Как казаки служили в теркавчастях в 1920-е годы.Мало кто знает, что до 1939 года в...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
eOV1iZDAWeI.jpg
Как казаки служили в теркавчастях в 1920-е годы.

Мало кто знает, что до 1939 года в СССР не было всеобщей воинской обязанности, никто не призывал в армию 18-летних вчерашних пацанов.
До 1939 года, до того как Сталин начал спешно готовить нашу страну к большой европейской войне, в РККА и РККФ шли служить в 21 год (как было при царе), да и то не все...
Во-первых, в армию набирали «по классовому принципу» только «представителей трудового народа», ведь «служба в боевых частях была почетным правом трудящихся», а «представители нетрудовых слоев призывались в различные вспомогательные части».
Во-вторых – некоторые части были «кадровые» (был даже такой слоган «гордись службой в кадрах РККА!»), а другие – «территориальные» (то есть резервисты, части милиционного типа).
Почему так? Да просто СССР в 1920-е годы еще не преодолел всех последствий разрухи и гражданской войны, не имел развитой промышленности (старые трофейные танки, нет производства некоторых видов стрелкового оружия (ручные пулеметы), делал закупки новых самолетов за рубежом и др.) и, в конце концов, не имел достаточно средств и денег, чтобы содержать «нормальную армию».
Такая возможность появилась только после «индустриального и колхозного рывков» в 1930-е. Как известно, зерно из колхозов пустили на экспорт, чтобы закупить технологии, нанять иностранных инженеров и оплатить развитие своей промышленности, в первую очередь военной. Загубив при этом примерно 10 миллионов своих сограждан...
Понятно, что при таком раскладе «сословных советских казачьих частей» не могло быть, казаки «в кадрах РККА» практически не служили.
Вместо них в РККА имелись красноармейские, «мужицкие» кадровые кавалерийские части, носившие названия по месту своего формирования или почетные наименования по местам совершенных подвигов.
Такой, например, была 5-я отдельная Кубанская кавалерийская бригада. В ее партячейке несколько лет состоял на учете молодой комбриг из поляков Константин Рокоссовский. Под его командованием бригада отважно сражалась во время конфликта на КВЖД.
Для «потомственных казаков» оставили только службу в «теркавчастях», комплектовавшиеся по территориально-милиционному принципу, причем эти казаки были только из «бедняцко-середняцкой прослойки»...
Служили «красные казаки», точнее ежегодно призвались на месячные сборы, в «переменных частях» с 21 года. В «терчастях» был «постоянный состав» (штабные командиры и др.) и «переменный состав», «переменники» – собственно сами казаки-резервисты.
Срок службы – 4 года, на которую они являлись со своим конем (потом им разрешили служить и в казачьей форме, и с «дедовскими шашками»), винтовки у них были казенные.
И все бы ничего, но со временем «большой брат» стал получать от красноармейцев-рабочих, как правило, служивших в «терчастях» на «механических» должностях, «тревожные сигналы об оказачивании территориальных войск».
В ноябре 1928 года заместителю председателя РВС СССР И. С. Уншлихту докладывалось, что «нежелательное влияние на красноармейцев оказывали старики-казаки», а в некоторых терчастях начали распространяться дореволюционные обращения: «казаки» вместо «красноармейцы», «вахмистр» вместо «старшина», «сотник» вместо «командир эскадрона», поощрялись песни царского времени.
Озабоченность у власти вызвало и то, что контингент бойцов-переменников определялся в зависимости от наличия в их хозяйствах собственных верховых лошадей. Это создавало угрозу проникновения в территориальные кавалерийские части «чуждых власти» богатых казаков.
Летом 1929 года командование СКВО получило сверху указание «о мерах по улучшению состава терконницы». Устанавливалось обязательным наличие в ее частях до 10 процентов рабочих, 30 процентов бедняков, до 10 процентов коммунистов и комсомольцев. «Хозяйственно маломощным переменникам» для приобретения лошадей выделялась значительная ссуда.
Было обеспечено полное удовлетворение боевыми конями бедняцкой части красноармейцев, в том числе 12-й кавалерийской дивизии и Майкопской кавбригады, формировавшихся на Кубани.
В марте 1929 года командующий СКВО докладывал К. Е. Ворошилову, что остатки сословных противоречий постепенно стираются, но «казачий вопрос» необходимо иметь в виду постоянно, так как антисоветские элементы «не раз еще попытаются его использовать».
Еще руководство СКВО предлагало ввести в терчастях вместо казачьей форму общеармейского образца, к которой, оказывается, «тянулась молодежь», а также считало большим пробелом отсутствие «талантливых по музыке и словам красноармейских песен».
С началом коллективизации, «в период усиления антиколхозных действий» РВС СКВО принял постановление, требовавшее «от начсостава, политорганов, партийных организаций тщательного знания и учета современной обстановки обострения классовой борьбы... и особенно на Кубани... неизбежности попыток классового врага воздействовать на наиболее отсталых красноармейцев...».
Из строевых частей были удалены представители «классововраждебных элементов». Так, в СКВО пришлось отсеять 8,9 процента мобилизованных в 1932 году. По стране этот показатель составлял 7,8 процента.
Одновременно в войсках округа была обеспечена одна из самых высоких в стране «рабочая прослойка среди красноармейцев» - более 45 процентов, а коммунисты и комсомольцы среди призванных в армию составляли 43,3 процента.
Не так сильно подозревать казаков в неблагонадежности власть стала только «после колхозного преобразования станицы» во второй половине 1930-х годов. Тогда в станицах массово появились кружки «Красных ворошиловских всадников», в которых «бывалые бойцы» в свободное время с упоением обучали молодежь казачьим «секретам» владения конем и оружием.
При проведении революционных праздников часто устраивались конные состязания всадников, одетых в казачью форму. В 1935 году был проведен конный пробег по боевому пути 1-й Конной армии на Северном Кавказе. Марш стал проверкой состояния конского поголовья в колхозах.
В статье секретаря Северо-Кавказского крайкома партии Е. Г. Евдокимова, опубликованной 15 апреля 1936 года «Правдой», приводился пример: «Каждую неделю регулярно в Суворовку (станица Суворовская) стягиваются взводы ворошиловских кавалеристов из станиц района для обучения джигитовке. Душа этого дела - старый казак, разудалый джигит товарищ Пулин. Целый эскадрон казачьей молодежи в черкесках, папахах, бурках, белых башлыках, при холодном оружии, на колхозных конях производит внушительное впечатление и в искусстве джигитовки, рубки, строевом деле имеет уже немалые успехи».
Последний этап «сталинской реабилитации казачества» - разрешение в 1936 году всем казакам служить «в кадрах РККА» и создание «казачьих кадровых кавалерийских дивизий». Ну да об этом все и так знают...

Источник
 
Последнее редактирование модератором:

Похожие темы

  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу