"Летающий казак" Вячеслав Ткачев.Во многом он был первым. Первый гражданский...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
JPWXmxwYz_g.jpg
"Летающий казак" Вячеслав Ткачев.

Во многом он был первым. Первый гражданский и военный летчик из казачьего сословия. Первый русский авиатор, совершивший перелет в полторы тысячи верст. Первый летчик России — Георгиевский кавалер, создатель русской истребительной авиации, основоположник русского воздушного боя и разведки, первый командующий авиацией Российской империи в звании генерала.
Единственный из белогвардейских генералов, приговоренный к 10 годам исправительных лагерей в СССР, а также единственный из генералов, написавший и опубликовавший ряд книг при Советской власти.
Но, несмотря на многие заслуги, имя этого человека на долгие годы было вычеркнуто из истории российской военной авиации, которой он отдал большую часть своей жизни. Этим уникальным человеком был наш земляк, уроженец станицы Келермесской генерал авиации Вячеслав Матвеевич Ткачев.
Выдающийся полет.
Казаки Ткачевы стали известны на Кубани с середины XVIII века. Дед будущего генерала авиации сотник Василий Ткачев блеснул удалью в 1829 году при взятии турецкой крепости Анапа и был удостоен личного дворянства. В 1852 году при обороне от горцев аула Сагат-Гирея отличился отец — Матвей Ткачев. Во время Крымской войны он стал Георгиевским кавалером и дослужился до чина войскового старшины. Как дворянин после окончания Кавказской войны он получил участок земли в 182 десятины в юрте Келермесской, на котором позднее возник нынешний хутор Ткачев.
24 сентября (6 октября) 1885 года у Матвея Васильевича и Анастасии Ивановны Ткачевых родился сын, которого назвали редким в то время именем — Вячеслав.
Получив начальное образование на дому, казачонок из Майкопского отдела Кубанской области в десятилетнем возрасте успешно выдержал вступительный экзамен в Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус. Там он сошелся с озорным Петром Нестеровым, с которым его впоследствии свяжет близкая дружба. В 1906 году Вячеслав Ткачев оканчивает Константиновское императорское артиллерийское училище и служит во 2-й Кубанской батарее. Затем его переводят офицером-воспитателем в Одесский кадетский корпус.
Там в 1911 году он оканчивает частную авиашколу, а уже через год по рекомендации великого князя Александра Михайловича сотника Ткачева направляют в офицерскую Севастопольскую школу авиационного отдела воздушного флота. В школе он стал лучшим учеником с наибольшим налетом. За блестящую учебу его награждают орденом Святой Анны 3-й степени.
После окончания севастопольской школы Вячеслав Ткачев живет в Киеве. Дружит с Петром Нестеровым и Игорем Сикорским. В 1913 году Ткачев на «Ньюпоре» совершает рекордный перелет Киев — Одесса — Керчь — Тамань — Екатеринодар. За этот перелет Киевским обществом воздухоплавания В.М. Ткачев был удостоен золотого жетона с надписью: «За выдающийся полет 1913 г.». Несколько дней он демонстрировал воздушные полеты на аэроплане «Ньюпор». Три дня Ткачев показывал летное мастерство в небе над Екатеринодаром. Горожане закрывали свои лавки, служащие отпрашивались с работы. В это время он побывал и в Келермесской у матери и близких.
В воздушных боях.
В день вступления России в Первую мировую В.М. Ткачева назначили командиром 20-го корпусного авиационного отряда в г.Лиде. С началом войны он стал воздушным разведчиком, вылетая через линию фронта в тыл австро-венгерской армии. Во время одного из вылетов его аэроплан обстреляли, пробив масляный бак. Масло обожгло мужественного авиатора, но он дотянул до своих. Приземлившись, В.М. Ткачев вскочил на коня и отправился в близлежащий городок, чтобы передать разведданные в штаб. Вернувшись к аэроплану, он увидел, что наступающие австрийцы вот-вот его захватят. Он нашел телегу, погрузил на нее аэроплан и вывез его в тыл.
За эту разведку Ткачев награждается Георгиевским крестом IV степени и становится первым летчиком России — Георгиевским кавалером. В декабре 1914 года подъесаул В.М. Ткачев стал первым летчиком России, сбившим в воздушном бою вражеский самолет. Причем немецкий «Альбатрос» он сбил из пистолета. После этого боя на русских аэропланах ставятся пулеметы. Всего на счету В.М. Ткачева было не менее пяти сбитых вражеских самолетов.
В августе 1916 года Ткачев возглавил 1-ю истребительную авиагруппу, в которую вошли 2, 4 и 19-й авиаотряды. Под его руководством и при непосредственном участии были созданы истребительная авиационная группа и три новых авиационных отряда. Ткачев лично вел глубокие тыловые разведки противника, достигая больших результатов.
В начале 1917 года полковник Ткачев был назначен командиром авиадивизиона, потом — инспектором авиации Юго-Западного фронта. В марте 1917 г. он в чине полковника назначается на высший пост генерал-инспектора авиации, а с 6 июня — начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного главнокомандующего, по сути главой авиации России. В 1917 году Ткачев завершил работу над первым в истории развития русской авиации пособием «Материалы по тактике воздушного боя». В этом документе, как показал дальнейший ход событий, он заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России. На исходе войны он был награжден золотым Георгиевским оружием.
В огне Гражданской войны.
После Октябрьской революции Вячеслав Ткачев поддержал белое движение. В декабре 1917 г., опасаясь расправы со стороны революционно настроенных солдат и матросов, В.М. Ткачев бежал из Ставки Верховного главнокомандующего в Могилеве на Кубань. В начале 1918 г. вступил рядовым бойцом в белый партизанский отряд полковника Кузнецова, действовавший против войск Северо-Кавказской Советской республики в районе Майкопа. Попал в плен и едва избежал расстрела, будучи спасен заступившимися за него земляками.
Летом 1918 г. он создает первый авиаотряд на Кубани в составе Добровольческой армии Деникина. До мая 1919 г. Вячеслав Матвеевич командует 1-м Кубанским казачьим авиационным дивизионом. 8 мая 1919 г. он назначается начальником авиаотряда Кавказской армии, а 19 мая производится в генерал-майоры. После успешных действий под станицей Великокняжеской участвовал в боях на Царицынском направлении в июне–июле 1919 г.
В апреле 1920 года он становится начальником авиации Вооруженных сил Юга России, а затем и начальником авиации Русской армии генерала Врангеля. Тогда же награжден орденом Св. Николая Чудотворца 2-й степени.
Вдали от родной земли.
После эвакуации из Крыма русский военный летчик В.М. Ткачев эмигрировал в Югославию. Некоторое время работал редактором авиационного журнала, затем в частном пароходстве. Разработал ряд наставлений и пособий для югославской авиации. Живя в Югославии, проявлял большую заботу об устройстве русских летчиков. В штабе инспекции югославской авиации, где он служит, завязывается его дружба с последним атаманом Майкопского отдела Ф.Я. Даниловым, многочисленными земляками-кубанцами. В 1922 году он получил звание генерал-лейтенанта и должность генерал-инспектора, а в 1927 году стал первым и единственным генералом от авиации Русской армии.
После отставки в 1934 году Вячеслав Матвеевич поселился в Нови Саде, стал преподавать в русской мужской гимназии. В 1937 году Ткачев официально получает гражданство Югославии.
Перед непростым выбором.
Как и многие из русских эмигрантов, В.М. Ткачев воспринимает нападение Германии на СССР как шанс изменить власть на Родине.
В 1941 году он стал походным атаманом Кубанского казачьего войска в Югославии, участвует в формировании казачьих подразделений Русского охранного корпуса в Сербии.
«Немало разочарований пришлось мне пережить в стане белых. Я не нашел того, что ожидал… Не шкурные соображения, не политические убеждения, а только чувство патриотизма толкнуло меня еще в 1917 году на антисоветский путь. А в результате я 24 года, тоскуя по Родине, прожил эмигрантом в Югославии», — писал он позднее в своем дневнике.
При приближении Красной Армии к Белграду он отказался эвакуироваться. 20 октября 1944 года Вячеслав Матвеевич был арестован СМЕРШем 3-го Украинского фронта. Был отправлен в Москву, на Лубянку, где 4 августа 1945 года по приговору военного трибунала осужден на 10 лет по статье 58.
Жену его в СССР депортировать не стали, и через несколько лет после войны она оказалась под Парижем в доме престарелых.
Отсидев в лагерях ГУЛАГа 10 лет, 11 февраля 1955 года был выпущен без права жительства в больших городах. Получив гражданство СССР, поселился на Кубани, в Краснодаре, где работал в артели инвалидов-переплетчиков им. Чапаева за 27 рублей 60 копеек. Подрабатывал — писал заметки в газеты, книгу «Русский сокол» о своем друге Нестерове. В 1956 году его разыскала жена, звала его к себе, и вроде даже была возможность уехать, но он написал ей: «Мне слишком дорого далась Родина, лучше ты ко мне переезжай». Так они и не встретились больше.
По свидетельствам очевидцев, в последние годы жизни он тосковал о супруге. 24 марта 1965 года, в возрасте 80 лет Вячеслав Матвеевич Ткачев — кубанский казак, военный летчик, генерал-лейтенант скончался в Краснодаре, и был погребен на Славянском кладбище.
За свою долгую жизнь В.М. Ткачев был награжден орденами Святого Станислава 2 и 3-й степеней, Святой Анны 2, 3 и 4-й степеней, Святого Георгия 4-й степени, Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, золотым Георгиевским оружием, французским «Военным крестом», орденом Святого Николая Чудотворца.
Тридцать лет спустя после кончины Вячеслава Матвеевича Ткачева Родина воздала русскому летчику по заслугам. 23 сентября 1995 года в связи со 110-летием со дня рождения на доме №82 по улице Шаумяна в Краснодаре, где он жил последние годы, главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник авиации Петр Дейнекин в торжественной обстановке открыл мемориальную доску кубанскому казаку-авиатору.
А в июле 2010 года на Свято-Покровском храме станицы Келермесской местными казаками была открыта мемориальная доска именитому земляку-авиатору.

Источник
 

Похожие темы

  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу