Как город Майкоп стал столицей Адыгеи. 10 апреля 1936 года Президиум ВЦИК СССР...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
MQIf9eOBIDk.jpg




Как город Майкоп стал столицей Адыгеи.

10 апреля 1936 года Президиум ВЦИК СССР принял решение о переносе центра Адыгейской автономной области из Краснодара в Майкоп.
В связи с этим к ААО присоединялись Гиагинский район и Ханский сельский совет Майкопского района Азово-Черноморского края.
Вопрос административного центра автономной области западных черкесов возник еще в ходе обсуждения проекта ее создания. Как известно, перед провозглашением автономии, в 1922 году существовал проект создания вместо автономной области Черкесской (Адыгейской) АССР из шести кантонов (то есть не связанных межлу собой территориально округов): условно Армавирского, Фарсского, Псекупского, Ширванского,Таманского (аул Суворово-Черкесский) и Туапсинского. При этом столицу республики предлагалось разместить в Туапсе. Но в конечном итоге шапсуги Причерноморья создали Шапсугский национальный район, аулы армавирских адыгов остались в составе Кубано-Черноморской области, а жители аула Суворово-Черкесский вскоре переселились в созданную Адыгейскую (Черкесскую) Автономную Область и основали аул под названием Натухай.
В связи с полным отсутствием на территории Адыгейской (Черкеской) Автономной области хоть одного города, органы власти новой автономии было решено временно разместить в Краснодаре, тем более что с 1924 года он остался лишь центром Кубанского округа Северо-Кавказского края, а не области, как раньше. Такая практика — размещать центры автономий в соседних русских городах была широко распространена. Так, административный центр Калмыкии поначалу был в Астрахани, Карачаевской АО - в Кисловодске и т.д.
Под словом «временно» подразумевался неопределенный период времени, за который, по идее, в Адыгейской (Черкеской) Автономной области должен был появиться свой город. Так, например, поступили в Карачае, построив новый областной центр - город Микоян-Шахар (Карачаевск). Но в случае с Адыгеей этого не произошло. Местонахождение областного центра в Краснодаре, то есть вне пределов Адыгеи, создавало определенные затруднения, хотя Адыгейский облисполком и старался проводить выездные заседания в селах и аулах, там же он проводил работу с деревенскими активистами. Вместе с тем Краснодар сыграл большую роль в развитии культуры, в экономике молодой автономии. Так, например, там располагался Адыгейский педагогический техникум, готовивший национальные учительские кадры.
Но уже к середине 1930-х годов советское государство начинает отходить от принципа сугубо национальных автономий. Как показало время, созданные таким образом автономии были маломощными в экономическом плане и преимущественно аграрными. Надеяться на быстрое развитие внутренних производительных сил в отношении промышленности в таких автономиях без присоединения к ним крупных промышленных городов не приходилось.
Без мощной русской культурной и промышленной подпитки эти автономии оказались маложизнеспособными...
Несомненно, что и в случае с Адыгеей этот аспект сыграл большую роль. Кроме того, в 1936 году назревало очередное разукрупнение Азово-Черноморского края, из которого готовилось выделение Ростовской области и Краснодарского края.
В конечном итоге, 12 апреля 1936 года, в газете «Известия» за №87 было опубликовано сообщение о переносе центра Адыгейской АО из Краснодара в Майкоп и присоединении к области Гиагинского района.
Население области, как писали газеты, «с воодушевлением восприняло такой шаг»: помимо того, что территориально область стала в полтора раза больше, увеличилось ее население, в состав области включались промышленный Майкоп и богатый сельскохозяйственный Гиагинский район. Кроме того, в отношении кубанских черкесов это был акт и исторической справедливости: присоединенные к области новые территории, в том числе «ущелье Май-копа» (так эта местность была упомянута в русских документах 1810 года), были «сердцем» земель абадзехов - одного их самых крупных племен западных адыгов.
Горячий отклик сообщение о присвоении Майкопу статуса центра ААО нашло у рабочих городских предприятий. Городская и районная газета «Майкопская правда» пестрела заметками такого рода.
Так, рабочие сырьевого склада лесозаготовительной конторы треста «Дубитель» Е. Зацепин, А. Кочнев, Я. Сосновский и А. Брюзгин ко дню 1 мая слали «нашим братьям, трудящимся Адыгеи, свой пламенный большевистский привет!». Воодушевленно готовились к переводу центра области в Майкоп коллектив Майкопской МТС, колхозники колхоза «Красный пахарь» ст. Ханской. Рабочие механического завода в честь исторического события пригласили на свою партконференцию делегацию колхозников из Адыгейской Автономной области.
«С большим производственным подъемом» встретили решение о переводе областного центра рабочие Майкопского спиртзавода №6. Токарь Шевченко писал, что «перевод в Майкоп центра Адыгеи - это новое строительство красивых зданий театров, клубов, мощение и асфальтирование улиц, подлинное благоустройство города. Для нас, рабочих Майкопа, перевод столицы Адыгеи является большим почетом». Рабочий дубзавода, стахановец Макаров в честь перевода центра области в Майкоп взял повышенные обязательства — выполнять норму не ниже 146% и выдать к 1 мая три рационализаторских предложения.
Основные вопросы по переезду в Майкоп областных организаций из Краснодара были обсуждены на пленуме Майкопского горсовета, который прошел 27 апреля 1936 года. Перемены в статусе города стали сказываться на благоустройстве города сразу. Правительство выделило на эти цели дополнительно полмиллиона рублей, 475 тысяч из которых пошли на переезд областных организаций в Майкоп из Краснодара.
Было намечено строительство Дома правительства и многоэтажного жилого дома по улице Краснооктябрьской. От памятника Героям революции (находился на площади имени Ленина) и до вокзала по Краснооктябрьской планировалось уложить асфальт.
24 апреля 1936 года произошло эпохальное для Майкопа событие: в городе начал действовать первый автобусный маршрут. Два автобуса на линии Дубзавод - Вокзал перевозили в первые дни полторы тысячи горожан.
Чуть ранее, 20 апреля 1936 года, произошло еще одно важное историческое событие. ВЦИК и СНК СССР отменили временные законодательные ограничения по службе в Красной Армии для казаков. Отныне они получали полное право служить в РККА наравне с другими жителями страны. Мало того, в развитие постановления о снятии ограничений, 12-я Кубанская территориальная кавалерийская дивизия, где ранее служили «казаки-переменники» (т.е. казаки-резервисты) из станиц Гиагинского и Майкопского районов, получила официальный статус «казачьей» и парадную форму «в казачьем духе» (шапка-кубанка, черкеска с газырями, башлык и т.д.).
Перенос центра области в Майкоп сказался и на общественной жизни города. Многие организации повышают свой статус до областных, как, например, Городской авиаклуб имени Громова. Создаются Областной краеведческий музей, Областной драматический театр имени Пушкина, в город переезжает областной НИИ истории и культуры, городская библиотека становится областной, осенью в Майкопе организуется Союз писателей Адыгеи.
5 июня 1936 года в Майкопе состоялось торжественное собрание, на котором выступил первый секретарь обкома партии Андрей Васильевич Мовчан. Он зачитал собравшимся приветственную телеграмму от С.М. Буденного, который писал, что «Майкоп - заслуженный центр. С этим городом связана история конницы, история героических побед Красной Армии и нашего социалистического Отечества».
На следующий день за рекой Белой на Тхагаледжевой поляне прошли народные общеобластные торжества, посвященные переводу центра области в Майкоп, на которые съехались 50 тысяч человек.
В связи с расширением территории области изменилось и ее административное устройство. Центр Майкопского района был переведен в станицу Тульскую, а район стал называться Тульским. Ханский сельсовет в виде анклава вошел в состав Гиагинского района, а пригородные территории подчинялись Майкопскому горсовету. 21 февраля 1940 году, после присоединения к ААО Кужорского сельсовета Тульского района, был создан Майкопский район с центром в Майкопе. И, кстати, в 1929-1936 гг. Красногвардейский район ААО имел статус "русского (национального)" района.

P.S. По рассказам многих жителей города Майкопа, его национальное «лицо» не менялось вплоть до 1960-1970-х годов, адыги в нем практически не жили. Можно сказать, что долгое время адыги ВООБЩЕ НЕ ЖИЛИ в «русских» городах. Лишь до революции 1917 г. и с конца 1940-х в Майкопе существовала небольшая диаспора черкесов из числа местной интеллигенции или буржуазии до революции, а позже - "партийного и хозяйственного актива".
Но почему так? Из-за низкого образовательного уровня, из-за отсутствия русских школ в аулах, из-за сложностей с трудоустройством в местной торгово-промышленной сфере. Небольшое количество «адыгейских партийных и советских работников» не в счет - их обучали специально, вне пределов республики и, естественно, они были довольно сильно «русифицированы» в области быта и культуры. В конце концов, они все лежат на старом, уже закрытом городском кладбище Майкопа вперемешку с русскими и армянами.
И только когда в адыгейских аулах отработали несколько десятков лет русские школы, когда адыги массово освоили русский язык, исчез тот «культурный барьер», который мешал им стать городским населением...

 
Последнее редактирование модератором:
  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу