Выбор должностных лиц: атамана и проч. Особенно бурными бывают сборы для...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
Jt4CnzNIJ0A.jpg

Выбор должностных лиц: атамана и проч.
Особенно бурными бывают сборы для выбора должностных лиц и станичных правителей. Атаман ныне выбирается на три года. По истечении этого срока приступаюсь к новым выборам. В атаманы, по словам казаков, стараются выбрать грамотного, хотя избираются и из неграмотных (напр. в Евтеревской станице), рачительного в хозяйстве, при том человека «сильного», имеющего в станице вес. Нередко выбирают и из офицеров, живущих в станице, так например в Верхнекурмоярской станице атаманит есаул, в Еланской станице – майор, в Преображенской станице – сотник и т. д.
Но сплошь и рядом в атаманы попадают лица не достойные. Дело в том, что желающих быть выбранными в атаманы очень много и для достижения своих целей прибегают к интригам, подкупам, составляя себе партию из бедных казаков, которые потом на сборе тянут их сторону. Обыкновенно еще за долго до выборов они стараются подкупить расположение избирателей ласковым обхождением, приглашением к себе в гости и т. п. К бедным они сами идут в гости, показывая, что желают с ними водить хлеб-соль. Кроме этого желающий попасть в атаманы подыскивает надежного человека и вручает ему деньги, а последний уже заботится о привлечении посредством угощения возможно больше голосов...
Интриги и подкупы ведутся нередко довольно открыто. Так в одной станице перед выборами составилось шесть партий, имевших свои сборный места в шести различных кабаках. Заседания в кабаках происходили под председательством агентов тех казаков, которые желали быть выбранными в атаманы. Эти агенты поручали своим подручными, стоять у дверей кабаков и зазывать всякого идущего мимо. Увидя проходящего мимо казака, привратник просить войти в кабак и выпить за здоровье такого-то. Угощение бывает обильное: не жалеют ничего, всякий может требовать что ему угодно: одним подают водку, другим вино (да еще закупоренное). Для закуски пригоняют целых баранов; тут же режут их и жарят (Донские Областные Ведомости, 1873 год, № 47). Вплоть до самых выборов кабаки, по словам казаков, «стонут» от пения и плясок...
… Наступает наконец время выборов. Старый атаман слагает свое звание. Место его на сходе заступает кто-нибудь из почтенных станичников и ведет собрание. «Партии», отстаивая каждая своего кандидата, спорят ожесточенно друг с другом, при чем иногда доходят до драки: «каждый доказываешь превосходство своего кандидата пинками».
И при самом производстве выборов не редко бывают неправильности. Особенно часты они были вскоре по введении «Положения» 1870 года...
Когда же выберут наконец нового атамана, то «пойдут поздравления, обнимания, угощения – глядишь весь народ уже и разошелся по кабакам и подписи на приговор собираются с огромным трудом». В знак атаманского достоинства выбранному вручается «насека» – посох или трость с серебряным набалдашником.
Новый станичный атаман старается подобрать себе весь составь станичного правления: помощника, казначея, писаря, а также поселковых атаманов. Относительно последних, люди близко знакомые с донским краем утверждают, что безошибочно можно судить о составе станичного правления по действиям поселкового атамана, ибо – он креатура атамана станичного. Исключения редки. Поэтому поселковые атаманы, как помощники станичного правления являются весьма разнохарактерными деятелями поселкового общества (Донские Областные Ведомости, 1873 год, № 11).

Злоупотребления должностных лиц. Казаки весьма часто разочаровываются в лицах ими самими же выбранных. Это нисколько не удивительно, если вспомнить, что выборы происходят не редко «под влиянием разных внешних обстоятельству в которых весьма видную роль играет вино, обильно предлагавшееся избирателям», как свидетельствует об этом местная официальная газета (Донские Областные Ведомости, 1873 год, № 50). И действительно в немногих лишь из посещенных мною станиц и хуторов я слышал похвальные отзывы о правителях. В большинстве же случаев казаки жаловались на их взяточничество, пьянство несправедливость, кумовство и пр. В оправдание своей ошибки при выборах казаки обыкновенно приводили то обстоятельство, что ранее получения должности данная личность «не выказывала наружу своего нрава».
Говорят, что характер отношения атамана к своему делу во многом зависит от того, получает ли он от общества жалованье, а также и от размеров этого последнего. Во многих станицах, атаманы и прочие должностные лица получают весьма незначительное вознаграждение, почему от них и требовать нельзя радения к общественным интересам. Иногда жалованье определяется обществом, но по нескольку лет не дается (Донские Областные Ведомости, 1873 год, № 11). Чаще жалованье станичным атаманам определяется в несколько сот рублей в год. Не раз мне приходилось слышать от казаков такие речи: «какое хочешь жалованье давай, а взятки и могарычи все брать будут, потому такая уж на Дону повадка пошла; ничем ты ее не вытравишь – без могарычей нет у донца и речей». Бывает, что атаманам и прочим должностным лицам вместо денежного вознаграждения общество дает несколько сенокосных паев или степных озер в исключительное пользование. Случается не редко вознаграждение казаками. В распоряжение должностного лица общество отдает 2-хъ, 3-хъ и более казаков из числа отбывающих сиденочную повинность. Он имеет право заставить их работать на себя. Но чаще такие казаки платят ему деньгами и освобождаются от несения повинности натурой. Таким способом вознаграждаются например атаманы 5 хуторов при Тепикинской станице. Случается, что общественные должности исполняются без всякого особого вознаграждения «за внутреннюю службу».

ХАРУЗИН М.Н.,
«Сведения о казацких общинах на Дону», 1885 год, стр. 293-297

Источник
 
  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу