Черноморское казачье войско. Униформа.Источниками пополнения...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
dX-vN_xMmCY.jpg

Черноморское казачье войско.
Униформа.
Источниками пополнения Черноморского казачьего войска были преимущественно территории Левобережья, и бывшего Запорожья (на то время — Екатеринославского наместничества). Привлеченными вступать в войско были и задунайские казаки. Ряд документов свидетельствует, что казаки пополнялись "польскими" украинцами. Итак, в составе черноморцев можно было увидеть бывших запорожцев, казаков с Гетманщины, крестьян из Подолья и тому подобное. Это обусловило разнообразие одежды, которые носили черноморцы. Сначала, когда в ряды Войска вступали преимущественно бывшие запорожцы, можно гипотетически говорить о тенденции воспроизведения запорожских традиций в одежде с опосредованным влиянием Гетманщины.
Одежда, оружие и военное снаряжение черноморцев от момента создания "команды верных казаков" до начала XIX в. не были нормированы, хотя первая попытка придать им форму якобы
датируется 1787 г. (синие кафтаны, красные шапки, карабин и пистолет). Вторая попытка унифицировать одежду и оружие черноморцев приходится на 1814 г., когда атаман черноморцев Ф. Бурсак ходатайствовал перед херсонским военным губернатором А. Э. де Ришелье по разработке образцового мундира и амуниции.
В период с 1787 г. и до 1814 г. черноморские казаки, скорее всего, продолжали использовать традиционную запорожскую одежду, внося по своему усмотрению изменения согласно потребностям и возможностям. Большинство исследователей утверждают, что в 1787 - 1792 гг. внешний вид черноморца почти не отличался от внешнего вида запорожца или задунайца. Характерный случай, подтверждающий это — когда М. Голенищев-Кутузов приказал черноморцам повязать белый платок на правую руку — чтобы не путать их с турецкими задунайскими казаками.
Одежда и обувь.
Верхняя и нижняя одежда черноморского казака согласно анализу источников состояла из рубашки, портов (нательное белье), шаровар, кафтана (каптанки), жупана, шаровар, бурки (вильчуры) и (или) киреи. Обувью преимущественно служили лапти и сапоги.
Головные уборы.
Исследователи одежды черноморцев конца 1790-х гг. утверждают, что шапки казаки носили преимущественно двух видов — "чабанки" (из цельного куска кожи) и обычные (из седой или черной
мерлушки с матерчатой верхушкой). Редко, но встречались "лисьи шляпы" и малахаи. С картины, хранящейся в Днепропетровском художественном музее, видно, что казак-черноморец носил красную шапку с выпуклым наголовком, который немного расширялся к вверху. В центре наголовка цепляли большую красную пуговицу, околыш делали из черного овечьего меха (упомянутая запорожская шапка круглая с голубым верхом подобная священнической митре).
Шапки черноморцев изготовлялись из седой и черной мерлушки. Когда упоминается верхушка из ткани — то она синего или голубого цвета, изредка — зеленого. Шапки без верхушек по данным Б. Фролова были распространенными и назывались "чабанка". Есть единичные упоминания башлыка — однако в широкое потребление он вошел позднее. В целом же наиболее распространенными шапками следует считать "по-казацки пошитые" с суконным верхом, "чабанки" и т. н. шапки-"митры", известные под названием "кабардинки".
Нательная одежда
Рубашки были двух типов — цельнокроеные и сложенные — фиксируются в источниках по народной одежды украинцев. Они изготовлялись из домотканого полотна, реже — из тонкого фабричного. Тогдашние рубашки имели небольшой воротничок-стойку, который широко представлен на картинах с сюжетом "Казак Мамай".
Поясная одежда (штаны).
Шаровары изготовлялись из полотна или сукна, имели нашитые карманы, из ткани другого цвета,
чаще всего — синие. Брюки черноморцев изготовлялись из "китаевого, парусного, холстяного, бумажного, хрящевого или суконного" полотна, преимущественно серого, голубого и синего цветов. Это были в основном шаровары, а также названые Б. Фроловым "штаны портные" (то есть на самом деле — нижнее белье). Рисунки тех времен дают возможность говорить о том, что шаровары эти сужались до колен и носились двумя способами — поверх сапог, и шнурованные к голенищам сапог.
Плечевая одежда (свитки, кафтаны).
Свитка из сукна разных цветов, по исследованиям Б. Фролова, была самым распространенным видом одежды казака (возможно именно она в документах называется "кафтаном"). По описанию имущества А. Головатого можно сделать вывод по одежды старшины — это "свитка темно-зеленого сукна с золотым позументом, свитка из синей сиеты, обложенная серебряным позументом, свитка зеленого саетового сукна, обложена серебром, коротенькая свитка из белой сиеты, обложенная золотым полуштабным позументом". В том же перечне фигурируют семь серых "сермяжных свиток" ("зипунов") для рабочих. Сукно для свитки старшин и богатых казаков было синего, голубого, желтого, зеленого цветов из Англии и Вроцлава, зато повседневные свитки обычных черноморцев изготовлялись из сермяжного сукна (домотканого некрашеным грубым сукном серого или черного цветов). Цветные свитки изготовлялись простыми казаками из казенного сукна, в частности часто встречаются синие свитки из фабричного российского сукна (по данным Б. Фролова — в 20% случаев; 4% — темно-зеленые свитки, 6% — белые).
Кафтан — темно-синего, зеленого или красного цветов — делался длинным (ниже колен), узким в талии, но широким в плечах, с узкими рукавами. Воротник высотой в два пальца был тоже узкий. На рукавах отвороты (закавраши) были подведены цветным подкладом (другого цвета, чем кафтан) с дорогой материи — они застегивались к рукаву крючками. Рукава также застегивались — на запястьях с помощью крючков. Застегивание всего кафтана осуществлялось часто посаженными крючки с воротника до пояса. Пуговицы, характерные для ранних кафтанов, в конце XVIII в. почти не использовались в военной одежде казаков, что объясняется их неудобством в боевых условиях. Также тенденция времени — появление карманов, нашитых непосредственно на кафтан. Рапорт Военного Пушкаря Федора Бакира военному судье Головатому от 15 июля 1789 г. свидетельствует о том, что из 228 артиллеристов его команды 152 одетые были в красные суконные кафтаны, привезенные из Херсона, а 76 "не обмундированные". Итак, цвет кафтанов, по нашему мнению, определял у черноморцев принадлежность к подразделениям. При этом обмундирование поставлялось из армейских складов — это видно со сведения казенных поставок Войску Черноморскому в 1787 - 1788 гг. Из документа следует, что было поставлено 1818 суконных кафтанов синего, красного, палевого, голубого, малинового и черного цветов. Как следует из источников на один кафтан шло от 2 до 4 аршин сукна. Пропорционально больше всего было поставлено кафтанов палевого цвета (2060 аршин), затем — синего (1813 аршин), голубого (1000 аршин), малинового (571 аршин) и меньше всего — черного (486 аршин) и красного (182 аршин).
Жупан — верхняя одежда широкого покроя, длинее кафтана (до лодыжек) с широкими рукавами. Застегивался тоже на крючки и имел карманы.
Кирея — кожаная или войлочная (из войлока) плащеподобная одежда без рукавов, использовалась при непогоде. Источники свидетельствуют, что кирея редко встречались среди одежды казаков. Есть упоминание о кирее красного цвета с золотыми петлицами, подаренную в 1774 г. С. Белому очаковским пашой. В целом, киреи из дорогого сукна голубого, красного, вишневого, василькового цвета носили старшины в основном на праздники (об этом свидетельствует, по мнению Б. Фролова, их цена в 5 - 6 руб.). Никита Корж вспоминал о использовании запорожцами "черкески" — это "верхняя одежда, сшитая по-черкески вместо плаща с рукавами, короче кафтана". Черкески имели рукава с разрезами вдоль верхней части — их звали "велиоты" и закладывали за спину, застегивая на плечах гапличками, т. е. крючками.
Черноморцы носили также кожухи "нагольные", шубы, армяки. Армяк (сиряк) из грубого толстого сукна серого или коричневого цвета, был длиной до пят и одевался в непогоду или в походе. Рядовые казаки зимой носили кожухи "нагольные" — непокрытые материей овечьи шубы, а старшина носила шубы, украшенные дорогой тканью или мехом. Так, у А. Головатого была шуба лисья "под селенным сукном с золотыми петлями" и шуба волчья "под красным сукном с золотыми петлями". Прапорщик Сутыка владел полушубкой, "покрытой голубым сукном с обкладкой крымской седой мерлушки". Еще один известный вид теплой верхней одежды — бурка (вильчура).
Обувь.
Обувь черноморцев — сапоги (Б. Фролов на основе документов выделяет "чоботы" и "сапоги", но это скорее свидетельствует не о разнице обувь, а об использовании слов на украинском и русском языках), лапти и ботинки. Что касается сапог, то они были распространенным видом обуви, и к ним применялись характеристики "простые, юфтевые (особенно выделанная кожа большого рогатого скота), солдатской работы". Цвет обуви неопределенный — в отдельных случаях упоминаются красный цвет сапоги. Они изготовлялись из свиной кожи или красного сафьяна — козьей кожи, выдубленной сумахом (так назывались запорожцами "сапожки"). Однако самыми распространенными были все же обычные крестьянские лапти, которые мы можем видеть на тогдашних изображениях казака Мамая.
Бытовое снаряжение.
Пояс имел длину до 11 аршин (около 8 метров), ширина — 2,5 четверти (около 45 см) и изготавливался с шалевой ткани (шелка). Реже использовался кожаный ремень — короткий, с металлическими накладками и крючками для подвешивания оружия или других вещей. Пояса изготовлялись из полотна, полушалевой, хлопковой ("бумажной"), байковой, плотной льняной, шерстяной ткани или плелись из кожи. Цвет — зеленый и красный. Старшина мог себе позволить персидские, вышитые золотом и серебром, с золотыми кистями пояса. Редко, но все-таки встречался и черес. Способ и подробности ношение снаряжение ярко обрисовал М. Корж:
"Каждый казак, а особенно простой... подвязывался ременным (кожаным) поясом и через плечо вешал кошелек кожаный, украшенный различными медными, серебряными и золотыми блестками и пуговицами, и в том кошельке носили огниво, кремень и трут — впрок, на всякий случай; ложечник непременно: для хранения в целости ложки, что считалось у них за особую и крайнюю необходимость; это не казак, кто по обычаю поступает.”
Переписка русских офицеров и казацкой старшины свидетельствует о сохранение традиции ношения ложек, а также о применении ваганов — больших деревянных сосудов для еды на десяток казаков (в частности, Г. Потемкин заказывал эти традиционные казацкие столовые приборы у черноморской старшины — об этом свидетельствует рапорт Сидора Белого от 23 мая 1788 г., в котором говорится, что отправлено по заказу князя "дюжину казацких деревянных ложек, также ваганов и стеблей".
Верховая лошадь запорожца была снаряжена "дорогими седлами с раскрашенными чепраками... впереди седла пришиты были два кобура, то есть футляры кожаные для пистолетов, а сзади в тороках были привязана бурка и другой запас". На груди, вместо ладунки, связан был вокруг казака широкий "через" — патронташ, заполненный в 2 ряда запасными патронами с порохом и пулями.

Источник
 
  • Smile3_man
  • Yes3man
  • Derisive_man65
  • Biggrin_man32
  • Scratch_One_S_Head
  • Sad_man789
  • Cray2_man
  • hmm
  • Facepalm
  • Good_man5ry
  • Shok_man754
  • Pardon_man3
  • Thank_You2
  • привет_1
  • drug

Похожие темы

  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу