ПАМЯТИ ПШЕХСКИХ КАЗАКОВ В конце марта 1920 года части красной 1-й Конной Армии...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
4G-zxbd2dks.jpg

_Q2kQ6hSqYU.jpg

too8e4VmJII.jpg

kEOBEqYflp8.jpg

ogFK_Y3_Ltk.jpg

ПАМЯТИ ПШЕХСКИХ КАЗАКОВ

В конце марта 1920 года части красной 1-й Конной Армии после ожесточенных боев полностью овладели населенными пунктами Белореченского района.
Не все станичники смирились с новой властью. В окрестностях станицы Белореченской, как, впрочем, на территории всей Кубанской области летом 1920 года обстановка оставалась крайне напряженной.
Например, 5-го июля председатель Пшехского Ревкома информировал районного Предревкома, что «сего числа ввиду нападения бандитов на станицу Пшехскую и обстрела, а в моем распоряжении не имеется никакой силы (только два милиционера), местный Ревком в полном составе оставил станицу и прибыл в станицу Белореченскую» (НАРА – 136/1/19, лист 97).
В августе Белое командование разрабатывало стратегический план крупной десантной операции с высадкой войск на Кубань. Захват этой области позволял расширить политическую, военную, экономическую, демо-графическую базу Белого движения. Мобилизовав кубанское казачество, белые должны были занять Екатеринодар, Майкоп и затем всю Кубань. Большая надежда была на восставших казаков.
В ходе «недели борьбы с Врангелем» (с 15-го по 29-е августа) советская власть провела значительную пропагандистскую, организационную, политическую и военную работу. Не получив поддержки, белые были локализованы и фактическим разбиты частями 9-й Кубанской армии, затем отошли к Ачуеву и 29-го августа были эвакуированы в Крым.
Усилившийся в 1920 году красный террор, продразверстка и земельная реформа стали причиной бело-зеленого движения на Кубани. Строительство новой советской государственности сопровождалось саботажем, поджогами, потравами посевов, убийствами партийных и советских работников.
Насколько сложной была обстановка на территории нынешнего Белореченского района видно из сухих строк разведывательных донесений частей Красной армии.
Разведсводка № 135/раз штаба 101-й бригады 34-й дивизии по состоянию на 16 часов 22-го июля 1920 года (НАРА – 136/1/10, лист 19):
«По донесению Военкома 3-го района Майкопского отдела, мобилизованные станицы Бжедуховская и поселка Михайловский 5-го июля в числе 60 человек дезертировали в лес. В настоящий момент эти дезертиры вполне организовались, вооружены винтовками и занимаются грабежом».
Разведсводка № 137/раз штаба 101-й бригады 34-й дивизии по состоянию на 07 часов 23-го июля 1920 года (НАРА – 136/1/10, лист 11):
«По агентурным сведениям 303-го полка в районе станицы Белореченская вблизи желдороги в направлении на Майкоп скрываются дезертиры. Общее число не установлено. Многие дезертиры вооружены винтовками. Эти дезертиры пока ограничиваются нападениями на отдельных лиц: 21/7 убит милиционер, 22/7 убит рыбак».
Разведсводка № 151/раз штаба 101-й бригады 34-й дивизии по состоянию на 12 часов 24-го июля 1920 года (НАРА – 136/1/10, лист 18):
«В ночь с 20 на 21 июля боем с бандой, оперировавшей в районе станицы Кубанская и хутора Кубанский, что в 5 верстах северо-восточнее станицы Кубанская, 302-м полком выяснена численность последней: общее число 600 человек, из них 200 кавалеристов, остальные пехота, вооруженная винтовками различных систем и даже охотничьими ружьями, пулеметов два (один системы Льюиса, а другой Максима), в патронах недостаток. Теснимая нашими войсками, банда отступила из станицы Кубанской на хутор Кубанский, а из последнего после трехчасового боя в беспорядке далее, обходным путем, на станицу Апшеронская. Во главе банды стоит полковник, фамилия последнего не установлена. Инициаторами организации банды являются офицерство, бежавшее из-под надзора Советских властей, а также местные кулаки. Пополняется банда дезертирами из окружающих станиц Кубобласти, которые прибывали ежедневно в числе от 20-30 человек, но почти без оружия».
В ответ на отдельные выступления мятежных казаков Советская власть развернула репрессии в отношении жителей Белореченского района, так или иначе имевших отношение к бело-зеленым.
К примеру, 25-го августа 1920 года революционный военный трибунал 9-й Кубанской армии приговорил жену бывшего священника ст. Белореченской Пиаму Алексеевны ИВАНОВУ за сочувствие бело-зеленым «к заключению в концентрационный лагерь на все время Гражданской войны в Советской России» (НАРА – 136/1/23, лист 22).
В августе и сентябре тот же самый революционный военный трибунал осудил еще многим нашим землякам. Приговоры типичны: либо расстрел, либо концлагерь…
Ряд населенных пунктов подвергся массовому террору со стороны красных карателей. В их числе были станицы Апшеронская и Пшехская.
31 августа 1920 года в станице Пшехской были казнены Давыд ИЩЕНКО, Нестер ХАРЬКОВСКИЙ, Кузьма БОБРЫШЕВ и еще несколько десятков казаков…
Сегодня согласно раннее поданному в администрацию района руководством Закубанской Линейной общины уведомления, в ст. Пшехской состоялись траурные мероприятия по убиенным казакам. Почему заявку подала наша община? Просто в плане работы районного казачьего общества это мероприятие отсутствовало изначально. Низкий поклон Галине ВЕЛИКОЙ-ЮСУПОВОЙ, Надежде ШПАКОВОЙ, Федору Дмитриевичу ГНЕЗДИЛОВУ, ибо только благодаря их трудам и хлопотам появились и до сих пор еще проводятся Пшехские поминовения.

СотникЪ

Источник
 

Похожие темы

  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу