Александр Шаповалов: три года на посту главы района. Глава Белореченского...

Александр Шаповалов: три года на посту главы района
Глава Белореченского района Александр Николаевич Шаповалов дал пресс-конференцию в честь своего трехлетия работы в этой должности. Вопросы задавали пресс-секретарь главы Татьяна Беззубикова, главный редактор газеты «Огни Кавказа» Вячеслав Барашихин, главный редактор газеты «Белореченская правда» Александр Кузнецов, корреспондент «Окей город» Антон Проскуряков, блогер Дмитрий Островлянчик.
В.Барашихин: - Мой вопрос истекает из формата нынешней встреч. Каких достижений добился за три года наш район и какие из них вы считаете самыми значимыми для нашего района?
А.Шаповалов: - Принято подводить некоторые итоги через год, два, три… время летит быстро, уже три года я работаю главой района. Не могу сказать, что все получается и все только хорошо… Все люди так устроены, что мы хотим большего, хотим быстро, хотим оперативно. Иной раз получается достичь результата, но время много ушло, а иной раз и не получается достичь.
Для меня заступление на эту должность было определенным вызовом, хотя я работал в муниципалитете, и главой города работал. Не планировал быть главой района, но предложил губернатор, депутаты поддержали. Вызов состоял в том, чтобы район не потерял своих лидирующих позиций, которые он исторически занимал. Белореченский район – один из самых уважаемых районов края, он всегда считался сильным, стабильным районом. Для меня это было важно. Негативного сценария не произошло, мы также, как и прежде, входим в десятку лучших районов края по уровню социально-экономического развития, по многим другим показателям. На протяжение десятков лет мы шли к стабильному развитию. Наш район имеет разнообразную экономику, развиты и промышленность, и сельское хозяйство, и потребительская сфера. Плюс нашего района, особенно в непростые времена, связанные с ковидом, что у нас многопрофильная экономика. Если какие-то отрасли в силу объективных причин подсели, то за счет других мы развиваемся. Нынешний 2021 год очень хорошо складывается для экономики, по пополнению бюджета края, бюджета района мы находимся на втором-третьем месте в крае. Получили дополнительных доходов своих собственных более ста миллионов рублей. У нас появилась возможность решать те вопросы, которые годами не решались из-за нехватки финансовых средств. Главным итогом за три года является то, что район продолжает развиваться, мы не стоим на месте. Район является инвестиционно-привлекательным, к нам едут люди и хотят жить в нашем районе.
А.Кузнецов: - Были за эти три года моменты, которые бы вы в случае возможности хотели бы изменить. Может какие-то решения приняли или ситуацию…
А.Шаповалов: -Сегодня уникальное время в плане возможностей. Был определенный скепсис у людей по поводу национальных проектов, мол, это очередная компания, разговоры, все быстро закончится. Но мы видим, что это не разговоры, а реальные средства, которые помогают решать вопросы жизненно важные для района, помогают делать жизнь людей комфортной.
У нас есть определенные проблемы в сфере образования. У нас каждый год прибавляется по 400 новых учеников в школы. В каких-то регионах отток населения, школы закрывают, а у нас хлопоты приятные, мы должны строить школы. Я жалею, что мы три года назад не собрались и не сделали проект школы №15 в Верхне-Веденеевском. Школу в микрорайоне Северном в городе тоже хотели строить. Немного времеми мы потеряли, надеясь, что нам помогут сделать проект, либо инвестор, либо попадем в государственную программу. Сегодня благодаря экономике подошли к тому, что за свои средства будем проектировать, а имея проект будем вступать в краевую программу по строительству. Если бы мы время не потеряли, то мы бы уже сейчас сделали проект, прошли экспертизу и подошли к строительству. В этом плане будем на свои силы рассчитывать.
Если говорить о национальных проектах, в свое время мы радовались, если на район давали 30 миллионов рублей на капитальный ремонт дорог, раньше занимались ямочным ремонтом. Заасфальтировали улицу Мира, Победы и очень радовались. В прошлом году мы уже более 70 миллионов получили на дороги, в этом году уже более 150 миллионов рублей. В городе многое делается. Отрадно, что и в сельских населенных пунктах капитально ремонтируются дороги. Была бы возможность – все разом отремонтировать, а потом только поддерживать. Но серьезные средства уходят и на ямочный ремонт. Это касается национального проекта «Дороги». Национальный проект «Комфортная городская среда». Первым сделали «Казачий сквер», очень радовались. Потом построили большой парк на берегу Белой. Когда делали проект, то не знали, кто нам 100 миллионов рублей выделят. Попытались через программу «Малые города», нас признали лауреатами, но победителями мы не стали. Было опасение, что мы деньги на проект потратили, а реализовать не получится. Слава богу – получилось! В этом году сделали две большие дворовые территории в городе. В селе Великовечном на прошлой неделе открывали новый парк, он очень красивый, к месту. Отношение селян намного более трепетное к таким объектам. Школьники и родители организовали дежурство в новом парке, чтобы никто там не рвал и не ломал ничего. Люди поняли, что они с таким напряжением получили этот объект, построили его за 30 миллионов рублей и они понимают, что теперь его надо беречь и пользоваться.
Край сегодня очень помогает, губернатор поставил задачу, чтобы люди в каждом населенном пункте жили достойно, были дороги, тротуары, строились садики, школы. Уникальность нашего края в том, что половина населения живет в сельских населенных пунктах, половина – в городах. Правда, чем лучше люди начинают жить, у них и требования растут.
Люди просят, чтобы аптека была в селе. Вроде в город недалеко съездить 15-20 километров, но удобнее, чтобы на месте была. По транспортному обеспечению тоже возникают проблемы, к определенному уровню мы привыкли, чуть какие-то сбои – неудобно. То каждый день автобус ходил, а теперь два раза в неделю. Сегодня есть понимание проблем и понимание, как их решать. Есть поддержка края и губернатора в выделении средств. В прошлом году мы по разным программам привлекли более 250 миллионов рублей, в этом году уже под 400 миллионов рублей…
В Первомайском сельском поселении через федеральную программу «Развитие сельских территорий» за 176 миллионов рублей построили детский сад, спортивный комплекс, парк, для многодетных семей участки обеспечили газом, водой, электричеством. Сейчас мы проектируем и край выделяет более 150 миллионов рублей для развития инфраструктуры по Рязанскому и Родниковскому сельским поселениям. Есть программы и надо в них участвовать. Хотя иногда подрядчик попадается некачественный, нервотрепка, претензионная работа. Проверяющих много, чтобы каждый рубль пошел по назначению. Но я считаю, что нужно участвовать, нарабатывать опыт.
Надо больше рассчитывать на свои силы, проектировать. Мы сейчас имеем дополнительные доходы и в следующем году начнем проектирование школы в Верхне-Веденеевском. Дети учатся там в две смены, но школа перегружена, там всего 5 классных комнат. Там есть земельный участок, он по всем параметрам подходит. Была надежда на «ЕвроХим», они обещали помочь с финансированием проекта, но требовали гарантии, что нам сразу выделят средства на строительство. Мы такой гарантии дать не можем, планирование в крае осуществляется не на один год.
А.Кузнецов: -Про транспортные проблемы уже затронули тему, но прозвучало, что люди стали слишком хорошо жить и больше требовать. Но ведь требуют элементарного. Маршрутки в городе, но невозможно уехать, не все окраины города имеют транспортную доступность. По сельским населенным пунктам тоже много вопросов с транспортной доступностью, последний пример – станица Бжедуховская. И еще группа вопросов – как добираться людям на кладбище?
А.Шаповалов: -Я имел в виду, что люди хотят, чтобы у них в селе аптека была, художественная школа, спортивные секции. С транспортом пока похвастаться нечем. На территории района уже давно нет муниципального перевозчика, было ПАТП, они просили субсидии. Потом в городе появились три перевозчика. Они поделили маршруты. Это частный бизнес, люди заинтересованы зарабатывать. Приходится балансировать, на выгодные маршруты в городе мы даем в нагрузку маршруты в сельских поселениях. Эта схема работала.
В 2020 году в пандемийном вы помните, то вообще транспорт общественный не ходил, то давали окно утром и вечером. Карантин тогда ударил по всем отраслям, но особенно ударил по перевозчикам, они перестали возить людей, получать доход, отрасль не попала в число пострадавших, чтобы им компенсировали потери. Обращались на прием к депутату Государственной Думы Затулину. Это же водители, не просто опытные, но с определенной категорией. Из трех перевозчиков – одна организация закрылась. Перераспределили маршруты, но их пришлось оптимизировать. Есть нормативы, что в городе до остановки 500 метров – это нормально. Мы не можем пустить маршрутку по каждой улице.
Перевозки в сельские населенные пункты – убыточные. Про Бжедуховское поселение был вопрос. В хуторах Коневецком и Новогурийском живут не больше 100 человек в каждом. Туда раньше ходил автобус ежедневно, но полупустой. Людям было удобно, они знали, что в любой день могут поехать. Организация несет убытки. Договорились, что два раза в неделю автобус будет ходить, провели сход, люди недовольны. Но и в таком режиме предприятие «ТОН» отказалось возить людей – убыточно. Сейчас нашли другого перевозчика из другого района.
Нам нужен третий перевозчик, чтобы восстановить все маршруты. Граждане имеют право приехать в районный центр в любое время. На такси дорого, не у каждого личный транспорт есть. Ковид подкосил, но еще и сильно ударили нелегальные таксисты. Подъехал таксист, посадил 4 человека, другой взял еще четверых, а автобус поехал полупустой. Очень ждали, что с началом учебного года вырастет пассажиропоток, но вырос не сильно. Количество таксистов в городе огромное. Надо идти на субсидирование убыточных маршрутов, заставить предпринимателя работать в убыток невозможно. Или мы вернемся к средневековью, когда на рабе, на бричке собрались и поехали в районный центр. Ситуация не простая.
А. Кузнецов: -Вариант с муниципальным транспортом не рассматривается, возврат невозможен?
А.Шаповалов: -В нескольких районах остался муниципальный транспорт, но мы не потянем. Нужен транспорт, получение всех лицензий, прохождение техосмотров. У нас даже со школьными муниципальными автобусами целая проблема. Мы хотели создать учреждение, в котором бы они все числились, проходили медосмотр водители. Стали разбираться. Нужно иметь лицензию на перевозки, отдельные лицензии на медосмотр, на техосмотр, это такие серьезные затраты, не говоря уже о приобретении подвижного состава. Нам не хватит бюджета на все это. Надо вдвойне ценить предпринимателей – перевозчиков.
По проезду на кладбище. Делали прямой маршрут, но он был убыточный. Мало людей ездили. Решили, что автобус на Пшехскую будет заворачивать в определенные часы на кладбище. Но один-два человека ездят и все. Люди обращаются. Мы введем, потом перевозчик говорит, что никто не ездит. Я согласен, что какой-то вариант мы должны утвердить, чтобы люди знали и ездили…
А.Кузнецов: -Если люди будут четко знать расписание, то будут ездить.
А.Шаповалов: -Будем решать.
А.Проскуряков: -Я проводил опрос, какие вопросы нужно задать главе. Самый популярный вопрос – про свалку. Когда прекратится завоз мусора на наш полигон, когда начнется рекультивация олимпийской свалки, когда начнется рекультивация первой очереди действующего полигона?
А.Шаповалов: -Было несколько совещаний, приезжал к нам Министр природных ресурсов и экологии РФ, губернатор. Было озвучено, что с 1 января полигон будет выведен из эксплуатации и мусор на него завозить больше не будут.
По старой свалке. Как только я пришел работать, в Краснодаре было совещание в Краснодаре с участием депутатов Государственной Думы именно по твердым бытовым отходам. Я там выступил и сказал, что старая городская свалка быстро заполнилась потому, что мусор повезли из Сочи. Все согласились, что ее нужно рекультивировать. Но к реальным шагам мы подошли только в прошлом году. Было выделено 19 миллионов рублей на проектирование. Провели торги, определили подрядчика. Проект сейчас подготовлен и проходит экологическую экспертизу. Край обещает нас в числе первых подать на федеральную программу по рекультивации свалки. Проект будет готов до конца нынешнего года.
О проблемах с действующим полигоном. Он не самый худший в крае и в стране. Основная проблема, что полигон очень близко от города расположен. Ветер в нашу сторону дует и все чувствуют запах. Губернатор приехал и спросил, почему так близко расположили, почему так получилось. Я тогда не работал, но думаю, что пошли по пути наименьшего сопротивления. Надо расположить где-то свалку, вот участок в схеме планирования, который район предполагал под новую свалку, когда старая заполнится. Но я так понимаю, что ее планировали только для нашего района. И вот эта свалка получилась. Другой момент, что вначале везли сочинский мусор сортированный, упакованный в белые мешки. Был котлован, устланный мембраной. Эти кубики аккуратно стояли. Кубики повозили, потом что-то в Сочи пошло не так. Начали везти не сортированный, неупакованный мусор. Нарушен был проект. Может если бы так же упакованный возили, кубики бы так не воняли.
И третье, министр сказал, что мусора привезли больше, чем по проекту. И сегодня мы получили комплексную проблему. Без рекультивации свалка будет вонять более 20 лет. Министр сказал, чтобы мы готовили проект рекультивации, а он включит нас в федеральную программу. Это сотни миллионов рублей.
Такая сейчас ситуация. Все запротоколировано, и мы исходим из такого положения. Нам пообещали, что выделят деньги на рекультивацию, чтобы свалка больше не воняла и не приносила дискомфорта жителям.
Подготовил Александр Кузнецов.
Продолжение
в следующем номере.
 
  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу