Часто несогласие и ссоры супругов приводят к тому, что они «расходятся...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
lP-Wy6Irvsk.jpg

Часто несогласие и ссоры супругов приводят к тому, что они «расходятся порознь». Чаще жена убегает от мужа к родственникам или в «чужие люди». Случается и так, что казак покидает свой дом. Если жена ушла от мужа самовольно, то он может подать жалобу в станичный суд, который и присуждает: «чтоб она шла к мужу своему», или «вручить ее мужу для совместного жительства» и т. п. При этом не редко жена подвергается еще в наказание аресту дней на 6 – 7 (иногда с пищей «в уменьшенной порции»). Родственники жены, если они служат причиной ссор между супругами и ухода жены от мужа также наказываются арестом (дней на 7), или денежными штрафами в пользу мужа, например: судьи постановляет за каждый месяц пребывания жены у родственников заплатить мужу по 3 рубля серебром.
За самовольный уход мужа от жены станичный суд налагает те же наказания; кроме того, казак обязывается, либо возвратиться к жене, либо обеспечить ее материально, Бывают и «расходы» по взаимному соглашению супругов. Расходятся, не спрашиваясь суда или священника, а «самовластно»; но и сам станичный суд нередко позволяет жене или мужу отойти на особое жительство. В этих случаях дети (насколько мне известно) остаются при матери, а жена получает право на материальное обеспечение от мужа. Станичный суд, соображаясь с доходами мужа определяет ту сумму денег (или паек лесной и сенокосный), которую последний обязывается ежегодно выдавать жене. При этом совершают письменные условия, в роде следующего:
Мировая сделка. 1879 года, июня 20 дня,
Чернышевский станичный суд.
1879 года, июня 20 дня, я ниже подписавшийся Чернышевской станицы казак Матвеи Иванов Волоцков, даю эту подписку первой жене моей по старообрядскому браку Татьяне Финогеновой Волоцковой, с которою я в настоящее время живу в разводе, в следствие того, что я оженился на другой, но случаю её болезни, и нашим детям – т. е. Татьяны и моим – Пимену 18 лет и Зоту 11 лет, в том, что я уступаю им все мое имущество, как движимое, такт, и недвижимое, теперь же, с тем, чтобы более они от меня никакого для себя содержания не потребовали; я же с своей стороны обязываюсь не вмешиваться в передаваемое мною им хозяйство и, словом, отказываюсь от прав моих как на имущество, так и на всех их в качестве отца и мужа; в том и подписуюсь казак М. В.
Относительно вопроса, какие поводы считаются основательными для расхода, я точными сведениями не располагаю, кроме следующего. В случат, неспособности мужа к брачному сожительству жены просят развода, «чтобы жить по христиански, а не во блуде». В таких случаях – говорили казаки – «мужа осматривают медики, а то и без них обходятся». В Пятиизбянской станице один казак из раскольников рассказывал мне следующее: «Был у меня племянник, он с измальтства не годился к жене, потому что громом оглушен был. Все же женили мы его. Вот скоро жена жаловаться стала и хочет от него уйти. А работница она была хорошая, мы ее и просили остаться, а она и говорить: сами, говорит, посудите – против жару и камень лопается. Делать нечего: сами видим, что баба справедливо говорит. Ну отпустил ее племянник от себя. Она вышла замуж за другого (по старому закону, а с племянником была венчана в православной церкви), а племянник пошел на службу. Пришел со службы домой да и говорит мне: мне дяденька, жена теперь требуется. А ну, говорю, коли так – пойдем отбирать ее. Пришли, да и говорим: отдавай, мол, жену то первому мужу – она теперь требуется. Тот то муж не постоял за ней, а было с ним у ней трое детей. – Теперь живут себе 16 вот уже лет ладно, только детей с ним она не родит».
Если муж сойдет с ума, то жена обязывается оставаться при нем и присматривать за ним: в этом смысле состоялось решение Верхнекурмоярского станичного суда 23 октября 1879 года.
В случай выселения мужа по приговору общества, жена может просить об оставлении её на месте.
Что касается до вопроса: позволяется ли разошедшимся супругам вступать в новый брак, то мне неоднократно доводилось слышать от казаков раскольников, что сделать это им «совесть воспрещает». Но имеются факты, говорящие противоположное. Так во втором Донском округе, быль следующий случай. На станичный суд пришли два мужа и одна жена. Один из мужей 14 лет, жене же 20 лет. От имени малолетнего мужа говорит отец, что невестка, «поживши полгода, уходом ушла, ну тогда ему её и не надо было, а теперь он просит: батюшка, давай мне жену. Мальчик муж небольшого роста, перед своей рослой плотной и широкоплечей женой кажущийся ребенком, в свою очередь говорит: «будет тебе таскаться, пойдем жить». Здесь же рядом стоит бравый казак – гвардеец, указывая на которого женщина говорит: «вот мой муж: – с ним мы венчались, с ним и будем жить, а с тобой мы не венчаны, и я к тебе, не пойду, хоть сейчас петлю на шею не пойду». Отец этой женщины начал было настаивать, чтоб она шла к первому, опасаясь греха, и напоминал ей как он их благословлял и как венчал поп. Судьи предоставили сделать выбор самой жене и она осталась при гвардейце. Затем отец первого мужа требовал от оставившей его какую-то бумагу, по которой сын опять - бы мог жениться. (Донская газета, 1874 год, № 35).

ХАРУЗИН М.Н.,
«Сведения о казацких общинах на Дону», 1885 год, стр. 186-189

Источник
 

Похожие темы

  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу