Черкески.ч-2.И у казаков, и у кавказских горцев существовала культура ношения...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
5KIsGSWQf1s.jpg

6JNgaLIBYUE.jpg

-2ac9Vu1dQ8.jpg

n8hfSYvmof4.jpg

b2t22BBxYw0.jpg

Черкески.
ч-2.
И у казаков, и у кавказских горцев существовала культура ношения черкески. В ней не принято было работать на скотном дворе или в поле. Торсовая часть черкески непременно должна была плотно сидеть на фигуре мужчины, подчеркивая его стать и выправку. Черкески, не соответствующие размеру, носила лишь кавказская беднота, о чем пишет в своей монографии Е.Н.Студенецкая: «Мешковатые черкески «на вырост» шились, в основном, в среде небогатых кавказских крестьян, что служило поводом для насмешек со стороны щеголей князей и дворян».
Черкески имели глубокий V-образный вырез и застегивались на крючки. С обеих сторон от выреза располагались гнезда для газырей «в количестве 14 штук с каждой стороны» , хотя их число могло варьироваться. Украшением для праздничных черкесок служили: серебряные цепочки с подвесками в виде месяца, крепившиеся к газырям; китицы («декоративные шнуры с кисточкой из шелковых нитей и конского волоса» ; ленты из галунного шнура, которые казаки носили через плечо («дорогой галунный поясок, переброшенный назад через плечо, дополняет красоту костюма» . Юбка черкески имела ярко выраженный запах, т.е. одна пола заходила на другую. Что же касается длины черкески, то в разные времена она варьировалась: чуть ниже колена, до середины икры, в пол.
Терско-гребенские и линейные казаки носили черкески поверх бешметов. «Бешмет — вид верхней одежды, шился из плотной, покупной, чаще всего темной материи. С воротником — стойкой закрывавшим горло, в талии, делавшийся отрезной». Бешметы шились из «ситца, бумазеи, рипса, дыма, атласа» Стеганные на вате бешметы использовались, как теплая одежда для прохладной погоды. Как и черкеска, бешмет кроился в талию и должен был строго соответствовать размеру, подчеркивая фигуру мужчины или юноши. Застегивался бешмет, так же как и черкеска, на крючки, реже на мелкие серебряные пуговицы и воздушные петли. Обычно бешмет шился из ткани, цвет которой был контрастным цвету черкески. Это придавало костюму казака большую красочность и изящество.
Помимо черкесок и бешметов казаки носили исподнее белье (рубахи и порты) и штаны-шаровары, заправленные в сапоги или ноговицы: «… под черкеску надевается бешмет; белье составляет ситцевая в праздник и холщевая в будни рубаха; обувь — сапоги; прежде казаки носили чувяки, бахилки и ноговицы».
Таким образом, одежда казака отвечала сразу нескольким требованиям: удобство, как в бою, так и в быту; тепло в холодное время года и комфорт в теплое; красота и лоск, ведь казаки были известные щеголи. Соответствуют ли этим требованиям современные образцы казачьей мужской одежды? Увы, но далеко не всегда.
Одной из наиболее грубых ошибок в работе современных мастеров по пошиву бешметов и черкесок, является неверный выбор ткани. Ни черкеска, ни бешмет, ни какой либо другой предмет народного костюма, не может быть сшит из синтетической ткани! Из приведенных выше источников следует, что черкески традиционно шились из сукна, а бешметы из натурального атласа, ситца, рипса и других не синтетических тканей. Синтетика для народной одежды не приемлема и противоестественна. Черкески из габардина и бешметы из недорого низкокачественного атласа выглядят бутафорски. Из-за неверного кроя и неправильно подобранной ткани ни черкеска, ни бешмет не сидят по фигуре мужчины, как влитые, а, напротив, висят мешковато; кроме того, материал в таких случаях зачастую начинает «пузыриться». Не менее бутафорски и нелепо на национальной одежде выглядит тесьма или нашитые полосы синтетической ткани, вероятно, имитирующие галунный шнур.
Кроме того, в черкеске, как и в любой другой национальной одежде, абсолютно не уместно наличие подплечников и молний. Черкеска должна застегиваться только на крючки, а бешмет, в свою очередь, на воздушные петли, но не на прорезные. Ни черкеска, ни бешмет не должны иметь крой халата или пиджака с юбкой. Печален тот факт, что среди образцов современной «казачьей справы» чаще попадаются именно «пиджаки с юбками» и «халаты с газырями», выдаваемые за этнографическую одежду.
Ответить утвердительно на вопросы, заданные в начале статьи, при таком положении дел нельзя. Культура ношения и пошива казачьей одежды в наши дни практически утрачена, а продукция, производимая подавляющим большинством мастерских, не соответствует тому уровню, который задали когда-то наши предки. Массовому производству недоброкачественной национальной одежды сегодня противостоят немногочисленные очаги народной культуры в лице отдельных мастеров или ателье, которые в своей работе ориентируются на бесценный опыт наших предков.

Источник
 

Похожие темы

  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу