СЕВРЮКИСеврюки (сиврюки, реже севруки)– полукочевое коренное население...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
gok5Ay32dHA.jpg
СЕВРЮКИ
Севрюки (сиврюки, реже севруки)– полукочевое коренное население Северской (Сиверской) земли, Северщины, потомки славянского племени Северян и Половцев.
В стародавние века Северяне находились между двумя племенами - Полянами на западе и Вятичами на северо-востоке.
Севрюки не растворились в общей среде славян вплоть до XVII века, как это стало с полянами, дулебами, радимичами и прочими славянскими родо-племенными союзами. Корни этого следует искать скорее всего в родственных и культурных контактах Северских княжеств с половцами в XI – XIII вв.
Границы Северской земли никогда не была постоянной. Чтобы было понятнее, на территории Северских земель находятся такие города как Чернигов, Новгород-Северский (возможно два этих города исторически являлись центром Северской земли), Севск, Стародуб, Комаричи, Брянск, Трубчевск, Глухов, Рыльск, Путивль, Полтава, Глинск, Недригайлов, Хотмыжск, Курск.

Известные по археологическим данным поселения славян-северян в районе устья Воронежа, располагавшиеся по правым берегам Дона и нижнего течения Воронежа, существовали в VIII—IX вв., но затем исчезли (вероятно, славян вытеснили печенеги, проходившие через этот район в ходе их переселения из Азии в Причерноморье). Новое появление здесь славян следует датировать XII в.Самый факт их проникновения в глубину Половецкой земли достаточно ясно говорит об отсутствии какой-либо несовместимости между восточными славянами и половцами. Половцы, кочевавшие по степным междуречьям со своими стадами, не возражали против поселения в приречных лесах удобных и выгодных соседей. Довольно лёгкая ассимиляция славян с половцами была вызвана ещё и тем, что в этногенезе славян Северской земли огромную роль сыграли тюркоязычные болгары-савиры.

Представляется наиболее вероятным, что именно тогда, в XII в., из района устья Воронежа началось и дальнейшее продвижение славян на юго-восток, вниз по Дону.Объединение всех этих славянских и кыпчакских (половецких) общин на всем междуречье произошло скорее всего уже в золотоордынское время.

Ведя полукочевой образ жизни на границе с Великой Степью, знающие каждый её степной лог как свои пять пальцев, Севрюки являлись как бы форпостом границ Московии и Литвы. Московские и литовские власти охотно нанимали Севрюков на охрану южных рубежей.

Полностью отождествлять Севрюков с казаками было бы крайне не верно, хотя бы в силу того, что во многих писцовых книгах казаки, Севрюки, а с ними и Черкасы пишутся раздельно.В 1549 году севрюки упоминаются ногайским князем Юсуфом, который в жалобе Ивану Грозному писал: «наши люди ходили в Москву с торгом, и как шли назад, ваши казаки и севрюки их побили».

Про жителей Северской земли говаривали: «Что смотришь севрюком?» — так говорили о тех, кто смотрел «волчьим» взглядом ("севрюк" - угрюмый, хмурый человек. В.И Даль)
Сравнение Севрюков с волком отнюдь не случайно, если не брать в расчёт их буйный нрав и прочие производные - скорее всего оно имеет более глубокие корни, уходящие вглубь веков к поклонению славянами и тюрками (половцами-анимистами) как двух основных составляющих севрюцкого суб-этноса, культу волка. Волк (хорт) особо почитался и у Запорожцев.

В Смутное время Севрюки активно поддерживали Лжедмитрия I. Поддержали Севрюки и атамана Ивана Болотникова, так что война эта довольно часто называется "севрюковской".

Смутное время – это история, скорее, гражданской войны, чем польской и шведской интервенции. Как иначе мог бы выиграть Лжедмитрий, выступивший из Польши с войском 2000 человек, войну с государством, побеждавшим незадолго до того куда более сильных противников? И на что рассчитывали поляки-авантюристы Мнишека, отправившиеся в такой поход?
А вот на что – сначала к ним присоединились 2000 донских казаков. Самозванец двигался к Москве, очень осознанно выбрав свой маршрут, – через северские земли. На его сторону перешел Чернигов, где было много беженцев, потом все заметные северские города - Путивль, Рыльск, Севск, Курск, Кромы (исключение составил лишь Новгород Северский). Подтягивались и польские отряды – поляки увидели за первыми успехами перспективу. К моменту встречи с московским войском войско Лжедмитрия составляло уже 15 тыс. человек, в большинстве северских казаков. И эта собранная по нитке армия вдруг показала выучку и стойкость и обратила в бегство правительственную армию из 50 тыс. человек. Говорят, Лжедмитрий ходил потом по полю и плакал – русские побили русских. Потом последовало несколько поражений, но Лжедмитрий быстро восстанавливал численность своей армии за счет севрюков, война против него обещала быть безнадежной.

По прошествии Смутного времени и раздела Северщины после Деулинского перемирия, между Московией и Речью Посполитой имя Севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная Северщина подвергается активной украинской экспансии (козацкой колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. В городе Глухове (одному из городов Северщины, ныне Сумская область Украины) существует поговорка “украинцы Глухова – лишь наполовину украинцы”.
Куда же подевались Севрюки? Большая часть из них ассимилировалась в среде украинского и великоросского населения Московии и Малороссии, некоторые осели в восточной Белоруссии, часть стала крестьянами-однодворцами. Остальные переселились на Нижний Дон, дав антропологическую основу Низовым Донцам.
Возникает вопрос: почему Севрюки активно вливались в состав Донского казачества? Дело в том, что Севрюки - это была достаточно мобильная этнокультурная группа, по военной организации и по знанию родной им Великой Степи очень близкая казакам, тем более что до XVII века Севрюки, ровным счётом как и Донцы и Запорожцы являлись типичными полукочевниками и полностью оседлого образа жизни не вели.
Однако, имя Севрюков не полностью исчезло с лица земли. Потомки Стародубского казачьего полка (западная Брянщина, до 1917 года - Черниговщина) до сих пор носят это славное имя, скорее всего для того, чтобы обособить себя от значительного пришлого контингента русских староверов, осевших на территории северной Черниговщины, а также заявить о своей "коренной" принадлежности к древним Севрюкам.
Ряд исследований, проводившийся в разное время, на юго-востоке Брянщины и на Курщине выявил среди коренного населения тех мест, множество культурных, этнических и диалектических особенностей, резко отличающихся от другого великоросского и малороссийского населения.
О былых временах говорит также множество курганов Северян на территории Черниговской, Сумской, запада и юго-востока Брянской областей. Самые известные из них это, пожалуй, курганы в Кветуни (под Трубчевском), а также черниговские курганы.

Источник
 
Последнее редактирование модератором:
  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу