Разрушаем современные стереотипы о казачьем костюме.В настоящее время...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
ZR0gyaKhJNE.jpg

s9gukOf-f00.jpg

12TRNmdNQec.jpg

iWbmjH0eIy4.jpg

Vg0ZV54C8Hg.jpg

Iq99BvhtOgY.jpg

hE5OleKRGR0.jpg

gSsOoh95KK4.jpg

E9WNACYNZ68.jpg

Разрушаем современные стереотипы о казачьем костюме.
В настоящее время народная одежда окутана множеством стереотипов и мифов. Снимающиеся кинофильмы, сценическая культура и массовое распространение в сети неподтвержденной информации способствуют сложению ошибочного представления человека об образе казака.
Существует мнение о том, что в старые времена казаки не имели собственной культуры и только лишь заимствовали ее части у других народов в результате «походов за зипунами», набегов и межэтнических браков, и от этого четких правил одежда не имела. Другие представляют казаков исключительно как сочетание шаровар с лампасами, гимнастерки и фуражки. Обе позиции не совсем верны.
Попробуем разобрать где миф, а где правда на примере одежды некрасовских и донских казаков и одежды терско-гребенских, линейных и черноморских казаков.
Одежда некрасовских и донских казаков.
Первые авторы, давшие описание мужской одежды донских казаков, называют ее то черкесской, то польской, то татарской, однако их тексты рисуют некий определенный образ казака того времени. Рассмотрим подробнее.
Мужская одежда представляла собой сочетание шаровар, рубахи и нескольких видов кафтанов. Шили одежду преимущественно из сукна, а в нижней части Дона предпочитали щеголять в парчовых, штофных (из плотного шелка), бархатных или атласных кафтанах.
Бешмет (кафтан или полукафтан) был длиной ниже колен, на груди застегивался на «площи» — род вислых серебряных или позолоченных пуговиц, служивших украшением. Подпоясывался вытканным поясом – «кушаком» с бахромою. ] За пояс прятался кинжал, висевший на гайтане.
Поверх бешмета носили кафтан с разрезными рукавами и «заковражьями» (обшлагами), который некоторые авторы назвали «черкеской» .
Чекмень – род кафтана с «несходившимися» полами. Обычно серого или черного цвета, а в праздники — белого.
Рубахи предпочитали с разрезными полами, застегивали на дорогую запонку.
Образ дополняли сапоги из красного и желтого сафьяна Астраханского покроя. Шапки с собольим околышем, верх из красного или голубого бархата вышивали золотом в узор, затем обкладывали позументом. Зимой — шубы из лисьих и собольих мехов, покрытые бархатом и по краям опушенные бобром или соболем.
Осенью сверх черкески носили еще другие виды кафтанов: «киреи» — с шелковыми петлицами и мохрами; «азямы» — длинные и широкие по типу бекеши с прямыми рукавами; а также черные бурки из овечьей шерсти; а на шапке черкесский башлык.
Некрасовские казаки, покинувшие Дон в начале 18 века в условиях изоляции в Турции, сохранили частично образ казаков того времени. К примеру, основной одеждой некрасовского казака был тот же бешмет длиной ниже колен, который на груди украшался вислыми пуговицами из металла. Под бешметом – рубахи с вышивкой на груди и широкие шаровары («порты») красного или синего цвета, а на голове барашковая шапка с золотым галуном, а иногда и с золотой кисточкой.
Старинная одежда казаков позднее стала прототипом для форменного обмундирования казаков на службе в Российской империи, которое нам уже более-менее знакомо и привычно глазу. Повседневная одежда казаков походила на справу, потому как обычно донашивалась после службы, либо изготавливалась по образцу формы, но не так строго, как по Уставу.
Вопреки стереотипам о том, что казаки не носили рубах с вышивкой, которые характерны для русской и украинской культур, именно такие рубахи были частью праздничного гардероба казака. Их редко можно встретить на старинных фотографиях, в основном по причине того, что большинство фотографий сделаны во время службы. Тем не менее, и такие фотографии казаков в вышитых рубахах имеются. Кроме того, фонды некоторых донских музеев хранят некоторые исторические экземпляры.
Вышивка на рубахах располагалась на планке (называлась «манишка» или «наличка»), на стоячем воротнике, подоле и манжетах. Застежка находилась сбоку ворота и планки. Ещё одним вариантом было расположение застёжки по центру. Техники для вышивки использовали разные – как гладью, так и «крестик». Подвязывали такие рубашки вязаным кушаком — пояском с кистями. Пояски вязали из шелковых или шерстяных ниток, длиной в полтора метра, толщиной в палец. В середине была основа — несколько простых ниток, которые обвязывались шелковыми или шерстяными. На обоих концах делали пышные кисти.
Алёна Яблокова
автор и владелец ателье современной казачьей одежды «Меланья»
исследователь казачьей культуры
терская казачка (ст. Троицкая).

Источник
 

Похожие темы

  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу