Узкоколейки с пассажирским движением (не детские и не трамваи) в нашей стране нынче можно пересчитать по пальцам, причём возможно даже одной руки

БЕЛОРЕЧЕНСК

Ветеран форума
Сообщения
2.017
Реакции
1.078
БЕЛОРЕЧЕНСК не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
Узкоколейки с пассажирским движением (не детские и не трамваи) в нашей стране нынче можно пересчитать по пальцам, причём возможно даже одной руки. Тем удивительнее, что в Краснодарском крае этих реликтов осталось целых два. Корни у них общие, а сейчас оба переживают не лучшие времена.

Апшеронская железная дорога стала детищем лесной промышленности – её построили в 20-х годах для вывоза заготовленного леса из глухих горных районов к югу от города Апшеронска Краснодарского края. А заодно она связывала с райцентром тамошние посёлки и хутора. После войны лесоразработки постепенно пошли на спад, а перевозка людей и грузов играла всё более заметную роль. К распаду СССР от разлапистой некогда дороги осталась 59-километровая линия от Апшеронска до станции Шпалорез в посёлке с характерным названием Отдалённый, да с маленьким ответвлением в Кушинку. Районные власти дотировали содержание узкоколейки, но не её капитальный ремонт. Между тем состояние путей становилось всё более печальным, особенно между Апшеронском и посёлком Черниговское. 15 лет назад начались перебои в движении, а в 2010 г. линия была обрезана до вида, в котором существует и поныне: 29 километров от Черниговского до Шпалореза и двухкилометровое ответвление от хутора Десятый километр на Кушинку.

После потери связи с Апшеронском, где было депо, обслуживание подвижного состава ведётся на затрапезного вида площадке в Черниговском. Где-то лет пять назад дорога окончательно перестала использоваться для вывоза леса. В прошлом году лесовозные платформы прокатили по путям на прощание и отправили в резку или бросили в Черниговском, пришли в негодность леспромхозовские локомотивы. Вполне жив тепловоз энергетиков, который катается с мотками кабеля на передней площадке. Пассажирскую работу осуществляют автомотрисы (здесь их почти официально кличут «матрицами») ТУ6П. «Маршруточной» вместимости этого агрегата вполне достаточно для местных пассажиров, коих он перевозит с комфортом трактора. Нигде больше на наших УЖД моторвагонная тяга в пассажирском движении не используется. Путь из конца в конец занимает почти три часа, билет от Десятого километра до Черниговского стоит 37 рублей. Хутор назывался Десятым километром (по расстоянию от Черниговского) даже тогда, когда километры на железной дороге мерились от Апшеронска и станция подле него носила название 40 км. Между ней и Черниговским – длинный перегон без остановок, который «матрица» героически преодолевает минут за сорок-пятьдесят. Зато дальше посёлки частят: Новый Режет, Нижние, Средние и Верхние Тубы, наконец, Отдалённый – они почти сливаются. В Кушинку ТУ6П заезжает при следовании и туда, и обратно. Там нет треугольника, поэтому в одну сторону «матрица» осторожно пятится салоном вперёд.

Железная дорога проходит по весьма живописным местам в долине реки Пшеха – здесь можно увидеть и водопады, и ущелье Волчьи ворота, где река и проложенная по скальной полке узкоколейка буквально зажаты в клещи высокими скалами. Неудивительно, что её используют и для экскурсий. Проводит их компания «Шпалорез-экспресс» с собственными локомотивами ТУ4, ТУ7А и ТУ8 и вагонами-«дилижансами». На путях можно встретить самую разнообразную живность – коров, лошадей, гусей, куриц, индоуток; когда мы шли по рельсам, неподалёку проскакал олень, а из окна «матрицы» видели, как с дерева величественно уходит в полёт сапсан. Своеобразное «население» железной дороги – частные дрезины-«пионерки», коим хозяева приделывают кузова и крыши. Правда, осталось их мало. Похоже, отправилась в утиль и «хлебная» ГМД4, которой местные умельцы присобачили кабину от ГАЗ-53-12. Магистраль между Черниговским и Отдалённым в последние годы изрядно поскучнела, но на свалку истории отнюдь не собирается. Сонные школьники едут учиться в Отдалённый, жители посёлков через Черниговское добираются по делам в райцентр, туристы же катаются туда-сюда, восхищаясь красотами кавказских предгорий и тому удивительному колориту, что создаёт в них реликтовая транспортная артерия.

P.S. материал про УЖД Гуамского ущелья тоже будет, сохраняйте спокойствие
#ужд #жд #черниговское #отдалённый #апшеронск

Инфо: Трамвай
w6f6h_7gVAo.jpg
HHB1VXfDC5s.jpg
Ybt-hvuOBds.jpg
jdUFruB4zYw.jpg
mEyzb0Ci4P0.jpg
rVgHkI046kM.jpg
KAYmv26NsmE.jpg
24DYGEGLiKk.jpg
FWDpC4uN400.jpg
EmfsQPybrT0.jpg
 
Последнее редактирование модератором:
  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу