110 ЛЕТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ БЕЛОРЕЧЕНСКАЯ.

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
110 ЛЕТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ БЕЛОРЕЧЕНСКАЯ

Как известно, в основе любого прогресса, по большей части, лежат соображения экономического или, если хотите, материального характера. Попробую объяснить свою мысль, притянув ее к истории Армавир–Туапсинской железной дороги в общем, и станции Белореченской, в частности.
Практически до начала XX века плодородные земли Закубанья (Баталпашинский, Лабинский и Майкопский отделы) оставались в стороне от сети железных дорог, что, в свою очередь, негативно сказывалось на реализации товарного зерна. А его выращивалось немало! По мнению доктора исторических наук Сергея КТИТОРОВА, в указанных трех отделах «только в 1906 г. было собрано более 60 млн. пуд. хлеба, из которых около 30 млн. пуд. составили хлебные излишки» (Ктиторов С.Н., «История Армавира»).
Вопрос о необходимости сооружения на юге Кубанской области новых железнодорожных линий встал в полный рост. Еще в 1903 году было утверждено направление железной дороги, а 17-го июля 1908 года Император НИКОЛАЙ II подписал «Именной ВЫСОЧАЙШИЙ Указ № 803 об отчуждении земли для сооружения ширококолейной железнодорожной линии от станции «Армавир», Владикавказской железной дороги, до города Туапсе, с ветвями к городу Майкопу и Туапсинскому порту». Маршрут основной ее ветви должен был пройти через станицы Курганная, Белореченская, Хадыженская, Навагинская. «Грузопотоки Армавир–Туапсинской железной дороги должны были складываться из транзита в Туапсинский порт, вывоза продовольственных грузов из закубанских станиц, а также вывоза леса и полезных ископаемых предгорий Западного Кавказа» (С. Аджиев, «Из истории Армавир–Туапсинской железной дороги»).
Строительство железной дороги, получившей неофициальное название «Туапсинка», началось поздней осенью 1909 года, а уже 31-го августа 1910 года открылось временное движение от Армавира до Курганной, 6-го декабря – до Белореченской, 12-го декабря – до Майкопа.

Современное здание вокзала в г. Белореченске, построенное в 1949 году, значительно отличается от первоначального, как своими размерами, так и красотой архитектурного исполнения. Старое здание до настоящего времени не сохранилось, оно вместе с другими пристанционными постройками было полностью взорвано немцами при отступлении в годы Великой Отечествен-ной войны 1941-1945 гг.
Вокзальное здание ст. Белореченской, согласно типовому проекту, было выдержано в, так называемом, «западном стиле»: двускатная крыша, выступающая над торцевыми стенами, со скосами по концам конька; стилизованные под каменную кладку пилястры по углам; очень узкие, похожие на бойницы, окна и полукруглые своды окон и дверей. Именно такой внешний вид имеет сохранившееся здание вокзала в ст. Ханской.
Кстати, на станции Белореченской, как и еще на некоторых вокзалах Армавир–Туапсинской железной дороги, до сих пор сохранились водяные колонки для заправки паровозов водой. Благодаря этому мы имеем возможность видеть ретро-поезда, как это было, к примеру, в апреле 2010 года, когда по инициативе северокавказских железнодорожников была проведена акция «Победа».
Необходимо заметить, что эра паровозов продлилась более ста лет, завершившись только к концу 90-х годов прошлого века.
На Коломенском машиностроительном заводе специально для Армавир–Туапсинской железной дороги были созданы легкие и тяговитые паровозы серии «Ы». В 1910 году на дорогу поступила первая партия из восьми машин с номерами 101-108.
Паровоз именно этой серии впервые прибыл на станцию Белореченскую со стороны Армавира 18-го января 1910 года (газета «Огни Кавказа» от 5-го декабря 1973 года, № 146 (7289)).
В послевоенные годы паровозы продолжали трудиться на маневровых и вспомогательных работах на таких крупных станциях, как Армавир и Белореченская. Маневровые и хозяйственные работы в Армавире осуществлялись паровозами вплоть до 1994 года, а на станции Белореченская была потушена топка паровоза знаменитой серии «Лебедянка», ставшего последним паровозом «Туапсинки», лишь в 1996 году!..

Несмотря на то, что имеется значительное расхождение в точной дате прибытия первого паровоза на станцию Белореченская – в одних источниках указывается 18-е января, в других 6-е декабря – именно 1910 год является годом открытия регулярного железнодорожного сообщения через наш город. В свою очередь наличие вокзала явилось значительным толчком к развитию в экономическом плане самой станицы. Точно также, как пуск Краснодарского химического завода в 1977 году стал причиной расцвета города Белореченска уже во второй половине XX века...

Мария Андрианова
H3iRCv839Ng.jpg
eQPar2oCrSU.jpg
DbXsCH6KSXQ.jpg
CbI1GVBisxE.jpg
_gO_ufg8bKk.jpg
CCXEL1iiGxs.jpg
-OM-DW2rFnU.jpg
nQufQwHAO8k.jpg
NSYpvBBK4Yw.jpg


 

Похожие темы

  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу