ЧЁРНЫЕ КЛОБУКИ До сих пор идет спор, откуда взялись казаки - прирожденные...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
4oFhXiohhUA.jpg

rTbfg85gWBU.jpg

#НР_Народы
ЧЁРНЫЕ КЛОБУКИ
До сих пор идет спор, откуда взялись казаки - прирожденные наездники, воины, от природы вольные люди, не терпящие над собой никакой власти? Откуда пришло это уникальное племя? Ему нет аналога ни у одного другого народа Земли.
Казачество - уникальное на планете Земля явление, возникшее в процессе естественного исторического отбора. Уникальная боевая слава казачества послужила причиной того, что многие государства пытались создать собственные "казачьи" войска: в Венгрии появились гусары, во Франции драгуны, в Англии и Пруссии свои "казачьи сотни”. Практика их боевого применения привела к неизбежному выводу: человека делает казаком не первоклассная джигитовка, не виртуозное владение холодным и огнестрельным оружием, даже не умение воевать и редкостное бесстрашие, а то "особое состояние души”, присущее лучшим представителям восточного славянства. Они изумляли своей бесстрашной джигитовкой, они восхищали ловкостью и красотою своего строя, они поражали затейливой игрою заманивающей кавалерийской лавы. Они, по признанию всех иностранцев, видевших их в мирное время, были единственной в мире неподражаемой и несравненной конницей. Они были природными конниками. Гессенский немец, герой-партизан Отечественной войны, генерал-адъютант Винцингероде писал в 1812 году: "Привыкши всегда считать венгерскую конницу первою в мире, я должен отдать преимущество казакам и перед венгерскими гусарами”.

Их создала и закалила в боях на границе сама история. Да, в XIX веке казаки всем, кто их видел, казались «природными конниками». Но мы помним грозную запорожскую пехоту и перенявших ее традиции бесстрашных кубанских пластунов.
Сохранились прекрасные описания обороны города Азова, который девять тысяч казаков умудрились почти без потерь захватить, а потом удерживать несколько лет, отбиваясь от 250-тысячной турецкой армии. Они были не только «природные конники», они были природные воины, и им удавалось в ратном деле все, за что они брались.

Последними во всей России казаки сохранили старинный рыцарский принцип «службы за землю» и собирались на службу за свой счет «конно и оружно».
Многие российские историки объясняют, хотя и бездоказательно, происхождение казачества от гулящих, бездомных людей и беглых преступников из разных областей Московского и Польско-Литовского государств, "искавших дикой воли и добычи в опустелых улусах орды Батыя". Но нельзя казаков выводить только из крепостных крестьян. Бежали разные сословия, не довольные и не мирившиеся с властью. Бежали на войну, в казачью демократию, бежали ремесленники, крестьяне, дворяне, дружинники, разбойники, воры, все кого на Руси ждала плаха, все кому надоело жить спокойно, все у кого в крови был бунт. Именно они и пополняли казачество. Это верно, значительная часть казаков образовалась именно таким способом. Но беглецы, приходя на Дон, попадали не в пустыню. Потому-то и родилась знаменитая пословица: "С Дону выдачи нет". Откуда же появились казаки?

ИСТОРИЯ
В середине 11 века причерноморские степи захватили половцы ( https://vk.com/neizvestnayrus?w=wall-100384220_6322 ). Это были тюркоязычные европеоиды, светловолосые и светлоглазые. Религией их было почитание Тенгри - Голубого неба. Их приход был жестоким и беспощадным. Они разгромили Тмутараканское княжество, раздробленная и раздираемая княжескими усобицами Русь не смогла помочь своему анклаву ( так впервые попала на Русь и группа касогов (черкесов), служивших Тмутараканским князьям).
Главным врагом русов а также кочевых племён торков, печенегов ( https://vk.com/neizvestnayrus?w=wall-100384220_6316 )и др.на долгое время стали половцы .Ни русские князья, ни западные бароны не захотели пропускать побеждённых половцами кочевников через свои земли. Часть жителей степи покорилась половцам. Другая часть отошла в лесостепь и продолжала бороться против них сообща с Русью - они попросились на правах конфедератов на службу к русским князьям. И те с радостью взяли воинственных степняков охранять свое пограничье.
Их стали называть на Руси «черными клобуками» - из-за высокой черной шерстяной шапки, напоминавшей русским головной убор православного священника. Было у осевших на южных русских границах воинов и второе, “ласкательное” название - “свои поганые” (“поганусами” греки звали исповедовавших шаманизм кочевников). Вислоусые, одетые в непривычные одежды, сросшиеся с лошадью чёрные клобуки долго оставались “погаными” для бородатых крестьян.

Чёрные клобуки ( тюркское "каракалпак" — "чёрный колпак") - историческое название объединений, состоявших из остатков кочевых европейских и тюркских племён: печенегов, торков (были известны окружающим народам как огузы, гузы или узы.Гузы были потомками древнего союза центральноазиатских скифов – саков (массагетов). Тех самых, что громили войска персидских царей и не покорились Александру Македонскому. Тех, что, будучи элитой войск Парфянского царства, в I веке до н.э. разгромили войска римского полководца Красса.) , берендеев (есть версия, что берендеи – это слившиеся с торками печенеги), ковуев, турпеев, каепичей,бродников (интересно, что бродники на своих шароварах носили лампасы в виде кожаной полосы).Татищев пишет, что бродники были русским племенем, которое не нашло общего языка с княжествами и решило жить обособленно. Карамзин вообще считает, что бродниками (бродягами) назывался не народ, а обычное скопище бандитов, состоящих и из русских и угров,) и других, возникшая и осевшая в лесостепных районах Древней Руси, в Поросье, Переяславщине и на Черниговщине (ковуи) в XI - XII вв.
Чёрные клобуки основали города Тор, Торческ, Берендичев, Берендеево, ижеславцы с городом Ижеславцем, торопеи и саки с городами Воинем и Саконом, ковуи в Северщине, бологовцы на Южном Буге, бродники на Дону и в Приазовье, чиги (джиги) с городом Чигирином и сары и азманы на Донце.
В первой половине XII века в летописях незаметно меняется название новообразованного государства: «вся земля Руськая и черные клобуки».
Уже в 12 веке эти племена были ославянены, так же как и бродники донские, т.е. они были славяноязычными и православными, в отличии от кубанских черкас, которые приняли ислам.

Как складывались отношения русских князей и их степных вассалов? По-разному. Кочевники понимали свое значение в государстве и смело разговаривали даже с самыми уважаемыми князьями. Например, в 1155 году, те, что жили в нынешней Ярославской области, разбили половцев и захватили много пленных. Князь Юрий Долгорукий приказал их отпустить, но нарвался на категоричный отказ: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном, и головы свои складываем за твою честь, а пленники — наша собственность».
Иногда князья мирились с такой дерзостью, иногда выгоняли кочевников из Поросья. Впрочем, выгоняли ненадолго, потому что «черные клобуки» были нужны почти всегда — они участвовали во всех походах русских князей в Степь. Только дважды они отказались сражаться против половцев — оба раза в половецкой орде, на которую готовился поход, у них оказывались родственники — «сваты».

Войска торков и берендеев стали неотъемлемой частью воинства русских князей. Торки не пахали и не сеяли, мужчины несли сторожевую службу на границе, женщины занимались домом и детьми. Родовые кланы назывались у торков куренями. Характерен их внешний вид -торки ходили в широких рубахах, но заправленных - в отличие от русских - в просторные шаровары, носили широкие пояса. Торки были вислоусыми, брились наголо, оставляя только широкий и длинный чуб на темени. Русских мечей они не признавали - в бою сражались легкими саблями, которыми владели в совершенстве. Все как один были виртуозными наездниками. Во время битвы лицо укрывали, как забралом, стальной личиной, часто похожей на лицо самого воина. В найденных на раскопках личинах торков археологи обнаруживали нарисованные усы и чуб. Торки летели в атаку с длинными копьями, издалека пугая леденящим душу «гиканьем», а их излюбленным приемом был обход противника с двух сторон «лавиной».
С торков стали брать пример и другие вчерашние кочевники -печенеги, берендеи, черкасы. Все они, так или иначе, становились частью русского пограничья, а место, где они обитали, стало называться Поросьем (буквально «по границе с Русью»).

Черные клобуки становятся пограничниками раннего русского Средневековья, несущими службу за княжеское жалованье. Более того, сыновья русских князей все чаще проходят боевые крещения, возглавляя полки именно черных клобуков. Вот как черные клобуки, идущие с русскими на половцев, описываются в «Слове о полку Игореве»: «А мои те куряне опытные воины! Под трубами рождены, под шеломами взлелеяны, концом копья вскормлены! Пути им все ведомы, овраги ими знаемы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наточены, сами скачут как серые волки в поле, ища себе чести, а князю - славы!».

Археологи подметили, что торки селились на месте древних скифских городищ, безошибочно выбирая самое удобное и для обороны, и для хозяйственной деятельности место. В 1095 году упоминается центр поросских берендеев - городок Торческ на левом берегу Роси. Торки стали переходить к оседлости. Жили они в городках, построенных по старому степному принципу - в центре вождь, от его жилища кругами расходились жилища родственных семей. По периметру такой городок огораживался возами и телегами. Постепенно возы сменились плетёной и покрытой глиной оградой, юрты - хатами-мазанками.
Мужчины несли пограничную службу, охраняли и пасли стада, ходили в степные рейды. Домашняя работа ложилась на плечи женщин. Помощниками у них были подростки и пожилые мужчины. Складывался быт, характерный впоследствии для казачества.
И по сей день стоят на Суле основанные в середине XI века города - Лубны и Ромны. Как и поросский Канев, они были опорными пунктами для “лучших мужей” и торков. Стояли в старину на Суле заселённые торками городки Варин, Пирятин, Кснятин.
В Посулье ещё сохранились участки пастбищ с лугово-солончаковой растительностью, характерной для выпаса коней и овец. В XIX веке здесь, в Полтавской губернии, стояли известные конезаводы. Аналогичные луговые пастбища существовали и на южной Черниговщине. И по её южным рубежам тянулся ряд опорных пограничных городов, самый восточный из которых - находящийся ныне в Брянской области Стародуб.
Правобережная, на левобережье Роси (Перепетово поле) группа торческих поселений подчинялась великому князю Киевскому. Торки Посулья являлись вассалами Переяславского князя. Курени южной Чернигновщины служили князю Черниговскому.
Торки присягали не княжеству вообще, а конкретному князю, которому никогда не изменяли. Князья же хотели видеть в торках лишь служащих за пожалованные земли вассалов, но никак не равноправных партнёров. Приводило это и к стычкам с торками.

Русские витязи при Мономахе считались лучшей латной кавалерией Европы. Глазами и ушами её, проводниками и разведчиками были торки. В рукопашных схватках рубились они ничуть не хуже дружинников. Но положение Руси осложнялось грызнёй князей за власть. В средствах не стеснялись: привлечение половцев на свою сторону стало обычным делом.

Крупные столкновения произошли у торков и с Владимиром Мономахом, хотя этот ярый борец с половцами сам дважды приводил торческие курени на поселение. В 1103 году, разбив половцев у реки Сутин (Молочная), он вывел на пограничье помогавших ему приазовских торков. В 1116 году половецкий союз решил выдавить Русь с Подонья и Приазовья. Начали со штурма опорного пункта русских - Белой Вежи. Летом 1117 года, после двухдневной сечи, защитники крепости с семьями с боями пробились к границам Черниговского княжества. Гарнизон в основном состоял из торков и ассимилировавшихся с ними печенегов. Они были расселены на южной границе Черниговщины.

ПОТОМКИ ЧЁРНЫХ КЛОБУКОВ
Персидский историк Рашид-ад-Дин писал: «Царевичи Бату с братьями… направились походом в страну русских и народа чёрных шапок».
После их прихода история «народа черных шапок» прекращается резко и навсегда. Тумены Батыя рассеивают кочевников в Поросье (их лучшие воины к тому времени уже погибли на Калке и на Сити, при обороне Рязани и Владимира) и сжигают дотла их столицу Торческ. Кочевников Орда переселяет в район Волги и включают в состав Золотой Орды, оседлые «клобуки», уцелевшие после Батыева побоища, быстро ассимилируются среди славянского населения.
В XIII веке «черные клобуки» навсегда исчезают из летописей.
Именно в Южной и Белой Руси 13 века обосновались на правах все тех же пограничников-конфедератов черные клобуки, чтобы через два с половиной столетия, приумножившись числом, стать новым неподражаемым этносом и получить новое имя «казак». К тому времени Золотая Орда (Улус Джучи) приказала долго жить. На ее месте окажется ряд враждующих орд - ханства Крымское и Астраханское, Казанское и Сибирское, Ногайская орда. Тогда же, в 15-16 столетиях, на границу Руси и татарских ханств хлынет поток русских беглецов, вливаясь, десятилетие за десятилетием, в разудалое пограничное братство. Русским беглецам, и особенно их потомству, будет у кого научиться воинскому ремеслу!

Нескончаемые раздоры среди вчерашних завоевателей и пополнение новыми людьми будет на руку казакам, которые с каждым годом станут расширять ареал своего обитания. С Днепра они перейдут на Дон, с Дона на Каспий и Волгу. Большинство водных магистралей Руси скоро будут подчинены казакам. Они будут грабить караваны персидских купцов и разорять татарские улусы. На вольной матушке Волге казаки облюбуют самое дикое и недоступное неприятелю место - Девьи (Жигулевские) горы. А излюбленной речкой уже волжских казаков станет река Самара. Ногайцы, хозяева этих мест, боялись рек хуже смерти - струги казаков поджидали их на каждом шагу.
Группа «НЕИЗВЕСТНАЯ РУСЬ» http://vk.com/neizvestnayrus

Источник
 

Похожие темы

  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу