Здесь кстати упомянуть об известных мне казацких обрядах и суевериях,...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
7QncuBJKiBE.jpg

Здесь кстати упомянуть об известных мне казацких обрядах и суевериях, соединяемых с рождением и крещением ребенка. Бездетная женщина должна съесть отпавшую датскую пуповину, и бесплодие разрешится в тот же миг (Донские Областные Ведомости, 1881 год, № 39). Во время беременности мать должна быть осторожна: если она в праздник крутила гужвы или прыгала чрез бечеву, то ребенок будет кривоногий или криворукий; если беременная мать в большой праздник шила, то родится ребенок слепой, ибо она ему глаза зашила (Попов, «Суеверия Раздорской станицы»). Роды будут тяжелыми, если мальчик перешагнет чрез ноги беременной женщины (Донские Областные Ведомости, 1876 год, № 42). Беременная женщина, присутствуя на похоронах, должна из церкви вый-ти раньше выноса тела, чтобы не умер носимый ребенок. По этой же причине она не должна быть восприемной матерью (Донские Областные Ведомости, 1881 год, № 39).
Время родов окружается таинственностью. Стараются – говорить г. Никулин – скрыть от людей, что в доме будет прибыль, потому что, если об этом будут звать многие, то роды могут быть трудными; когда начнутся роды, то живущие в том доме девушки, в особенности старые, расплетают косы или вовсе выходят из дому, чтобы своим присутст-вием не увеличивать страданий рожающей. Когда ребенок родится, то его мало кому показывают, из боязни, чтобы не сглазили. В доме, где есть новорожденный, стараются закрывать ставни прежде, чем зажгут свечи, чтобы не переслали на ребенка какой-нибудь болезни, так как детей лечат на огонь. Пеленки до 6 недель на дворе не вывешивают. А после 6 недель стараются снимать их до вечера: если кошка перепрыгнет чрез пеленки, то ребенок будет гнуться назад. Зеркало показывать детям не годится: спать не будут; по той же причине не следует качать пустую люльку или передавать чрез нее ребенка на руки. Строго соблюдается, чтобы на малютка был крест и пояс, иначе расти не будет (Донские Областные Ведомости, 1876 год, № 42).
Родившееся «в сорочке» дитя признается за счастливое, но чтобы счастье всегда было с ним, необходимо беречь «сорочку», нося ее на кресте вместе с пуповиной, как залогом крепкой памяти (Донские Областные Ведомости, 1881 год, № 39). После рождения, бабка подкидывает новорожденного ртом под пятку материнской ноги или задней частью его стучит об потолок, «чтобы он не был криклив».
Младенцев, умерших некрещеными, погребают под порогом крыльца для того, чтобы переходили чрез него священники при посещении домов со святынею на праздник Пасхи и со крестом на Рождество Христово; от этого только бывает польза им (Попов).
Перед тем, как нести ребенка в Церковь для крещения, – во многих местностях – кладут его в передний угол, завертывают в лохматую овчинную шубу, молятся: «определи ему, Господи, талант и счастье, добрый разум, долгие веки!» и высказывают пожелание, чтобы он был так же лохмат (т. е. богат), как шуба. После этого бабка поднимает младенца и говорит: «благословите, родители, принять младенцу крещеную веру, как от рождения, так и до крещения, как от крещения, так и до венца, как от венца, так и до конца жизни быть чистым и непорочным». Если при вывоза из дома в церковь первый встречный – мужчина – то ребенок будет счастливый, если женщина – несчастный, если скотина – богатый, если пьяный – пьяница, если парящиеся животные – то распутной жизни (Попов).
Имя дают ребенку обыкновенно то, какое пожелает родительница, но лучше дать имя того святого, под день которого родился ребенок, «a тo ангел плакать будет». «Вот я родила дочь под заговенье в Августе – так рассказывала мне одна казачка в Старочеркасской станице – а захотела ее Екатериной назвать, а она через пять дней и умерла: прогневала я ангела-то – потому»… При самом крещении замечают следующее: если после погружения младенец сожмется, то будет живучий, а если вытянется, то скоро умрет. Если воск с волосами потонет в воде, то ребенок скоро умрет. Принеся из церкви в хату, младенца кладут опять в передай угол и снова обертывают овчинной шубой и молятся, чтобы он был богат (Попов).
Крестины справляются обыкновенно так. Приглашают родных и близких знакомых, а кто побогаче – и священника. Кума и куму сажают в красный угол, рядом со священником, угощают чаем, водкой и яствами. Больших пиршеств, обыкновенно, не бывает. Часто нежелающие делать больших расходов наперед объявляют гостям: «не взыщите – у нас крестины будут на трех лучинках» (т. е. скромные). В старину новорожденным дарили на зубок стрелу, патрон пороха, пулю, лук, ружье и т.п. Дареные вещи развешивались на стене горницы, где лежала родильница с младенцем. Когда же, но истечении сорока дней, мать, взяв в церкви очистительную молитву, возвращалась с ребенком домой, отец надевал на него саблю, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок и возвращал сына матери, поздравляя ее с казаком. Когда у младенца прорезывались зубы – отец и мать, посадив его на лошадь, возили в церковь служить молебен Ивану Воину о том, чтобы сын их был храбрым казаком (Корнилович И.С.). Ныне на обязанности крестного отца лежит – купить тельный крест, который надевается на новорожденного при совершении таинства крещения. Крестная мать, обыкновенно, дарит пояс, рубашку и т.п. Кроме того, восприемники и все гости делают подарки, «кто пятак, кто семак, кто гривенник, а кто и целковый, приносят и бублики и т.п.». Все это идет матери (Насколько этот обычай повсеместен, не знаю). Один казак - старообрядец, из приемлющих священство в окрестностях Пятиизбянской станицы говорил мне, что у них крестин не справляют, ибо «на пиру без водки не обойдешься, а на крестинах пить водку – грех». «Бабушку – повитуху» или просто «повитуху» во многих местностях «почитают» и впоследствии. На Рождество, на Пасху – матери посылают своих детей к ней с хлебом - солью, посылают и деньги (20 коп, – 1 рубль): «она этим, ведь, живет».

ХАРУЗИН М.Н.,
«Сведения о казацких общинах на Дону», 1885 год, стр. 80-83

Источник
 
  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу