Последний полет истребителя "Пе-3". На прошлой неделе в станице Ханской...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
2q9Wjfhbstg.jpg

9XjbYPOPp_o.jpg

yQC7JwkaBAA.jpg

M_NS8frdCnE.jpg

vZwvais4g1Q.jpg

rMJwkujQF2A.jpg

irynGrPM3Po.jpg

Последний полет истребителя "Пе-3".

На прошлой неделе в станице Ханской Республики Адыгея состоялось заседание рабочей группы по установлению обстоятельств гибели и имен экипажа советского самолета, сбитого над станицей осенью 1942 года.
В нем приняли участие депутаты Госсовета-Хасэ РА Сергей Белокрыс и Герой России, член совета регионального отделения Российского военно-исторического общества Эдуард Цеев, представители администрации города Александр Руденко и Владимир Алтунин, депутат горсовета Денис Белебехин, ветераны станицы Валентина Непомилуева, Вера Бузулуцкая, Алексей Карпенко, начальник штаба Юнармии в республике Владислав Новарчук и представитель ОНФ Александр Денисов.
Повод для встречи был примечателен: благодаря привлечению к поиску специалистов краснодарской поисковой организации «Кубанский плацдарм» установить судьбу советских летчиков удалось установить быстро. Так завершилась полная тайн и загадок история 30-летнего поиска, который начался по инициативе неутомимой общественницы, ветерана педагогического труда Валентины Непомилуевой.

Огненное небо над станицей
Тогда Валентина Ивановна собрала свидетельские показания станичников, из которых следовало, что 5 или 6, а по другим данным, даже 24 октября 1942 года в небе над Ханской завязался воздушный бой советского самолета с двумя «мессерами». Нашим летчикам удалось сбить один из истребителей противника, но их самолет был подожжен. Вскоре он упал на окраине станицы и взорвался. Горел самолет несколько дней. Взрывом по окрестности разбросало останки советских летчиков. Фрагменты тел станичники сумели захоронить, отметив, что летчики были в тельняшках. Здесь же были найдены некоторые личные вещи и документы пилотов, в частности, фотокарточка с фамилией Святковский или Свяцковский. Кроме того, по показаниям станичников, выходило, что летчиков было трое: среди останков были найдены фрагменты тела, в которых якобы был опознан 20-летний станичник Яков Бунаков.
Спустя много лет усилиями Валентины Непомилуевой и поисковиков станичной школы на месте падения самолета были организованы раскопки. Первая большая экспедиция на месте падения была проведена в 1987 году. Тогда помимо местных жителей в ней приняли участие военнослужащие Майкопского военного аэродрома и курсанты Армавирского военного летного училища. Из воронки были извлечены фрагменты фюзеляжа, обломки моторов и погнутая 20-мм пушка ШВАК с заводским номером ЧЕ 318. При помощи военных летчиков самолет был идентифицирован как советский пикирующий бомбардировщик «Пе-2». А дальше переписка с архивами завела поиски в тупик: по сохранившимся документам выходило, что советская авиация в это время не теряла под Майкопом экипаж «Пе-2». Если и были случаи гибели таких самолетов, то не сходились даты или количество членов экипажа. Почти потеряв надежду установить имена летчиков, в 2010 году на месте их гибели установили памятник безымянному экипажу «Пе-2», погибшему в октябре 1942 года.

В поисках истины.
Много лет Валентина Ивановна Непомилуева не оставляла надежды, что все-таки не может быть, чтобы не осталось никаких сведений об этом экипаже. Но архивы молчали. Не давала покоя ей и судьба станичника Якова Бунакова, чья мать, Евдокия Калиновна, узнав о гибели сына, повредилась разумом. Как он попал на этот самолет? Тем более, что он незадолго до этого случая писал домой с летных курсов в Ейске весной 1942 года о том, как он мечтает пролететь над родной станицей, чтобы увидеть ее сверху.
И вот в ноябре прошлого года ветераны войны обратились к членам регионального отделения Общероссийского народного фронта с просьбой помочь установить истину и увековечить память советских летчиков достойным образом. Созданную рабочую группу возглавил Герой России Эдуард Цеев. Члены группы связались с поисковиками краснодарской организации «Кубанский плацдарм», на счету которой более 280 поднятых самолетов и установленных имен летчиков, павших в небе Кубани в годы Великой Отечественной.
— Изучив все имевшиеся по этому случаю сведения, мы сразу поставили под сомнение правильность идентификации типа нашего самолета, — рассказал «МН» замруководителя «Кубанского плацдарма» Евгений Порфирьев. — Нас смущало наличие на якобы «Пе-2» 20-мм пушки ШВАК, не устанавливавшейся на данном типе самолетов. Поэтому возникла версия, что самолет мог быть на самом деле «ЛаГГ-3» или даже «Як», на которых стояли эти пушки.
Но уже первый выезд в Ханскую в середине декабря прошлого года развеял наши сомнения, ибо на найденных фрагментах обшивки сохранились клейма 39-го завода Наркомата авиапромышленности СССР, который выпускал в годы войны самолеты «Пе-2», «Пе-3» и «Дб-3ф». При этом отмечу, что территория поиска уже находится внутри станицы, за много лет все более или менее крупные остатки самолета были найдены или исчезли. Работали с мелкими фрагментами, не более спичечного коробка, поэтому особой надежды на установление хотя бы типа самолета у нас поначалу не было. Пришлось изучить части находок экспедиции 1987 года, которые хранятся в Национальном музее Адыгеи. Это исследование показало, что там есть обломки самолетов разных типов, собранных в окрестностях Майкопа и Ханской. Это еще больше усложняло нашу задачу.
Дальнейшие поиски были уже в архивах. Из документов следовало, что летом 1942 года неподалеку от Ханской базировались 5-й гвардейский авиаполк и 36-й минно-торпедный авиационный полк ВВС Черноморского флота, которые потеряли в это время пять самолетов «Дб-3ф». Один случай идеально подходил под катастрофу в Ханской, но не совпадали обстоятельства гибели самолета. Вновь не вписывалась в картину события и 20-мм пушка ШВАК. Возникло подозрение, что пушка вообще попала на место аварии «Пе-2» из другого места. Работали мы и со сведениями, собранными Валентиной Ивановной Непомилуевой, в которых говорилось, что наш самолет был сбит во время воздушного боя с двумя «Мессершмиттами-109». И действительно, такой эпизод был, но только 1 ноября 1942 года. Экипаж «Пе-2» из состава 742-го отдельного разведывательного авиаполка 5-й воздушной армии, базировавшегося под Адлером, в составе капитана Козули, Мартынова и старшины Борисова числится пропавшим без вести. Но в ходе этого боя был сбит и немецкий «мессер» с унтер-офицером Таухманном, который также погиб. Правда, этот бой произошел в 25 километрах к востоку от Майкопа. Кроме того, по воспоминаниям станичников, на летчиках «Пе-2», упавшего в октябре 1942 года, были тельняшки, что наводило на мысли об их принадлежности к морской авиации, да и самолет с экипажем капитана Козули был выпущен на заводе №22, а не 39. Так снова мы не смогли приблизиться к разгадке тайны октябрьского боя над Ханской.
Через неделю мы снова выехали в станицу. В экспедиции помимо меня участвовали Александр Протасенко из Краснодара, Антон Чесноков из Апшеронска, другие ребята из этого города и соседнего Белореченска. Однако в это время под Майкопом выпал глубокий снег, и надежды на результативность экспедиции таяли по мере усиления снегопада. И все же какие-то силы, решили, что время раскрыть тайну гибели советских летчиков наступило. Из под 30-сантиметрового слоя снега и еще 20 сантиметров земли мы извлекли фрагмент блока двигателя размером с ладонь, на котором оказался выбит заводской номер мотора М-105 №22-82. Это была невероятная удача. С помощью интернета и наших коллег мы практически сразу выяснили, что этот мотор был установлен на самолете «Пе-3бис» №40312, выпущенном на заводе №39 и 4 сентября 1942 года зачисленном в состав 27-й отдельной разведывательной авиаэскадрильи ВВС ЧФ. Дальнейшее уже было делом отлаженной за годы поисков самолетов на Кубани техники.

Погибли не напрасно.
В архивах морской авиации Черноморского флота поисковики нашли сведения о том, что 4 октября 1942 года «не вернулся с боевого задания по разведке войск противника на ростовском направлении экипаж 27 ОРАЭ в составе: пилот сержант Снеговский, воздушный стрелок бомбардир лейтенант Сабодаш. Самолет «Пе-3бис» №40312, моторы М-105 №117-22 и 22-82». Эти же сведения подтвердились и в журнале боевых действий ВВС Черноморского флота на эту дату. Кроме того, нашлись подтверждения гибели «Пе-3бис» под Ханской и в немецких архивах. Их них следовало, что советский самолет-разведчик был сбит 4 октября во время «свободной охоты» немецкого «Мессершмитта-109» из 15-й хорватской эскадрильи 52-й воздушной авиагруппы германского люфтваффе, одной из самых боеспособных немецких авиачастей за всю войну. На борту самолета находились хорватские пилоты лейтенанты Цвитан Галич и Юре Ласта. В 13.40 по Москве Цвитан Галич сообщил по радио о сбитом ими в районе населенного пункта «Атанская» (Ханская) советском самолете «Пе-2». На сей раз ошибки не было: хорватские летчики приняли самолет Снеговского — Сабодаша за «Пе-2» не случайно. Он по своим очертаниям был очень похож на «Пе-3бис».
Как следует из списков безвозвратных потерь авиации Черноморского флота за 4 октября, на борту советского самолета находился сержант Михаил Фадеевич Снеговский, 1920 года рождения, уроженец Ульяновска, коммунист, пилот 27 ОРАЭ. В документах сохранился и домашний адрес его мамы, Марии Лаврентьевны Снеговской. Воздушным стрелком был лейтенант Борис Александрович Сабодаш, бомбардир 2-й авиаэскадрильи 40-го авиаполка, 1919 года рождения, уроженец Каменец-Подольска, комсомолец. Его мама, Евдокия Станиславовна Кахановская, в то время проживала в эвакуации в Красноводске.
Таким образом, поисковикам «Кубанского плацдарма» удалось документально подтвердить многие догадки и отдельные сведения из воспоминаний станичников о гибели нашего экипажа. Даже надпись «Святковский» на фотокарточке, найденной на месте аварии, при внимательном рассмотрении читается теперь как «Снеговский». Совпадают и другие детали катастрофы «Пе-3бис». Кроме того, с большой вероятностью, можно говорить, что «Пе3-бис» совершал разведывательный полет на Майкопский аэродром, куда через три недели высадился знаменитый «Огненный десант». Поэтому понятна горечь слов, которые были нацарапаны на приборной доске, найденной станичниками на месте падения: «Погибаем понапрасну. Неудача».
— Что же касается отложившегося в памяти жителей станицы воздушного боя «Пе-2» и двух немецких «Мессершмиттов», то, вполне возможно, такой бой был в небе над Ханской и станичники его видели. Но человеческая память с годами тускнеет, и два разных события могли в воспоминаниях соединиться в одно. Значит, нам еще предстоит найти в окрестностях Ханской место падения «Пе-2» капитана Козули, а может, и места падения других самолетов и экипажей, погибших в этих в окрестностях Майкопа, — считает Евгений Порфирьев.

Не ушли от возмездия.
Этот случай примечателен еще и тем, что во время поиска удалось не только установить имена вражеских летчиков, сбивших советский разведывательный самолет с экипажем Снеговского — Сабодаша, но еще и проследить их судьбу.
Во-первых, у многих может возникнуть вопрос, почему вражеские летчики были хорватами? Все очень просто: после захвата немцами и итальянцами в апреле 1941 году на обломках Югославии возникло так называемое «Независимое Хорватское Государство», полностью поддержавшее гитлеровскую Германию в войне против СССР. В числе добровольческих соединений Хорватии был создан Хорватский авиалегион. Хорватские летчики, по признанию советских историков, были очень опытными и активно участвовали в воздушных боях на Южном фронте. Лейтенант Цвитан Галич был одним из самых результативных хорватских летчиков. За ним числятся 38 сбитых советских самолетов, за что он был удостоен двух Железных и одного Золотого немецких крестов. Погиб Галич в годовщину захвата Югославии оккупантами, 6 апреля 1944 года, во время бомбежки союзнической авиации на аэродроме, только посадив свой самолет после вылета на «свободную охоту». Был похоронен на кладбище Мирогой в Загребе, но через год его могилу уничтожили югославские партизаны.
Недолго прожил на свете и лейтенант Юре Ласта. За гибель своих боевых товарищей под Ханской ему отомстил известный советский летчик, пилот 246-го истребительного авиаполка сержант Виктор Яковлевич Кобелякский. Он на своем «ЛаГГ-3» сбил борт Юре Ласта 28 октября 1942 года в бою над станцией Комсомольской (п. Молодежный) Белореченского района. К сожалению, и сам Виктор Кобелякский 14 декабря того же года пал смертью храбрых в воздушном бою под Туапсе.

Работа продолжится.
Как отметили участники заседания рабочей группы в Ханской, установление судьбы экипажа самолета «Пе-3бис» это скорее не точка, а многоточие. В ходе поисков выясняется, как много еще «белых пятен» в истории Великой Отечественной войны в Адыгее предстоит раскрыть. Это касается и мест падения советских самолетов и ожесточенных боев и других событий. Наконец, остается пока не разгаданной тайна судьбы ханчанина Якова Антоновича Бунакова, чьи останки якобы были найдены на месте гибели экипажа Снеговского — Сабодаша. Между тем, согласно данным Центрального архива Минобороны РФ, Яков Бунаков был признан в марте 1943 года пропавшим без вести на основании того факта, что еще с мая 1942 года он «утратил связь с семьей».
Предполагается к Дню Победы нанести на памятный знак имена сержанта Снеговского и лейтенанта Сабодаша, попытаться разыскать их родственников, а также начать работу по благоустройству территории и проектированию полноценного памятника. Кроме того, как отметил Эдуард Цеев, сотрудничество с поисковиками «Кубанского плацдарма» на территории республики в целом и в окрестностях Ханской обязательно продолжится.

Источник
 
Исправьте заголовок, таких истребителей не бывает, это бомбардировщик.
Нехорошо, материал таких тем должен быть максимально достоверный.
 
Материал очень интересный и познавательный. Спасибо разместившему!
 
Насколько мне известно Пе-2,был бомбардировщик,а на его базе сделали Пе-3,тот самый истребитель.Могу ошибаться.
 

Похожие темы

  • Подписчики 3
Назад
Сверху Снизу