Наиб имама Шамиля Магомет-Амин за Кубанью // Отрывок из работы А. Н....

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
dLjh-tTjFSU.jpg

Наиб имама Шамиля Магомет-Амин за Кубанью // Отрывок из работы А. Н. Дьячкова-Тарасова "Абадзехи. (Историко-этнографический очерк)".

В конце 1848 г. к абадзехам прибыл замечательный по уму и настойчивости человек, в течение десяти лет причинивший немало тревог русским и проливший немало крови, сражаясь за идею мюридизма и за самостоятельность черкесских племен: это был Магомет-Амин (Эмин), наиб Шамиля.
Родился он около 1818 г. в Дагестане. Семнадцати лет был уже в числе мюридов Шамиля. Последний в беседах своих в Калуге рассказывал, с просьбою о назначении к ним наиба; что никто из его лучших наибов не согласился на его предложение принять этот отдаленный пост и что Магомет-Амин сам вызвался отправиться к абадзехам.
Новый наиб решил сначала сплотить разрозненные многочисленные адигейские племена, организовать внутренний порядок, создав своего рода войска, приобрести артиллерию, и тогда только выступить против русских. Что он сделал для организации внутренней жизни племен, сказано выше. Что касается военного дела, оно было организовано следующим образом: каждый двор обязан был выставить по одному всаднику: очередные всадники не имели права отлучаться из аула без дозволения и должны были являться на сборные пункты по первому призыву. Иногда же призывалось поголовное ополчение. Хотя у горцев было достаточное число пушек (точнее русских пушечных стволов без лафетов), однако подвижных орудий у Магомет-Амина было только два.
Весною 1849 г. наиб насильно подчинил своей власти, с помощью абадзехского ополчения, мирные племена махошевцев, егерукаевцев, темиргоевцев и хатукаевцев. Дальнейшие его действия были остановлены отрядом генерал-майора Евдокимова (впоследствии граф): однако, он успел увлечь за собой урупских беглых кабардинцев.
Весною 1850 г. наиб увлек большую часть мирных бжедухов: другому его отряду удалось увлечь за собою оставшихся мирных темиргоевцев. Следующий печальный случай много способствовал быстро усиливавшей популярности Амина, искусно мирившего шариат с адатом. Это была гибель казачьих сотен под Шалохом...
Две новомарьевские казачьи сотни шли к Шалохскому посту (между станицами Отважной и Ахметовской) на Большой Лабе на смену находившегося там отряда. Недалеко от поста они были окружены многочисленным полчищем абадзехов Амина.
Сбившись в лощине, казаки отстреливались от наседавших горцев, пока хватило пуль, и затем в рукопашной схватке все погибли, изрубленные в куски. Тревога, поднятая по всей Лабинской Линии, заставила Амина отступить за Лабу.
В октябре он сделал несколько неудачных попыток увести в горы абазин-башилбаевцев и с Зеленчуков беглых кабардинцев, напал на станицы Владимирскую и Вознесенскую и на пост Куксинский, но был везде отбит.
Летом 1850 года Магомет-Амин со своими абадзехами двинулся против шапсугов, не желавших признать его власти: после незначительного сражения, шапсуги присягнули наибу. Большая часть натухайцев тоже признала его власть.
В конце года он уже вводил и у убыхов свое правление. Однако последствия показали, что власть наиба у так быстро покорившихся племен была очень шаткая: большая часть натухайцев отложилась от него: в 1851 г. их пpимеpy последовали некоторые шапсугские общества. Особенно постройка на абадзехской территории Белореченского укрепления уменьшила обаяние Амина: она показала бессилие наиба остановить поступательное движение наших войск.
Последствием этой постройки было добровольное возвращение темиргоевцев; даже часть абадзехов вошла в сношения с русскими и допустила произвести съемку местности вдоль р. Белой: до Майкопского ущелья. Следующая неудача ускорила его падение: с сильным отрядом он бросился на Уруп, чтобы переселить в горы бесленеевцев с их нового местожительства при устье Урупа в горы.
Отброшенный настигшим его Евдокимовым, Амин налетел на кавалерийский отряд князя Эристова близ знаменитых Джелтимесских высот, и был разбит наголову. Тотчас же большинство присягнувших ему племен отпало от него. В декабре даже большая часть абадзехских обществ прислала в Прочный Окоп депутацию из двухсот человек для мирных переговоров.
Магомет-Амин принужден был искать убежища у верных ему псекупсских абадзехов. Однако, умная речь, сказанная им на народном собрании и обещавшая в скором времени помощь Typции, снова привлекла к нему умы впечатлительных горцев: абадзехи ему опять подчинилась, убыхи звали к себе, шапсуги и натухайцы колебались.
К весне 1853 г. он сделался опять главнокомандующим почти всех черкесских племен. В мае он попытался прорваться в Карачай, но был отброшен Евдокимовым.
Bcкоре происки Сефер-бея Зана, покровительствуемого Турцией, заставили его временно отказаться от активного участия в делах, причем oн объяснил абадзехам, очень его любившим, что, по поручению султана, должен передать свою власть Сефер-бею.
Абадзехи сначала признали своим главою последнего, но вследствие его бездеятельности вскоре отвергли его и избрали своим начальником наиба. Магомет-Амин с партией абадзехов тотчас же прорвался в Карачай, заставил карачаевцев присягнуть себе; около Кисловодска уничтожил транспорт с прикрытием из семидесяти человек, но, разбитый генералом Козловским, принужден был вернуться в Абадзехию.
В 1856 году произошел интересный поединок между Сефер-беем, шапсугами и натухайцами, с одной стороны, и Магомет-Амином, с абадзехами, с другой. После небольшой перестрелки, в которой было убито и ранено с той и с другой стороны по несколько человек, старшины решили дело так: обоим претендентам на пост главнокомандующего всех адигейских скопищ отправиться в Константинополь на суд Порты. Оба согласились на решение и дали клятву исполнить желание старшин: Амин исполнил свое обещание, и был арестован в Константинополе, по настоянию нашего посольства, и сослан в Дамаск.
Сефер-бей же уклонился oт исполнения своего обещания. В конце 1857- гo бежавший из ссылки Амин был снова у абадзехов, но дальнейшие его наступательные против нас действия были парализованы постройкою укрепления Майкопа и Хамкетов, что заставило окрестные общества покориться нашей власти. Магомет-Амин потерял надежду на успех своего делa, и 20 ноября 1859 г. торжественно присягнул с абадзехами на подданство Poccии.
Умер Магомет-Амин в Typции в 1899 году, до смерти ежегодно получая от русского правительства пенсию в десять тысяч рублей.

Источник
 
  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу