Изучая старую подшивку газеты «Белореченская правда» более чем 60-летней давности (№ 31 от 14-го марта 1958 года) наткнулся на воспоминания участника

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
Изучая старую подшивку газеты «Белореченская правда» более чем
60-летней давности (№ 31 от 14-го марта 1958 года) наткнулся на воспоминания участника Гражданской войны на Кубани Викула КУЗЬМИНОВА.
Сведения красного бойца несколько разнятся с воспоминаниями других участников войны, да и само повествование грешит некоторым фантазерством, но… историю, как известно, пишут победители.

«В начале 1918 года из госпиталя я возвратился домой в станицу
Белореченскую. Она гудела, как потревоженный улей. Почти каждый день проходили митинги, зажиточные казаки призывали население поддерживать краевую казачью раду. Солдаты и бедные крестьяне выступали на стороне большевиков, станица разделилась на два враждебных лагеря: первый, наиболее многочисленный, составили крестьяне, солдаты, рабочие, а второй – кулаки и зажиточные казаки.
К ревкому, руководил которым железнодорожный рабочий В.И. Бавбзей, с окрестных хуторов и сел стекались люди.
В начале марта распространился слух, что на Кубань движется со своей добровольческой армией царский генерал Корнилов, потерпевший поражение под Петроградом и на Дону. В это время в Белореченскую с турецкого фронта прибыла гаубичная батарея. Артиллеристы все как один стали на сторону революции. А через несколько дней в станицу прибыла казачья сотня с 16-ю пулеметами. Она разместилась в доме богатого казака ГУБАНОВА (ныне помещение радиоузла) и стала угрожать ревкому.
Тогда ревком вызвал на совещание артиллеристов. На совещании было решено разоружить казачью сотню, отобрать у нее пулеметы. Батарейцы привели орудия в полную боевую готовность. У орудий дежурили наши станичники Яков ПОПОВ, Иван НЕВМИРА и другие.
И вот представители ревкома направились с ультиматумом к командиру казачьей сотни. Но его не нашли. Тогда они предъявили ультиматум начальнику охраны: если сотня не сдаст оружие ревкому, то батарея откроет по ней огонь.
Караульный начальник, подумав, принял ультиматум. Сотня была быстро разоружена, а командир сотни, казачий офицер, узнав об этом, застрелился.
Оружие сотни очень пригодилось красным бойцам, которые умело его использовали в боях с бандой Корнилова и другими врагами.
После разгрома Корнилова и Филимонова наступило короткое затишье. Крестьяне получали землю, впервые работали не на кулака, а на себя. Однако уже летом стало известно, что на Кубань движутся белогвардейские войска Деникина и Покровского. В станице появились отступающие красные отряды и беженцы, которые рассказывали о зверствах белых. В станице организовался 2-й Белореченский полк, командиром которого был назначен Д. ЦЫБУЛЬСКИЙ. В паровозном депо спешно рабочие оборудовали два бронепоезда… Кроме того был организован конный отряд разведчиков под командой смелого конника Василия РАМАЗОВА».
FjVqEkgJL5g.jpg
yZGFYeJ4UsQ.jpg
u2NOtE4I88w.jpg


Источник
 
  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу