«Славное дело»: бой линейных казаков с абадзехами под станицей...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
JKNGOQLL9f8.jpg
«Славное дело»: бой линейных казаков с абадзехами под станицей Сенгилеевской 1 ноября 1848 года.

В середине октября 1848 года русское кордонное командование стало неоднократно получать от лазутчиков сведения, что абадзехи, одно из самых многочисленных черкесских племен, собирают большие партии лучших наездников для какого-то серьезного набега на Линию.
Генерал Ковалевский, начальник всего Правого Фланга Линии, полагая, что нападение готовится на Лабинскую Линию, сосредоточил в ст.Чамлыкской отряд из 7 сотен казаков при 4-х орудиях и занял выжидательное положение.
Черкесы, узнав об этом, попытались выманить его отряд, направив «для демонст-рации силы» большие партии наездников к Ахмет-Горскому укреплению и ст.Владимирской, однако Ковалевский не поддался на их уловки и продолжал ждать появления главных сил неприятеля.
Тогда, после еще целого ряда маневров, горцы решились на открытые действия.
На рассвете 31 октября 1848 года они, переправившись через Лабу, двинулись к Кубани. Отряд Ковалевского поспешил вслед за противником, но навязать бой не удавалось по причине быстрого движения и численного превосходства горцев, отряд которых насчитывал 1,5 тысячи всадников.
Упавший к ночи туман затруднял преследование и позволил черкесам значительно оторваться от линейцев. Старые опытные казаки Кубанского полка, бывшие в составе отряда, сумели, тем не менее, «отыскать сакму» (т.е. конный след), после чего линейцы, оставив вьюки и сбросив даже бурки, налегке бросились догонять абадзехов. Однако время все же было потеряно, и черкесские наездники беспрепятственно переправились через Кубань.
Между тем возглавлявшие Ставропольский и Хоперский кордонные участки по Кубани полковники Унгерн-Штернберг и Васмунд, вследствие поступавших от Ковалевского тревожных цидул (т.е. оповещений), уже приняли ряд мер для усиления безопасности.
Командир Ставропольской казачьей бригады, барон А.К.Унгерн-Штернберг, сосредоточил первоначально в ст.Николаевской 4 сотни казаков при 1 орудии, другие же 2 сотни были посланы в ст.Барсуковскую и на редут Недреманный.
После того как горцы пересекли Кубань неподалеку от поста Западного и проникли вглубь прикубанской степи, их намерение прояснилось: закубанцы двигались на станицу Сенгилеевскую.
Множество их запасных «заводных коней», числом более 500, однозначно говорило о том, что абадзехи «шли за пленом». Полковник А.К.Унгерн-Штернберг, когда планы черкесов стали очевидными, не раздумывая ни минуты, собрал всех служащих казаков, оказавшихся в тот момент в ст.Николаевской, и бросился к Сенгилеевке.
Ранним утром 1 ноября 1848 года ст.Сенгилеевская была разбужена тревожным набатом. Имея, как и большинство внутренних станиц Линейного войска, крайне разбросанное расположение, вытянувшаяся вдоль Егорлыка на 8 верст, Сенгилеевская, основанная в конце XVIII века как однодворческое крестьянское село, не располагала никакими защитными сооружениями. Поэтому жители спешили укрыться в Богоявленской церкви, вокруг которой еще в начале века была выложена высокая каменная ограда.
Едва первые партии черкесов заскочили в станицу, как туда же ворвались 250 ставропольских казаков под командой А.К.Унгерн-Штернберга, которые тут же отбили плененную было закубанцами казачку с 2-мя детьми.
Ставропольцы, дабы отвлечь внимание противника от станицы, выбрали для боя открытое пространство вблизи нее. За станицей, приведя в порядок свои ряды, черкесы всей своей мощью обрушились на казаков. Линейцы, сбатовав лошадей, приняли и выдержали первый удар горцев, бросавшихся в шашки.
Безусловно, что горсть казаков-ставропольцев была бы раздавлена численным превосходством полуторатысячного сборища, если бы им на выручку не подоспел нагнавший горцев отряд генерала Ковалевского.
Шесть сотен Кубанского линейного полка, ведомые полковником Волковым и войсковыми старшинами Мещериновым и Хуциевым, буквально врезались в конные массы закубанцев. Закипел отчаянный бой.
Опешившие от первого удара абадзехи вскоре оправились и стали теснить ставропольцев и кубанцев. Решающий перелом в ход сражения привнес есаул Кубанского полка Иноземцев, который, обойдя с казаками горцев, развернул 4 орудия и ударил картечью по их тылам.
Артиллерийский огонь расстроил горскую конницу, и абадзехи, теряя наездников, стали отступать. Казаки попытались запереть неприятеля в Темнолесском лесу, но вновь упавший густой туман не позволил им этого сделать.
Преследование горцев, тем не менее, продолжалось до Кубани и далее за самой рекой еще на протяжении 20 верст, пока лошади линейцев окончательно не выбились из сил.
Победа под ст.Сенгилеевской не обошлась без потерь со стороны линейных казаков. Ставропольская казачья бригада потеряла убитыми 1 урядника и 8 казаков, двое из которых, Иона Кофанов и Абрам Заикин, являлись сенгилеевскими уроженцами.
В числе раненых оказались: войсковой старшина Скляров, хорунжий Булавинов, 2 урядника и 12 казаков. В Кубанской бригаде был убит 1 казак, ранения получили есаул Денкельман, 3 урядника и 10 казаков.
К потерям следует присовокупить и 5 украинских чумаков, везших из Прочного Окопа в Ставрополь просо. Их изрубили закубанцы, когда шли на Сенгилеевку.
Гораздо большего числа всадников недосчитались в своих рядах горцы. На поле сражения от ст.Сенгилеевской до самой Кубани остались лежать до 300 тел, среди которых оказались и известные абадзехские старшины Мамка Шугуров, Хаджи-Канамат Тлаготлуков, Хаджи-Касай Джандаров, Генартук Шугенов и другие.
Множество прекрасных лошадей, дорогого оружия и конской сбруи, доставшихся в добычу казакам, свидетельствовали о том, что закубанцы в данном сражении «...потеряли лучших людей».
Отзвуки сенгилеевского боя достигли и губернского центра - Ставрополя. По свидетельству современников, 1 ноября 1848 г. город был встревожен известием о приближавшихся черкесах. Раскаты орудийных выстрелов не на шутку испугали горожан, и лишь когда выяснилось, что это салютовали казаки, отмечавшие победу, волнения в Ставрополе улеглись.
Известие о разгроме горцев под Сенгилеевкой дошло и до Санкт-Петербурга. Император Николай I, прочитав победное донесение, начертал на нем резолюцию из 2-х слов «Славное дело».
Многие из офицеров и казаков Ставропольской и Кубанской бригад были удостоены различных наград, а 1-му и 2-му Кубанским полкам, как сыгравшим решающую роль в сражении, в 1849 г. Высочайше были пожалованы знамена с надписью «За постоянное усердие, храбрость и отличия, оказанные во всех делах с горцами и особенно 1 ноября 1848 г. под станицей Сенгилеевской».

Источник
 
Последнее редактирование модератором:
Спасибо! Продолжаю изучать историю казачества, и это интересно! Smile3_man
 

Похожие темы

  • Подписчики 1
Назад
Сверху Снизу