Почему дорожает проезд
С 1 ноября 2024 г. цена за проезд в автобусах предприятия ТОН увеличится с 28 рублей до 35 рублей.
О причинах повышения цены за проезд в автобусах ООО «ТОН» рассказывает его руководитель Филипп Адамович Кондрат:
- Сегодня предприятие «ТОН» осуществляет перевозки на городских и пригородных маршрутах Белореченского района: 6 городских и 26 пригородных. На городских маршрутах по несколько единиц транспорта, на пригородных, в основном, по одному автобусу. Но есть и крупные населенные пункты, которые обслуживают несколько автобусов.
Я не сторонник повышения тарифов, мы тоже переживаем и понимаем население. Понимаем, что это ударит по карману, а мы возим, в основном, малообеспеченных людей. Кто посостоятельнее – ездят на своих машинах или на такси. Проблему нехватки автобусов мы видим давно, спасибо пассажирам, которые обращаются и в соцсети, и в вашу газету. Мы давно бьем тревогу, ищем пути. За те деньги, которые мы собираем с пассажиров – невозможно приобрести новые автобусы. Автобус типа ПАЗика «Вектор» стоит 5 миллионов 542 тысячи рублей. «ГАЗель Next», которые на 20 маршруте работают, стоят по 4 миллиона 700 тысяч рублей.
Мы искали программы по развитию транспорта. В свое время, когда было ПАТП, такие программы работали. Но плановая система уничтожена. В начале рынок работал нормально, мы начинали с нуля. Брали кредиты. Но были льготные программы, часть кредита нам субсидировали на земельный участок, на автобусы новые. Средств хватало и работать, и кредиты выплачивать. Другие цены были. В то время в 2007 году «ГАЗели» стоили 260 тысяч рублей. Кадры, водители всегда были.
Но в последние годы – бесконечная инфляция, нет средств на приобретение новых автобусов. Сегодня у нас 51 автобус. Их нужно обновлять, по-хорошему, нужно 5-6 новых автобусов приобретать ежегодно. Если этого не делать, то автопарк стареет, стареет. Обращался к главе района, главе города. Сергей Васильевич и Александр Владимирович, сотрудники администраций многое сделали, чтобы решить проблему, помочь найти льготные программы по приобретению автобусов. Но один только путь для малых предприятий – лизинг, выплачивать с процентами. Если взять автобус за 5 472 000 рублей, который я вам озвучивал, то в итоге по лизингу надо будет отдать за него 7 миллионов 272 тысячи рублей, переплата более полутора миллионов. Сегодня есть программы поддержки в других отраслях, но в транспорте – нет. Остается один путь - за счет перевозчика, то есть за наш счет. А у нас источник дохода один – плата населения за проезд. В час пик мы не можем увезти всех пассажиров, автобусы стареют. Поэтому, чтобы улучшить ситуацию мы вынуждены поднимать тарифы. На пригородные маршруты тариф увеличится в среднем на 11%. На дальние расстояния- Рязанская, Бжедуховская, Молодежный увеличится чуть меньше.
Мы всегда работали на регулируемых тарифах. До 500 страниц расчетов делали, предоставляли в РЭК. Вначале можно было учитывать только то, что потратили. А если денег нет, мы не потратили, то и в расчет нельзя включать… Потом стали применять нормативы. Вот по прогнозам заработную плату в 2022 году нам разрешили увеличить на 4%. Топливо должно было, опять же по этим прогнозам, вырасти на 1,6%, автошины – на 4,4%. Но по итогам года мы вынуждены были увеличить заработную плату на 11,9%, топливо по официальной статистике увеличилось на 5,2%, автошины – 18,3%. Но в жизни у нас все дороже.
Много вышло федеральных законов, направленных на безопасность пассажиров. Много новшеств, которые мы должны были устанавливать, применять, например ГЛОНАСС. Хорошая вещь. Нужно и на кораблях, и на самолетах ставить. И на «ГАЗель»- стоимость одинаковая. Представляете – на каждый автобус, на каждую «ГАЗель» - установить ГЛОНАСС. Поставили одну систему, потом законодательство поменялось, пришлось другую ставить, чтобы не только региональные операторы нас видели, но и Москва… Поставили тахографы, чтобы соблюдался режим труда и отдыха водителей. Когда-то мы продавали билеты обыкновенными рулонами. Нас обязали установить контрольно-кассовые аппараты (машины). Их у нас больше, чем в любом супермаркете. 51 автобус: на каждом – аппарат. Вначале мы приобретали их сами, потом законодательство изменилось. Брали другие. Теперь берем ККМ в аренду у фирмы «Электронный билет Кубани». Закон о транспортной безопасности очень много предполагает позиций, например, на каждом транспортном средстве должен быть человек, ответственный за безопасность, за контртеррористические меры. Мы возложили все это на водителя. Но для этого пришлось всех водителей обучить на специальных курсах, а потом еще и аттестовать. Предполагается по закону установка видеонаблюдения в каждом автобусе. То есть на большой автобус нужно установить 3-4 камеры. Были разработаны паспорта транспортной безопасности специализированным предприятием. 41% автобусов уже оборудованы видеонаблюдением. Все расходы на безопасность в тарифах не были предусмотрены.
С 2023 года сделали нерегулируемые тарифы. То есть перевозчик сам определяет, сколько надо денег, чтобы выполнить все мероприятия для безопасности, сколько нужно приобрести транспорта, какую платить заработную плату. Теперь с нас и требования другие. Нам говорят: «Устанавливайте такие тарифы, чтобы выполнить все требования безопасности». Мы проводим медицинские, технические осмотры для сторонних организаций, чтобы хоть немного дополнительно заработать, делаем заказные перевозки.
Проблема с кадрами острая. Нас подкосила пандемия. В 2020 году, когда были приняты жесткие меры, мы работали один час утром, один час вечером. Человек приходил, работал немного утром, немного вечером - не зарабатывал ничего. И мы не зарабатывали. И это длилось ни один месяц. Люди стали уходить, особенно молодые. Искали, где лучше. Когда разрешили работать в полном объеме, водителей стало не хватать. Эта проблема не только у нас, она по всей стране. Оплата водителей только на городских маршрутах составляет 9521000 рублей в год, на смазочные материалы 1100000, на то и ремонт 2500000 рублей – это затраты только по городским маршрутам. К некоторым населенным пунктам ведут только гравийные дороги. Техника не выдерживает. Полтора миллиона в месяц мы платим налоги.
Транспорт – социально–значимая отрасль, но никаких дотаций не предусмотрено. Всё возложили на плечи перевозчика. На видеонаблюдение, о котором я рассказывал, уже потратили 720 тысяч рублей в этом году, оборудовали 41 % транспортных средств. Резко подорожали запасные части, некоторые в 2-3 раза, особенно это касается иномарок – «ИВЕКО», «мерседес». Они надежные, но, если дело доходит до ремонта, это что-то страшное из-за цен на запчасти. Заработную плату тоже нужно повышать, чтобы удержать водителей. Первые автобусы выезжают на линию с пяти часов. С 5 до 6 утра выезжают все пригородные перевозки, а до 7 часов- все городские. То есть, водитель работает с раннего утра, а возвращается домой в 9 часов вечера.
В 2021 году у нас уволилось 6 человек (один получил инвалидность, один- умер), в 2022 году уволились 6 человек (двое умерли), в этом году уволились 7 человек (один на инвалидность, двое умерли). Состав по возрасту: от 34 до 40 лет – 6 человек, от 41 до 50 лет – 18, от 51 до 60 лет – 30 человек, от 61 до 70 лет - 29. Мы готовы обучать водителей категории Д за счет предприятия. Раньше при ПАТП два раза в год набирали группу на обучение по 25 человек, оплачивалось государством, выплачивали стипендию. Не все шли работать, но это была кузница кадров. Сегодня, чтобы молодежь на работу привлечь мы должны им предоставить новые автобусы и достойную зарплату. Сегодня водители у нас получают в среднем 29 тысяч рублей.
Куда пойдут деньги? Подорожало топливо, особенно дизельное. Оно из самого дешевого превратилось в самое дорогое, дороже 95-го бензина. Все новые автобусы работают на дизельном топливе. Сегодня оно 63 рубля за литр. А нам его нужно на 6114000 в год по нынешним ценам, чтобы обеспечить только городские маршруты. На запасные части много уходит. На установку камер видеонаблюдения еще миллион рублей нужно. С 1 марта будет обязательна установка тахографов. На тахографы по сегодняшним ценам примерно более 800 тысяч рублей на городские автобусы.
Это все не наши пожелания, мы обязаны все сделать и установить или не сможем работать. Сейчас на зарплату водителей на городских маршрутах мы расходуем 9521000 рублей в год. Планируем увеличить на 25% заработную плату водителям. После всех расходов у нас может останется 3 миллиона 600 тысяч рублей, которые мы направим на приобретение транспортных средств.
У таксистов тоже выросла цена. И не потому, что им так захотелось. Сегодня их тоже законодательство все прижимает, упорядочивает. Люди пошли на автобусы. И мы тоже вынуждены поднимать тариф, иначе просто развалится предприятие.
Сегодня уже и Президент говорит, что нужно обновлять автобусный парк. Он направление дал, но механизма пока нет, его должно правительство разработать.
В Краснодаре еще весной подняли тариф на трамвай, троллейбус до 40 рублей, на приобретение транспорта им выделили миллиард рублей из бюджета.
Сегодня на городских перевозках существует льготный проездной билет. Его цена не изменится. На пригородные маршруты соцзащита выдает талоны, который может оплачивать только 50% стоимости поездки. Наверное, все-таки со временем введут электронные билеты.
- С увеличением тарифа что улучшится? Люди спросят: будут чаше маршрутки ходить, будет более вместительный транспорт в часы пик предоставляться?
- Мы будем менять автобусы малой вместимости на автобусы большей вместимости. Больше 10 лет нет понятия «маршрутка». Есть автобусы большой, средней и малой вместимости. И останавливаться мы имеем право только на остановке. Мы все время водителям говорим, брать пассажиров только на остановке.
Водителей у нас больше не станет сразу же. На маршрут 2А планируем более вместительный транспорт утром подавать и в микрорайон «Северный».
Пассажир, конечно, хочет лучше и дешевле. Но сегодня общественные перевозки осуществляют частные компании, и нет государственных программ по выделению субсидий, дотаций на общественно-значимую услугу для населения.