Кубанские казаки! Братья! Земляки наши! Такими словами встретили местные...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
xiztnVK6K1M.jpg

worNV48oOVs.jpg

Кубанские казаки! Братья! Земляки наши!

Такими словами встретили местные жители небольшую делегацию от Кубанского казачьего войска, которая 19 ноября 2018 года приняла участие в Волоколамских поминовениях, прошедших в Московской области, возле деревни Федюково, где казаки 37-го «Армавирского» кавалерийского полка 50-й кавалерийской дивизии в ноябре 1941 года повторили подвиг героев-панфиловцев, сложили здесь свои головы, но не пустили немецкие танки к Москве...
И, что особенно важно, официальная делегация из города Армавира, где летом 1941 года, в еще дореволюционных казачьих Урупских лагерях, формировалась 50-я кавалерийская дивизия под командованием будущего дважды Героя Советского Союза знаменитого Иссы Плиева, состояла из...10 школьников местной «Казачьей школы-интерната №1» и их классных руководителей, двоих учителей.
Да, в недавнем прошлом, в юбилейных 2013 и 2017-х годах, в Подмосковье побывали довольно многочисленные делегации с Кубани, от города Армавира и Лабинского отдела Кубанского казачьего войска, но, как нам кажется, патриотизм должен быть не «юбилейным», не должен быть «по расписанию». Тем более важно, когда к этому святому месту приезжают с венками и цветами не солидные дяденьки из администрации или от Кубанского войска, а простые дети, школьники. Им это важнее, они наше будущее.
И, что особенно радует, очень хорошо, по-кубански, прямо на перроне вокзала, детей встретила «Региональная общественная организация «Кубанское землячество» (руководитель - кубанский казак ст. Вознесенской Юрий Федорович Азаров). Встретили, чем смогли, помогли.
И вот, на следующее утро, от здания представительства Краснодарского края в Москве, автобус со школьниками отправился в Подмосковье, к памятному кресту, который был установлен здесь в 2006 году, по инициативе московской «Кубанской казачьей общины».
Но перед тем, как рассказать дальше о Волоколамских поминовениях 2018 года, мы немного расскажем о 50-й кавалерийской дивизии и самом легендарном бое, который произошел здесь в ноябре 1941 года.
Лето 1941 года. Начало Великой Отечественной. Тяжелые приграничные сражения, в ходе которых наши войска понесли тяжелые, очень ощутимые потери, из-за которых боевые возможности наших стрелковых и танковых частей снизились.
В связи с этим Ставкой Главного Командования 5 июля 1941 года было утверждено постановление о формировании «кавалерийских дивизий легкого типа» численностью 3000 человек каждая в составе трех полков. Почему «легких»? Да из-за нехватки тяжелого вооружения, пушек, бронемашин и так далее. Поэтому самым значительным вооружением таких кавалерийских частей было несколько 45-мм. и 76-мм. пушек. Одну их таких «легких кавдивизий» - 50-ю кавалерийскую, в июле 1941 года сформировал на Кубани, в лагерях под Армавиром, полковник Исса Плиев. Один из ее полков - 37-й, получил неофициальное название «Армавирский», потому что формировался в основном за счет казаков из окружающих этот небольшой южный город сел, хуторов и станиц.
В составе 3-го кавалерийского корпуса генерала Льва Доватора бойцы 50-й кавалерийской дивизии героически сражались в рейдах по немецким тылам осенью 1941 года; тогда соединения конницы командование вводило в прорыв на узком участке фронта и казаки действовали в тылу врага, сковывая и тормозя продвижение его моторизованных сил к Москве.
Не меньше героизма проявили кубанские казаки в битве под Москвой, именно здесь, возле деревни Федюково, и совершил свой подвиг 4-й кавалерийский эскадрон 37-го полка...
На этом участке линии фронта казаки защищали от врага проход к Волоколамскому шоссе. На левом фланге оборону держал изрядно поредевший в предыдущих боях 4-й эскадрон, который насчитывал всего 37 кубанских казаков под командой 23-летнего младшего политрука Михаила Ильенко. И главная беда была в том, что казаки не имели пушек и ПТР, а были вооружены только стрелковым и холодным оружием, да бутылками с горючей смесью. И это против наступавших вражеских танков в сопровождении мотопехоты...
Мало кто знает, что еще перед началом боя, казаки нарушили данный им приказ - полностью сжечь ту самую деревню Федюково, возле которой они были должны занять свой рубеж обороны. Да, «гнать фрицев на мороз», был такой приказ свыше.
- Но куда деваться людям из своих изб, уходить на мороз? Погибнуть? - подумали казаки.
Поэтому они пожалели людей, оставили несколько изб, не сожгли деревню полностью...
И вот как раз об этом и рассказали кубанским школьникам, в ноябрьский день 2018 года, нынешние жители деревни Федюково, потомки тех, кто сам это видел и слышал, а потом передал память об этом своим детям и внукам.
А еще они рассказали как местные дети и подростки, в перерыве между немецкими атаками, бегали на передовой рубеж, к казакам, чтобы хоть как-то их подкормить, поделиться с ними маленькими кусочками мерзлого хлеба. И как они видели, что с каждой новой немецкой атакой живых казаков остается все меньше и меньше...
Но это еще не все - от них же армавирские школьники узнали еще одну волнующую подробность - перед боем казаки отпустили своих лошадей, потому что понимали: это будет последний бой эскадрона. Но, оказывается, немного покружив, все лошади вернулись к своим хозяевам! И тогда казаки, по старинной воинской привычке, закидав их снегом, легли за ними, как за «живыми брустверами». И первые пули приняли в себя именно казачьи кони.
А еще казакам 4-го эскадрона приходилось рассчитывать только на себя - другие части 37-го кавполка, как и другие части генерала Льва Доватора, находились с другой, северной стороны Волоколамского шоссе, и надеяться, оставшиеся прикрывать полк у деревни Федюково, казаки могли только на себя. Но если бы немцы проломили их оборону, то смогли бы не только двинуться на Москву, но и сразу ударить в незащищенный фланг других кубанских частей. Пропустить врага - означало обречь многих своих станичников на смерть, а выживших - на тяжелые бои в очередном окружении...
И вот, утром 19 ноября, немцы пошли в атаку. В завязавшемся ожесточенном бою задача казаков не пропустить немцев осложнялась еще и тем, что поджечь танк их единственным «противотанковым оружием» - бутылкой с горючей смесью, можно было, только подбежав к нему очень близко и метнув ее на моторный отсек, что удавалось ценой неимоверных усилий.
Трудно было в глубоком снегу незаметно приблизиться к вражеской бронетехнике под непрерывным огнем немцев. Поэтому для нескольких казаков эта опасная «игра со смертью» заканчивалась трагически - в них попадали пули, бутылки разбивались, и они сразу становились горящими факелами...
Но казаки-кубанцы все равно отражали атаку за атакой, даже тяжело раненные продолжали отбивать натиск врага, честно выполняя до конца свой долг воина. В конце концов, противник так и не смог пробиться к Волоколамскому шоссе, немцы отступили....
Конец этого страшного боя довелось наблюдать сыну 37-го кавполка Александру Копылову. Он был направлен в расположение эскадрона, чтобы передать приказ командующего кавалерийской группой генерала Льва Доватора об отходе, после того как не вернулись посланные с той же целью один за другим верхоконные связные.
Храброму юному бойцу удалось пробраться к месту боя лишь чудом: под сильно обстреливаемой со всех сторон дорогой он прополз по узкой водосточной трубе. Но живых среди казаков он не нашел, а на берегу реки и вокруг погибших казаков он насчитал два десятка подбитых немецких танков и бронемашин.
По результатам этого боя было составлено «командующему кавалерийской группой генерал-майору Доватору боевое донесение штаба 50-й кавалерийской дивизии. Железнодорожная казарма (северо-восточнее Федюково). 22 ч. 30 мин. 19.11.41 г.
1. До батальона пехоты противника с 31 танком, артиллерией и минометами занимает Шелудьково. До 40 танков и до 50 машин с пехотой - Язвище.
2. В 18.00 противник, поддерживаемый танками, занял высоту 236,1 и окраину Федюково, но контратакой 37-го кавполка был выбит, и положение было восстановлено.
3. Трофеи - 2 ручных пулемета, 1 миномет. Потери противника - 28 танков и до роты пехоты. Наши потери (по неполным данным) - убитыми 36 человек, ранеными - 44 чел. Полностью выбыл 4-й эскадрон 37-го кавполка (убиты).
В 37-м кавполку осталось 36 человек и 1 станковый пулемет...».
Особое внимание здесь привлекают пронзительно горестные слова: «полностью выбыл», «убиты».
Но, к счастью, не все наши кавалеристы тогда погибли - 4 из них, раненые, выжили, их подобрали местные жители и выходили в тех самых избах, которые казаки так и не сожгли.
И еще одна важная деталь от нынешних жителей деревни Федюково (после окончания боевых действий она была отстроена заново на другом месте, по соседству от прежней) - «за что еще мы благодарны казакам, так это за их погибших лошадей. Их мясом мы потом питались всю голодную зиму и, благодаря этому, выжили. Спасибо им, нашим землякам...».
Залечив свои раны, четыре выживших героя-казака смогли встретить Победу весной 1945 года в составе 37-го кавалерийского полка, ставшего к тому времени 9-м Гвардейским Краснознаменным Седлецким полком Ордена Суворова 50-й Кубанской кавалерийской дивизии.
Подмосковное поле казачьей славы было до недавнего времени неизвестно, как и мало кто знал про подвиг 4-го эскадрона. Впервые об этом подвиге публично рассказал сын одного из выживших казаков - военный моряк, капитан первого ранга Филипп Николаевич Богдашко, уроженец станицы Передовой Отрадненского района.
А вскоре, стараниями членов общины кубанских казаков, проживающих в Москве, силами правительства столицы и области, местных властей, в 2006 году на 97-м километре Волоколамского шоссе, у поворота с Волоколамского шоссе на деревню Федюково был установлен Поклонный крест кубанским казакам-защитникам Москвы.
Вспомним же фамилии всех 37 казаков-героев: младший политрук М. Г. Ильенко, Н. В. Бабаков (помкомвзвода), К. Д. Бабура, Н. И. Богдашко, Л. П. Вьюнов, А. П. Гуров, Н. С. Емельяненко (командир отделения), А. Н. Емельянов, Н. Н. Ершов, А. С. Желянов, И. П. Зруев, А. М. Индюков, И. Ц. Ильченко, И. Н. Киричков (последний из троих в эскадроне с такой фамилией, остальные погибли раньше...), В. К. Козырев, Е. М. Коновалов, Н. А. Кутья (командир отделения), Н. А. Лахвицкий, Д. Я. Мамкин, А. П. Маринич, П. Я. Меюс, И. Я. Носоч, Г. Т. Онищенко, В. И. Питонин, С. П. Подкидышев, Л. Г. Полупанов (командир отделения), П. Я. Радченко, А. И. Родионов, А. Ф. Родомахов, П. М. Романов, Г. А. Савченко, А. А. Сафарьян, В. Сивирин, М. К. Черничко, В. Г. Шаповалов, Н. К. Шевченко, Н. С. Яценко. Вечная им память!

P.S. И, что особенно важно, армавирские школьники и их учителя съездили на Волоколамские поминовения 2018 года сами, на свои собственные деньги, на учительские зарплаты и родительские средства. За это им отдельное спасибо и низкий поклон тоже!

Источник
 

Похожие темы

  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу