В старину особым почетом пользовались старшие годами родственники, а также...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
RsJog3HsU6Q.jpg
В старину особым почетом пользовались старшие годами родственники, а также и вообще старшие. «Молодые люди стыдились сделать при старике малейшую непристойность, иначе всякий старец мог бы наказать юношу, не опасаясь гнева родителей» (Корнилович И.С.). Точно также и молодые женщины, на улице увидав проходившего мимо пожилого казака, должны были встать не допустив его до себя за несколько шагов, почтительно поклониться и садиться уже тогда, когда он удалится от них. У верховцев (в прежнее время, по крайней мере) «дома совершеннолетний сын часто не смел при гостях сесть в присутствии отца без позволения» (Сенюткин, «Донцы», 1866 год, II, стр. 126). Хотя ныне эти стародавние обычаи теряют свою прежнюю силу и старики казаки не раз жаловались мне, что юнцы часто никакого почтения ни к старшим родственникам, ни к старикам вообще но оказывают: в одних с ними кабаках гуляют и не стыдятся срамно ругаться в их присутствии, тем не менее «добрый» казак особенно в верховых станицах и ныне со старшими почтителен и скромен. Встретив старика, он снимает фуражку. Перейти дорогу старшему считается верх неприличия. В разговоре со старшим молодой казак должен избегать грубых слов. Старца, даже не знакомого, называют при обращения к нему – «дедушкой», людям постарше себя говорят «дяденька», «тетенька», старший младшего называет «сынком», а очень малого – «внучком», равные говорят друг другу – «брат» (в шутку – «братуха»). «Любят казаки называться сватами и кумовьями, и часто лица называются сватами, когда между ними нет никакого родства» (Донская газета, 1875 год, № 81).
Нет более ласкового слова для незнакомца, как назвать его «родным», «родненьким» или «кровным». В казацких песнях говорит А. Савельев, «после родимой матушки, родной братец принимает всегда искреннее участие в судьбе доброго молодца. Очень часто в них изображается родственная братская любовь, доходящая до самоотвержения, братья делятся и радостью, но больше того горем. Не даром молодец, обращаясь к своим товарищам односумам, однокашникам, всегда называет их «братцы мои», «братцы», словами указывающими на духовное сродство по оружию, по жизни и по чувствам.
Родственные патриархальные отношения, как отличительная черта русского народного быта – проявляются с большей силой в казачьей жизни, где среди постоянных тревог и битв чаще приходится доказывать их на самом деле. Известно, что на Дону долгое время команды, отряды, полки формировались постанично, так что отец шел вместе с сыном, брат с братом, племянник с дядей. Рассказывают же, что в ополчении 1812 года престарелый патриарх – дед выступал в поход с многочисленным потомством сыновей и внуков». (Сборник донских народных песен, Санкт-Петербург, 1866 год, стр. 26)...

ХАРУЗИН М.Н.,
«Сведения о казацких общинах на Дону», 1885 год, стр. 94-95

Источник
 
Последнее редактирование модератором:
  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу