты или юноши из бедных многодетных семей. До сих пор на Кубани к «примакам» применяются оскорбительные присказки и прибаутки...
Во второй половине XIX века интенсивное развитие товарно-денежных отношений и капитализация сельского хозяйства начали подтачивать казачьи патриархальные нравы и запустили постепенный процесс преобразования казачьей семьи.
Но, тем не менее, различия некоторых семейных традиций у черноморцев и линейцев до сих пор сказываются в быту современных коренных кубанцев. В восточных "линейных" станицах Краснодарского края чаще встречаются большие семьи, где в одном дворе живет три, четыре поколения, нисходящих по прямой линии; здесь связи между родственниками представляют большую ценность, чем в западных.
Это проявляется и в обычае брать в кумовья ближайших родственников. В западных "черноморских" станицах чаще наоборот: кумовья, взятые из круга друзей, становятся на один уровень с родственниками.
Одной из наиболее ярких особенностей старой казачьей семьи была обособленность и замкнутость ее быта, связанная с сословной природой казачества и являвшаяся одной из причин стойкого сохранения патриархальных нравов. Казаки неохотно роднились с другими группами населения. Казаки изначально считали себя «выше» любого иногороднего, поскольку они являлись «высшей кастой» – воинами, слугами Отечества и царя. Эту особенность подчеркивали как дореволюционные, так и советские исследователи.
Но с начала XX в. стали встречаться случаи, когда казаки брали себе жен из иногородних семей, да и девушки-казачки начали выходить замуж за "мужиков". Хотя неодобрительное отношение к таким бракам продолжало сохраняться...

Источник
 

Похожие темы

  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу