ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СВЯЩЕННИКОВ И КАЗАКОВ (отрывок из статьи А. Серба,...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
DQj60biWdyQ.jpg
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СВЯЩЕННИКОВ И КАЗАКОВ
(отрывок из статьи А. Серба, опубликованной в журнале «Станица», № 2 (51))

… участие казачества в религиозной жизни России – вряд ли признак его возрождения. Больше того, нередко наблюдается явление, характеризуемое поговоркой – «заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет!». На казачьих Кругах стало вдруг считаться необходимым присутствие православного батюшки (без чего решения их можно, случись что, объявлять «недействительными»). Не иначе, как от большого выдумщика Алмазова занесло в казачьи головы, вместе с другими «обычаями», и эту дурь!
В той же Запорожской Сечи казаки сами избирали себе священников, сами и изгоняли, если что. Кошевой атаман из Сечи совмещал высшую военную, духовную, гражданскую и судебную власть, и присягали ему не только «браты-сечевики», но даже и священнослужители, которые по его требованию могли быть удалены с территории Запорожья.
И так было до самого упразднения Сечи в 1775 году. Когда при последнем Кошевом Петре КАЛНЫШЕВСКОМ русским властям потребовалось заменить сечевого священника Кирилла Тарловского на более послушного Владимира Сокальского, к атаману с такой просьбой обратился всесильный президент Малороссийской коллегии «граф, кавалер, фельдмаршал» Петр РУМЯНЦЕВ. Обосновывая ее преимуществами Сокальского – он-де магистр богословия, преподаватель Киево-Могилянской академии…
Конечно, Синод стремился к максимальному влиянию на многочисленное и не бедное казачество, что не раз приводило к конфликтам между атаманской и синодальной властями. Окончательную точку в противостоянии был вынужден поставить Военный министр России и Главное Управление Казачьих Войск. Учитывая принципиальное значение вопроса, приведем важнейшие положения утвержденного документа «По вопросу о праве духовенства станичных церквей участвовать в станичных сборах»:
«Священник Ирклиевской станицы Кубанской обл. Варфоломей СЕРГИЕВ обратился к Военному Министру с просьбой о разъяснении ему, имеет ли право проситель, как лицо, происходящее из казачьего сословия и как член общества названной станицы, участвовать в выборах и быть избираемым в выборные на станичном сборе, а также прочитывать приговоры и распоряжения, касающиеся интересов общества, в каковых правах местное войсковое начальство ему отказало.
Военный Совет, на благоусмотрение коего представлялся означенный вопрос, остановился на следующих соображениях.
Не только священники лично, но и их дети по окончанию учения в высших духовных учебных заведениях, если будут признаны епархиальным архиереем достойными к занятию учительских должностей или штатных при церкви мест, совершенно исключаются из списков казаков и поступают в духовное ведомство.
Таким образом, по существующим законоположениям, священник СЕРГИЕВ не может участвовать на выборах наравне с прочими членами общества и быть избираемым в выборные на станичный сбор, а также не может требовать на прочтение общественные приговоры и распоряжения начальства, касающиеся интересов общества, из коего он считается выбывшим.
Главное Управление Казачьих Войск. С-Петербург, октября 7-го дня 1905 года».
Письмо «О праве духовенства станичных церквей участвовать в ста-ничных сборах» 31-го января 1909 года прямо предписывало: «разъяснить всем войсковым начальствам казачьих войск, что священно-церковнослужители станичных церквей не могут пользоваться правом участия в станичных сборах».
Итак, священник не только не мог своим участием подтверждать правомочность казачьего схода, но и не имел права на нем присутствовать! Военный Совет при Военном министре называет причину: каждое сословие Империи – обособленная группа населения, имеет свой правовой статус, живет по собственным правилам и традициям, не вмешиваясь в дела других сословий.
Но была и вторая причина. Казачество насчитывало в своем составе 47 национальностей, исповедовавших разные религии, некоторые из них были весьма многочисленными. В кубанском триколоре зеленый цвет олицетворял казаков-мусульман, в донском – желтый говорил о наличии казаков-буддистов (калмыки). О национальном составе сибирских и дальневосточных казачьих войск можно вообще говорить долго – там были казаки не только традиционных религий, но и весьма экзотических – идоло- и огнепоклонники!..

Источник
 
Последнее редактирование модератором:

Похожие темы

  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу