К 75-летию Битвы за Кавказ 1942-1943 гг.: подразделения предателей и карателей на...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
ClUya0lvO18.jpg


К 75-летию Битвы за Кавказ 1942-1943 гг.: подразделения предателей и карателей на Кубани по сводкам НКГБ. Часть1.

Из докладной записки УНКГБ по Краснодарскому краю № 5375 в Четвертое управление НКГБ СССР о пребывании на оккупированной противником территории Адыгейской автономной области белоэмигранта генерала Султан-Гирея Клыча и мероприятиях по борьбе с националистической деятельностью руководяших кругов горской эмиграции и «Северо-Кавказского легиона»:
21 сентября 1943 г.
Имеющимися агентурно-следственными материалами устанавливается, что немцы, оккупировав территорию Адыгейской автономной области, строили свою политику с учетом национальных особенностей и исторического прошлого адыгейского народа. Опираясь на буржуазно-националистические элементы Адыгеи, антисоветски настроенную часть местной интеллигенции, стариков-авторитетов, а также играя на национальных и религиозных чувствах населения, оккупанты стремились укрепить свое господство и поднять адыгейский народ против Советской власти.
В этих целях немцы привезли с собой белоэмигранта, бывшего генерала белой армии, командира «дикой дивизии» князя Султан-Гирея Клыча, уроженца аула Уляп Шовгеновского района Адыгейской автономной области, постоянная резиденция которого была в г. Ставрополе.
Как установлено, находясь в г. Ставрополе, Султан-Гирей Клыч созвал совещание националистических горских авторитетов и представителей мусульманского духовенства, на котором обсуждались вопросы:
1) об образовании на Северном Кавказе «самостоятельной национальной республики» под руководством Султан-Гирея Клыча;
2) о восстановлении в полном объеме мусульманской религии и обрядов;
3) о восстановлении адата и всех старых обычаев (возвращение горских женщин в прежние условия жизни и др.);
4) об установлении для черкесов привилегированного положения по отношению к русским;
5) об организации всех горских народов для активной вооруженной борьбы против Красной Армии.
После принятия по этим вопросам решений утвердительного характера по указанию германского командования ставленниками немцев бургомистром Шовгеновского района Аташуковым Аскарбием (до оккупации работал начхозом Грузлесзага в г. Майкопе), делегатом совещания от Адыгеи, заместителем бургомистра того же района Бжассо Керимом (до оккупации работал счетным работником в Адыгейском областном банке в г. Майкопе) и другими, из Адыгеи в г. Ставрополь к Султан-Гирею Клычу была послана специальная делегация «почетных стариков от имени адыгейского народа» с просьбой прибыть в Адыгею и возглавить борьбу против Советской власти…
Все эти делегаты после изгнания немцев арестованы и дали показания, что при встрече их и передаче просьбы о прибытии в Адыгею Султан-Гирей Клыч интересовался, кто из адыгейцев, служивших в «Дикой дивизии», остался в живых, бытом адыгейцев в период существования Советской власти и колхозной жизнью. Как заявил Султан составу делегации, с приходом немцев на Северный Кавказ адыгейцы «освобождены» от большевиков и имеют возможность свободно открывать мечети, создавать религиозные школы и развернуть работу по возрождению мусульманской веры и обычаев.
В беседах Султан подчеркивал свое желание, чтобы население г. Адыгеи повсеместно помогало германской армии не только материально, но и живой силой путем добровольного вступления в создаваемые немцами «добровольческие легионы»…
В заключение своей беседы Султан-Гирей Клыч через делегатов бургомистру Шовгеновского района Аташукову передал, что в ближайшее время он выедет из г. Ставрополя в Адыгею. В конце декабря 1942 г. и в начале января 1943 т. Султан-Гирей Клыч в сопровождении эмигранта-осетина «профессора» Козырева Мисоста и двух немецких офицеров под видом встречи с земляками посетил г. Майкоп и ряд аулов и хуторов Шовгеновского и Кошехабльского районов Адыгейской автономной области.
Посещая аулы, Султан Клыч Гирей при встрече с населением строго соблюдал национальные мусульманско-религиозные обряды (посещение кладбищ и др.), а затем выступал на собраниях, призывая адыгейцев активно помогать немцам в борьбе против Советской власти. В своих выступлениях Султан-Гирей Клыч называл себя и Козырева членами «национального комитета», прибывшими из Берлина по заданию германского командования по делам организации жизни кавказских народов.
На собрании в ауле Уляп Султан Клыч-Гирей заявил: «Я являюсь наместником Кавказа. Германское правительство в лице Гитлера обещало передать Кавказ под мое руководство, поэтому я приехал сюда, чтобы узнать, как живет народ, какие имеются недостатки, выявить коммунистов, комсомольцев, советский актив и уничтожить их. Однако, как истинный черкес, этого делать не хочу, чтобы не губить людей, так как их и без этого погибает много, и если среди вас есть коммунисты, комсомольцы и активисты, то они должны обратиться к своей мусульманской вере и молиться богу». Из донесения источника «Биджиева» и показаний свидетеля Шевченко.
Наряду с этим агентурно-следственными материалами устанавливается, что в отличие от своих резко антисоветских выступлений на собраниях в беседах в более узком кругу приближенных лиц Султан Клыч-Гирей недвусмысленно подчеркивал непрочность немецких завоеваний на Кавказе, в связи с чем не рекомендовал заниматься репрессиями коммунистов, «дабы впоследствии не пострадать самим от большевиков».
После выступлений на собраниях Султан Клыч-Гирей отдельно проводил групповые беседы с «почетными стариками», лицами, служившими в «дикой дивизии», которых призывал поднять адыгейцев для вооруженной борьбы с Советской властью.
Перед отъездом из Адыгеи сопровождавший Султана «профессор» Козырев по инициативе контрреволюционных националистических элементов Шовгеновского района с согласия Султана Клыч-Гирея написал текст «ходатайства адыгейского народа» к германскому командованию следующего содержания:
«Ортс-комендатура — г. Майкоп.
Фельдкомендатура — г. Майкоп.
Гестапо — г. Майкоп.
Ввиду создавшегося положения на театре военных действий на Кавказе, а также принимая во внимание воззвание, которое издало высшее командование германских войск, к кавказцам, имеем честь заявить следующее:
В данное время на Кавказе пребывает наш уважаемый кавказским народом любимый вождь черкесского, а также народа кавказского — генерал Султан Клыч-Гирей. Зная популярность Султана Клыч-Гирея в народе, предлагаем со своей стороны доверить ему организовать черкесскую армию — отряд, который безо всяких сомнений под его мудрым рукоюдством окажет существенную помощь германскому командованию, причем мы — местные жители Кавказа — считаем своим долгом довести до сведения германского командования о следующем:
Необходимо для общей борьбы вызвать наших братьев-эмигрантов из-за границы, в которых мы неотложно нуждаемся, как в отношении ведения войны на Кавказе, так и в административном отношении.
Доводим до сведения германского правительства, а также и командования о том, что эмигранты Кавказа изгнаны не кавказцами с Родины, а только лишь большевиками, которые много зла и несчастья причинили всему нашему народу.
Убедительно просим высшее командование германских вооруженных сил поддержать наше ходатайство, принять во внимание и в кратчайшее время разрешить его.
Да здравствует Адольф Гитлер, германское правительство и армия!
Начальник Хакуринохабльского района Аташуков
Почетные старики народа — подписи».

P.S. Как известно Хануко, как называли Султана Клыч Гирея черкесы, закончил свою жизнь на виселице в Москве 16 января 1947 г. вместе с казачьими генералами-предателями Шкуро, Домановым, двумя Красновыми и "батькой" фон-Паннвицом.
"Бургомистр" Хакуринохабльского района, отставной советский офицер, был убит в сарае в одном из дворов аула Джамбечий в Адыгее 27 января 1943 г. своими бывшими подчиненными-черкесами.

На фото - подсудимые Паннвиц, Шкуро, Краснов и Султан Гирей слушают свой приговор на суде в Москве...

Источник
 
Последнее редактирование модератором:

Похожие темы

  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу