А сегодня небольшое дополнение к нашему затянувшемуся рассказу об «осколках» Апшеронской УЖД

БЕЛОРЕЧЕНСК

Ветеран форума
Сообщения
2.017
Реакции
1.078
БЕЛОРЕЧЕНСК не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
А сегодня небольшое дополнение к нашему затянувшемуся рассказу об «осколках» Апшеронской УЖД. В самом райцентре, а заодно и бывшем центре железной дороги вот уже более десяти лет не раздаются гудки маленьких тепловозов. Но кое-какие следы былой роскоши всё-таки остались.

Узкоколейка подбиралась к Апшеронску с юга и почти пронзала его насквозь, доходя до деревообрабатывающего комбината. Главная станция с пассажирским вокзалом располагалась практически в центре города, по доступности ничем не уступая автовокзалу. Это место и сейчас нетрудно обнаружить. Сразу за северной горловиной бывшей станции примостился необычный памятник: на рельсовом звене стоят две тележки, а на них громоздится эдакий гигантский спичечный коробок. Барельефы из стальной полосы изображают боевые и трудовые подвиги железнодорожников, а надпись «1927…1977» указывает, что поставили монумент к 50-летию дороги. Скоро он и сам отметит аналогичный юбилей. Изначально он выглядел более брутально, будучи необлицованной бетонной плитой, но со временем памятник обветшал, с него украли металлические элементы. Несколько лет назад его отреставрировали, облицевав плиткой.

Насыпь бывшей УЖД хорошо видна почти на всём протяжении, местами из неё торчат шпалы, а вот рельсы, если где и остались, то разве что на закрытой от посторонних глаз промышленной территории. Разобраны даже переезды, которые зачастую служат последними памятниками давно уничтоженным «железкам». Зато сохранились более капитальные сооружения. Большой мост через реку Туха представляет собой типичную для местных УЖД замысловатую конструкцию, сваренную из множества рельс. Перед станцией есть пешеходный мостик, сделанный, по всей видимости, из платформ. Сама станция пока «читается» очень легко, будучи грязным пустырём с мачтой освещения и несколькими постройками разной степени руинированности. Самая величественная из них — локомотивное депо на три стойла. Увы, постжелезнодорожного применения ему не нашлось — вынесена половина ворот и окна из стеклоблоков, потихоньку осыпаются кирпичные стены (специально их что ли оббивают??), на крыше выросли деревца.

Рядом с депо расположился и подвижной состав: локомотив ТУ8-0427, две дрезины, несколько вагонов-«дилижансов», тележки навалом. Это собственность АО «Апшеронск-Лагонаки», вышвырнутого контролирующими органами с УЖД Гуамского ущелья. Техника стоит на огороженном дачном участке перед солидного вида особняком, и вид у неё пока неплохой. Ещё один тепловоз работает памятником самому себе в городском парке «Юность». Этот бедолага выглядит куда хуже — обладатели шаловливых ручек потихоньку обдирают с него всё, что недостаточно крепко привинчено, да и парковые маляры явно переборщили с зелёной краской. Вдобавок на месте стеклянной заводской таблички у него железка с надписью «ТУ7А» — на самом деле эту ТУ7-2485.

А закроем мы историю узкоколейки ещё одним чудом техники. В Отдалённом в своё время базировалась «хлебная» дрезина с кабиной от ГАЗ 53-12 и довольно вместительным кузовом-фургоном. Последние её фотографии в сети датируются 2016 годом и вроде бы в комментариях поговаривали, что её порезали. Но всё-таки не зря мы так безбожно растянули материалы об Апшеронской УЖД – когда предыдущие два очерка уже были опубликованы, дрезина нашлась. Её выкупило АНО «Музей железной дороги», управляющее Каринской УЖД в Кирово-Чепецке. Теперь она экспонат тамошнего музея, правда не в «отдалённом» виде – её привели к «заводскому» состоянию грузовой дрезины ГМД4.

Узкой колеи в Апшеронске давно нет, зато пока жива широкая – две станции на 33-километровом тупиковом ответвлении от оживлённой магистрали между Армавиром и Черноморским побережьем. Станция Апшеронская располагается в промзоне на севере города и обслуживает промзону деревообрабатывающего комбината. После неё линия практически параллельна трассе УЖД, расходясь с ней лишь на южной окраине Апшеронска: узкоколейка пролегала на юго-восток, а широкая колея загибается на запад вдоль Тухи по юго-западному «отростку» города, заканчиваясь на территории исправительной колонии строгого режима. Станция вблизи неё называется Нефтегорск, хотя от одноимённого посёлка её отделяют несколько километров. Линия в основном выполняла грузовую работу – по ней возили лес, а во времена расцвета местной нефтедобычи – и «чёрное золото». Пассажирское движение было представлено одной-двумя парами в день от Белореченской или Комсомольской до Апшеронской с одной промежуточной остановкой в посёлке Ерик – там был разъезд и даже какой-то подъездной путь. На Нефтегорск пассажирские поезда вроде бы не ходили, ну разве что рабочие. Дорога от Апшеронской до узловой станции Комсомольская занимала около 50 минут, но сам вокзал располагался очень неудобно. Отменили пригородное движение где-то в 1994 году, хотя в то время активно ходили туристические составы. Ещё в середине 00-х на вокзале продавали билеты на поезда дальнего следования, но сейчас он «запечатан» намертво. Сохранилась довольно протяжённая платформа, а вот значительная часть путей и стрелок на станции снята. Какая-то минимальная грузовая работа на ней вроде теплится, ну а городской участок всё ещё не разобрали лишь чьим-то попущением – никому он не нужен.

А давайте попробуем помечтать на тему, можно ли вернуть пассажирское движение. В последнее время «Орланы» РА3 открывают для пассажиров забытые и даже абсолютно новые маршруты, так почему бы не вспомнить и про Апшеронск… хотя туда сподручнее будет «Дятел» ДТ1. Очевидно, конкурировать с автобусами поезда смогут только с конечной на станции Нефтегорск да с парой-тройкой промежуточных остановок по городу. Гонять пассажирские составы до Краснодара или Туапсе бессмысленно – эти рейсы несоизмеримо длиннее соответствующих автобусных, да ещё и со сменой направления. Интереснее коротенький, в полсотни километров, маршрут до Белореченской — так пассажирский поезд ходил и раньше. Можно потянуть его и дальше – в довольно крупный и суетный Армавир уже на основном ходу СКЖД. Мне кажется, в таком виде поезда будут востребованы. В принципе можно организовать и дальние рейсы в регион Минеральных вод, но едва ли на них будет спрос. Интересными и довольно популярными могут оказаться сквозные маршруты на другие тупики. От Белореченской такая ветка (электрифицированная!) уходит в Адыгею – вдоль Белой реки (не той, о которой пел Шевчук) через Майкоп до станции Хаджох в посёлке Каменномостский. Сейчас там в ходу одна пара экспрессных «Ласточек» Туапсе – Майкоп. Почему бы не добавить к ней «медленный» поезд Нефтегорск – Хаджох?! Ближе к Армавиру отходит ветка на Шедок, и на ней тоже «висит» крупный город – стотысячный Лабинск. Конечно, это смотрится как не слишком обоснованные «хотелки», но всё-таки пассажирский поезд на фоне живописнейших Кавказских гор, бурных рек, скал, водопадов – наверное, не самая плохая мечта. Но пока у Апшеронска с железной дорогой как-то не клеится.

Инфо: Трамвай
nDxoKitQeeE.jpg
HQhrzsbWaxc.jpg
oVxKoC3EVnA.jpg
Ox-5WBWQcs0.jpg
ChStQq9zMu4.jpg
r8NFBGGK5bY.jpg
Hrw4Tdgc7cQ.jpg
ureYzs8Ui5Y.jpg
JNpL48HjKQw.jpg
 
Последнее редактирование модератором:

Похожие темы

  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу