Нравы казаков-старообрядцев ст. Калиновской Терской области.

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
YAkXM86_ejo.jpg

Нравы казаков-старообрядцев ст. Калиновской Терской области. Часть 1

«Вообще старообрядцы считают своих попов священниками только в то время, когда они совершают службу, но не считают их пастырями; скорее, у них поп оказывается пасомым, а прихожане – пастырями. Это я говорю не только относительно себя, но и относительно других старообрядческих священников: спросите любого из них об отношении к нему прихожан, и он скажет тоже самое, что и я сказал. Церковные дела у старообрядцев решаются попечителями, которые собирают для совета стариков и с ними решают также и мирские общественные дела. На таковых советах попечители и старики прежде всего выпивают с ведро терского красного вина и тогда уже начинают вести разговоры о каком-либо предмете. Нередко при этом происходят ссоры, каковые иногда оканчиваются тем, что ссорящиеся расходятся и по нескольку дней носят в себе вражду друг к другу, а иногда завершаются мировой, при чем всегда выпивается еще ведерко вина. Совещания иногда продолжаются дня три сряду с выпивкой соответствующего количества вина. Примеру стариков и попечителей в винопитии подражают и другие старообрядцы, из коих некоторые пьянствуют в высшем размере. Из преступлений между калиновскими старообрядцами довольно нередко встречаются следующие: воровство, иногда со взломом, в особенности воровство лошадей и другого скота; ограбление на пути, покушения на убийство, поджоги, бегство к горцам и участие в их злодействах (последнее – до покорения горцев). Мне известны следующие случаи обнаруженных судом преступлений: К. Х-н был пойман на злодеянии с партией горцев и расстрелян; П. Ч-в был пойман на пути к горцам, куда бежал, представлен по начальству и, по решению военного суда, был проведен сквозь строй тех рядов батальона и затем сослан в военно-исправительные роты, где и умер; Л. К-в тоже был пойман на злодеянии с горцами и расстрелян; а из православных только один А. Д-в за воровство и побег к горцам был расстрелян. С 1865 года до 1880 года из старообрядцев станицы Калиновской пойманы в преступлениях следующие: И. П-в за воровство со взломом сослан в Сибирь на поселение; С. Т-в за воровство скота и других вещей сослан на поселение с семейством; Ф. Г-в, судимый за воровство со взломом, умер во Владикавказской тюрьме; Ф. Р-в, Е. К-в и Г. Т-в сосланы в Сибирь с семействами за воровство со взломом и нанесение смертельных ран женщине; Е. К-в содержался в Грозненской тюрьме за воровство лошадей, где и умер; И. С-в содержался в той же тюрьме за поджоги и воровство, где и умер.
Все эти лица из старообрядцев, между тем как из православных за означенное время преступников не было ни одного. Кроме указанных случаев обнаруженных судом преступлений, гораздо больше совершалось в станице Калиновской преступлений, виновники коих не открыты, в особенности часто совершалось воровство со взломом. Если бы правительство не удерживало старообрядцев, то из них образовались бы целые шайки разбойников; но спасибо правительству, что оно следует в этом случае словам порфироносного пророка: «браздами и уздою челюсти их востягнеши.»
Впрочем, говоря о значительном числе преступлений между калиновскими старообрядцами, я не хочу сказать этим, что все они были заражены склонностью к преступлениям, а только привожу действительные факты, которые служат только подтверждением той истины, что в расколе живет дух своеволия, каковое нередко и ведет к преступлениям. Между старообрядцами есть люди хорошие, трезвой жизни, честные и трудолюбивые хозяева, занимающиеся садоводством, хлебопашеством, скотоводством, в особенности с успехом иные занимаются продажей арбузных семян, которых в урожайный год продается из станицы станицы Калиновской до 30000 пудов».

P.S. Из работы псаломщика единоверческой церкви ст. Калиновской Трифона Василихина, вышедшей в 1881 г. Автор до 1879 г. был старообрядческим священником данной станицы.

Источник
 
x3nXpz1tcCM.jpg

Нравы казаков-старообрядцев ст. Калиновской Терской области. Часть 2

«Семейная жизнь калиновских старообрядцев тоже незавидная: распутство мужчин и женщин встречается очень нередко. Старообрядцы женят сыновей своих, большею частью не достигших зрелого возраста, на взрослых девушках; мальчики лет 15 и даже 14 делаются у них мужами. Для совершения браков у них нет ни метрических, ни обыскных книг, и хотя из окружного управления ежегодно высылают книги для записи старообрядческих браков, но эти браки не вписываются в книги по причине малолетства брачующихся. Большею частью старообрядческие браки совершаются так: родители брачующихся позовут в свой дом попечителей и стариков, угостят их до зела и подарят чем-либо; после того попечители являются к священнику и докладывают, что они порешили повенчать брак в такой-то день. Если священник укажет на незаконность лет жениха, то они ссылаются на Кормчую, где дозволено венчать четырнадцатилетних, и говорят священнику: если мы решаем повенчать, то вы не имеете права отказывать; мы приказываем, мы и отвечаем. Священнику остается только исполнить волю попечителей. Такие браки малолетних ведут за собой следующее: повенчавшиеся, обыкновенно, проводят вместе месяца три или четыре, после чего молодая супруга, видя, что ее муж – мальчик и не в состоянии вести семейную жизнь, оставляет его и уходит или к своим родителям, или в город Грозный, или в другой какой-либо, где проводит с солдатами и казаками распутную жизнь. Такие случаи в станице Калиновской повторяются весьма часто, а в Червленной станице можно насчитать более сотни таковых браков, кончающихся распутством. Родители молодых заводят между собой ссору: родители мужа требуют у родителей жены возвращения затраченных на свадьбу денег; те не дают, ссылаясь на неспособность мужа к супружеской жизни; тогда начинается драка и потом дело доходит до суда. Суд требует документов, а их-то и нет; почему истцам отказывают, а ссоры между тем продолжаются. Года через два или три дело оканчивается или тем, что муж и жена дают друг другу разводные подписки и вступают в новые браки, или примирением супругов. Но это примирение не ведет к супружескому счастью, так как постоянно муж упрекает жену в распутстве, а жена упрекает мужа.»

P.S. Из работы псаломщика единоверческой церкви ст. Калиновской Трифона Василихина, вышедшей в 1881 г. Автор до 1879 г. был старообрядческим священником данной станицы.

Источник
 

Похожие темы

  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу