Недавно мы писали о колоритной узкоколейке между Черниговским и Отдалённым

БЕЛОРЕЧЕНСК

Ветеран форума
Сообщения
2.017
Реакции
1.078
БЕЛОРЕЧЕНСК не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
Недавно мы писали о колоритной узкоколейке между Черниговским и Отдалённым. Она не единственный живой реликт некогда могучей Апшеронской УЖД. Железная дорога Гуамского ущелья проходит по ещё более красивым и величественным местам. К сожалению её будущее сейчас в густом тумане.

Нынешний девятикилометровый путь между хутором Гуамка и посёлком Мезмай был частью восточного ответвления Апшеронской УЖД. От Гуамки на север он уходил на соединение с «главным ходом», а на юг – далеко вглубь Лагонакского нагорья. Во время войны эта ветка была ареной ожесточённых боёв. В 1942 г. партизаны дважды взрывали мост через ущелье Сухая балка. Героизм и человеческие жертвы на гуамских рельсах были и в мирное время, когда врагом стала беспощадная природа Кавказа. В 1979 году путевая обходчица Мария Дедова увидела несущийся с гор селевой поток. Она добежала до телефона, позвонила в Гуамку — там успели тормознуть уходивший навстречу катастрофе поезд почти с двумя сотнями пассажиров. Кто знает, скольким из них сохранила жизнь Дедова, но сама она спастись уже не успела.

В 80-х очередное наводнение размыло полотно к северу от Гуамки – для петляющей среди горных рек магистрали это обычное явление. Но на сей раз участок решили не восстанавливать, ибо лесозаготовки в окрестностях хирели. Разобрали и пути за Мезмаем, а железная дорога стала использоваться только для местных перевозок. Сохранившийся участок проложен по скальным полкам среди водопадов глубокого и очень живописного Гуамского ущелья вдоль бурлящей реки Курджипс. Есть места, где просто-таки уму непостижимо, как может поместиться поезд: с одной стороны обрыв, с другой каменная стена, иногда скалы прямо-таки нависают над рельсами. В бурлящем Курджипсе лежит своеобразный памятник местной суровости – остов тепловоза, который однажды не вписался в поворот и улетел в реку.

В 2000 г. (по данным С. Болашенко в 2002 г.) новый удар стихии снёс рельсы и даже мост у Мезмая. Возвращать всё это не спешили – восстановительные работы затянулись до 2008 года. К тому времени из подвижного состава остались одни «пионерки», а бывшие пассажиры привыкли ходить пешком по ущелью и ездить по кружной горной дороге на попутках и автобусах-вахтовках. Тепловозы и вагоны удалось купить на других железных дорогах, но пути восстановили (местами в прямом смысле проложили заново) некачественно, а в 2011 г. сильнейший сель похоронил семисотметровый участок примерно напротив скалы Пирамида. Недолго сквозное движение продержалось.

С начала 00-х годов УЖД жила довольно странной жизнью: её использовали для туристических экскурсий на поездах и «пионерках». Ездили в основном до закусочной «1707 метр», расположенной прямо в ущелье на соответствующем расстоянии от его начала – напротив большого водопада и монументальной скалы, нависающей над Курджипсом. Для организаторов покатушек безопасность далеко не всегда стояла на первом месте, поэтому «пионерки», бывало, улетали в реку. Некоторое время ущелье было местом полукриминального позорища: узость и крутизна каньона позволяла легко его перегородить, чем и пользовались какие-то деятели, бравшие деньги за пеший проход из Гуамки в Мезмай. Но разум всё-таки потихоньку побеждал – торговцев воздухом удалось окоротить. Да и железнодорожные экскурсии приняли цивилизованный вид — никаких больше «пионерок», только нормальный тепловоз с нормальными вагонами.

В 2016 году в Екатеринбурге состоялась конференция по сохранению исторического наследия узкоколейных железных дорог. Одним из самых ярких стало выступление Александра Кудели и Андрея Бабаева из ОАО «Апшеронск-Лагонаки» — именно эта фирма тогда эксплуатировала магистраль Гуамского ущелья. От озвученных планов Манилову и Наполеону оставалось бы лишь навзрыд плакать друг у друга на плечах. Энтузиасты собирались последовательно восстановить движение по всем имеющимся путям, разобрать селевой завал, продлить железную дорогу от Мезмая до горных курортов на Лагонаках с использованием зубчатой рейки, а от Гуамки — нет, не в Апшеронск, а завернуть в Черниговское, объединив обе узкоколейки Краснодарского края. И даже в этом сияющем завтра предполагалось двигаться дальше – от Отдалённого через перевалы Кавказского хребта до черноморских курортов! Казалось, к этим воодушевляющим словесам остаётся добавить лишь межгалактические гонки на «пионерках», переименование Гуамки в Нью-Москву, а Москвы – в Старую Гуамку. Однако пустой болтовнёй доклад Кудели не был. Во-первых, кажущиеся фантастическими продления частично трассировались по местам, где пути уже лежали во времена расцвета лесозаготовок. А во-вторых, мечты начали потихоньку сбываться! В Апшеронске построили две экскурсионных дрезины. Одну, базой для которой послужил вагон ПВ40, запустили от 1707 метра до завала. Вторая, переделанная из энергомодуля ЭСУ2А-925, стала курсировать между завалом и Мезмаем. Таким образом, с 2017 года все ещё целые рельсы задействовали в туристическом движении. На конечных остановках дрезин были построены деревянные посадочные платформы и крытые павильоны. Вагоны поезда «Гуамка – 1707 м» переделали в полуоткрытые «дилижансы», ибо пассажиры жаловались, на плохой обзор из обычных ПВ40. На протяжении всей поездки аудиосистема транслировала рассказ о красотах Лагонакского плато, особенностях Гуамского ущелья и истории УЖД. В 2018 г. вроде бы началась подготовка к разбору завала и восстановлению разрушенного участка дороги.

Увы, мы так и не узнаем, которая часть планов компании «Апшеронск-Лагонаки» была действительно обоснованной и реализуемой. Возглавляли её вовсе не безгрешные люди – к ним не раз возникали вопросы и по экологии, и по технике безопасности, и особенно по попыткам ограничить доступ в ущелье. Ну а наше милое государство, как известно, всеми силами заботится о бизнесе, и до Гуамки его заботливые ручки тоже дотянулись. В конце 2019 г. подвижной состав и постройки были опечатаны по предписанию прокуратуры за нарушение противопожарных норм. Энтузиастам предложили исправить «косяки» и вновь начать работать, но по сути, с дороги их выдавили. Брат Александра Кудели Евгений долгое время возглавлял краевое министерство туризма. За четыре месяца до того, как глава фирмы «Апшеронск-Лагонаки» поразил гостей «узкоколейной» конференции размахом замыслов, его родственник подвергся разгромной критике губернатора и был вынужден покинуть свой пост. Может быть, оставшиеся без высоких покровителей дельцы получили по заслугам, а может «новая метла» вымела прибыльное поле бизнеса — от настоящих энтузиастов для своих протеже. Вряд ли в мутной водице местечковой политики удастся выловить хоть крупинку истины, так что каждый волен выбирать ту версию, которая ему нравится.

Тепловоз ТУ8-0307, часть вагонов и дрезины предпринимателей были вывезены на «безрельсовый» приусадебный участок в Апшеронске, где они стоят и поныне на фоне заброшенного здания бывшего депо лесовозной УЖД. Движение в Гуамском ущелье вновь только до 1707 метра – его осуществляет уже другая фирма, о чьих дальнейших планах пока ничего не известно. Билет туда-обратно стоит 500 рублей — да-да, за 3,5 километра. ТУ8-0427 толкает до закусочной три-четыре «дилижанса», а потом тянет их обратно – развернуться ему негде. Для пущей безопасности первый вагон оснащён видеокамерой, информация с которой передаётся машинисту. По вторникам поезд не работает и по ущелью можно свободно гулять, а в остальные дни во время курсирования состава (ежечасно с девяти утра до шести вечера) ворота в прямом смысле закрывают на замок, ибо человек и тепловоз там попросту не разойдутся. В Гуамке «за воротами» пути сохранились только метров на шестьсот — до треугольника. На этот кусочек выгоняют поезд при проведении регламентных работ. На треугольнике базируется служебный подвижной состав: хоппер, платформа и даже кран ДМ20, в своё время вывезенный из Поморья (Концегорский ЛПХ). Ещё там есть прицепная тележка ТП с высокими бортами, которую цепляют перед тепловозом – видимо, так идёт снабжение закусочной. От треугольника до вокзала полотно раскантовано, дальше разобрано совсем. У вокзала жив только кусочек, где сидят почтари, остальное здание стоит с выбитыми окнами. Состояние вокзала в Мезмае и того хуже, да и от путевого развития мало что осталось. В Гуамском ущелье разобрано метров двести полотна перед завалом, в остальном рельсы пока лежат и находятся в неплохом состоянии. Конечно, было бы круто увидеть очередных энтузиастов, которые разгребут завал и вновь запустят движение до Мезмая, а может и дальше, но поучительная история фирмы «Апешеронск-Лагонаки» оставляет на это не слишком много надежд.

P.S. На карте отмечено место, где пути снесены селевым потоком
#УЖД #жд #Лагонаки #Апшеронск #Гуамка
А могло бы быть так:
Ещё одна не наша туристическая УЖД:

Инфо: Трамвай
wjoZwcIUQu4.jpg
3HKLzYPHITY.jpg
o1fxOde1qP8.jpg
ZvgDvsIcYZM.jpg
env19SGlz3k.jpg
qYXSfVR8f4s.jpg
7Ou73fKwCmk.jpg
hP5wGiI7A4g.jpg
N-8U5N6XsYs.jpg
 
Последнее редактирование модератором:
  • Smile3_man
  • Yes3man
  • Derisive_man65
  • Biggrin_man32
  • Scratch_One_S_Head
  • Sad_man789
  • Cray2_man
  • hmm
  • Facepalm
  • Good_man5ry
  • Shok_man754
  • Pardon_man3
  • Thank_You2
  • привет_1
  • drug

Похожие темы

  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу