РАЗВАЛИНЫ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ, открытой на реке Белой (часть 6) Того же 18...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
INm9aOceYO0.jpg
РАЗВАЛИНЫ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ, открытой на реке Белой
(часть 1)

Статья полковника Николая КАМЕНЕВА «РАЗВАЛИНЫ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ, открытой на реке Белой» была опубликована в Памятной книжке Кубанской области в 1877 году. Достаточно интересный, на мой взгляд, материал…

Прежде, нежели приступить к описанию древней церкви, случайно открытой в первых числа июля 1869 года между Белореченской и Ханской станицами, скажем несколько слов о внесении на западный Кавказ христианства, о причинах его упадка, о быстром введении среди горцев ислама и о бессилии его уничтожить врожденную склонность горцев к вере предков, хотя мало понятной, но тем не менее удовлетворившей их духовную, человеческую сторону. У горцев западного Кавказа, имевших в древние, но более в средние века сношения с европейцами, вследствие торговли и службы поочередно то в войсках Византийских Императоров, то у варваров, воевавших с ними, отличительная черта характера выяснилась в строгой нравственности и рыцарстве. Материальное направление магометанской религии, обещающей рай со всеми наслаждениями, даруемыми мимолетно человеку в земной жизни, было им не свойственно и рай не соблазнил их. Не такова природа гор, чтобы распалять воображение человека и располагать его к мечтательности. Нам известны песни горцев: содержание их есть бой, действующие лица – богатыри, друзья их – белые кони, копытами поражающие врагов; красота женщин не составляет главного их содержания. На каждом шагу суровая природа требовала от горца труда, оглядки, не допускала роскоши и изнеженности. После этого еще раз повторим, мог ли горец сознательно оставить верования предков, прельстясь поэтической религией Востока? И действительно, горцы-христиане не по убеждению в превосходстве нравственных правил и обрядов приняли мусульманство, а просто их заставили силой дотронуться рукой и лбом до корана, выполнять не свойственные климату посты и повседневные намазы и выслушивать решения шариата в ущерб обычаев, освященных временем, с которыми до наших времен они никак не могли расстаться. Мы имели случай беседовать со стариками-горцами о временах, давно минувших, и относительно мусульманской религии, навязанной им, слыхали такие рассуждения: у нас одни муллы и кадии мусульмане, но они из Турции или из Ногайцев – муллы из Адыг – не доучиваются; мы же умеем делать намазы – только; два человека из тысячи нас читают коран, а старики наши и до сих пор сохраняют в памяти рассказы отцов о сборах в рощах, о сборах в «шонах», церквах, где блистали золотом «шехники» священники, говорившие им слово спасения. Отцы наши считали в неделе 7 дней, а мы 6; один день «тхамафе», – «тха» - Бог, «мафе» - день, Божий День, «уххыга» пропал. «Тхамафе» мы называем теперь всю неделю. От этих стариков мы слыхали о христианских обрядах, которым они придерживались, будучи мусульманами; но расскажем о них в своем месте.

Источник
 
Последнее редактирование модератором:
-8xm9dgw04c.jpg
РАЗВАЛИНЫ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ, открытой на реке Белой
(часть 2)

Первый луч христианства на Кавказе, озаривший Мехию (ныне Ахалцыхский уезд) и Абхазию, был занесен апостолом Андреем в 40 году по Р.Х., затем в IV веке из Азии внесено было христианство Григорием просветителем Армении и св. Ниной просветительницей Грузии. Далее, царица Тамара (1184 – 1212) распространила христианство между горскими племенами на южном склоне кавказских гор; на северном же склоне, где обитали адыгские племена, оно проникло в царствование Византийского императора Юстиниана (527 – 565), и первыми просветителями горцев были «Герга» греки, предприимчивость которых в то время не знала пределов. Не оружием установилась у горцев вера во Христа, а красноречивым истолкованием не отразимой истины, так же неусыпными заботами миссионеров об устройстве церквей и снабжении их утварью. Христианство до такой степени глубоко пустило корни в горское население, что в нем принята была христианская седмица, и название некоторых дней соответствовало церковным обычаям. Так среду горцы называли «бересчешху», что значит большой пост, пятницу «мариам» в память Богородицы, было у них и воскресенье, как сказано выше; наконец горцы именовали на своем языке праздники христианские: Светлое Воскресенье «гутыф» явление Бога, и дали собственные имена иерархическим чинам – епископу и священнику «шехник» и «шоген». Миссионеры учили горцев греческому языку, доказательством чему служат листки евангелия, найденного лет 30 назад в Кабарде у фамилии Шагеновых, которая хранила их как драгоценное воспоминание о вере предков. Византийский император Юстиниан, увековечивший себя в горских преданиях под именем «Юстука», и отличавшийся необыкновенной деятельностью, честолюбием и страстью к благолепию храмов, нет сомнения, оказывал греческому духовенству самую щедрую помощь на поприще миссионерства. Дальнозоркая его политика требовала самого близкого влияния на воинственные племена западного Кавказа, откуда он получал свежие силы для защиты границ империи от вторжения варваров. Этой политике и следует приписать настойчивое намерение его утвердить у горцев христианство постройками каменных храмов, развалины которых наше время видит на реках Кефаре, Зеленчуке, Теберде и Шоне, близ Хумаринского поста (храмы эти построены в византийском стиле). Успехи греческого духовенства так были прочны, что можно предполагать образование при Юстиниане кавказской епархии, о чем имеются указания в горских преданиях, воспевших знаменитого «шехника», имевшего пребывание близ Нальчика в Терской области. Мало того, до настоящего времени среди горских фамилий существует фамилия Шогеновых, буквально «Поповых», что позволяет предполагать обыкновение греческих священников вступать в брак с туземками, вследствие чего и возникло среди горцев духовное сословие. Нельзя не пожалеть, что в блестящий период господства в горах христианства, миссионеры упустили из виду положить ему вечное основание, составив туземному языку азбуку и переведя на него евангелие и прочие священные книги. Молитва на чуждом языке массе народе сознательно не была доступна, равно не доступно ему было и нравственное развитие, плод размышления о прочитанной святой истине. Между прочим горцы, как дикий необразованный народ, не имевший государственного устройства, вправе был от греков ожидать того, что для славян сделали святые Кирилл и Мефодий. Вот почему, не имея грамотности и не умея молиться на родном языке, горцы, бывши христианами, исполняли и обряды фетишизма. У них был христианский Бог «тха» и «тлепшь» – бог огня, «мезотху» – бог лесов; были «шоны» – церкви, были «шаган» – священные рощи, были христианские и языческие праздники. Словом, не только горцы, но не один дикий народ, находящийся в лучших условиях жизни, не просветится учением Спасителя и не сделает быстрого шага в цивилизацию, если он не грамотен на родном языке. Отсюда и произошло первоначальное искажение и упадок христианства в горах, а потом и окончательное его падение.

Источник
 
Последнее редактирование модератором:
hUf3kc2vjHg.jpg
РАЗВАЛИНЫ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ, открытой на реке Белой
(часть 3)

Когда византийские императоры обратили взоры свои исключительно на защиту империи от Аравитян и потом о Турок, им было не до Кавказа, и к юным христианам не были присылаемы новые епископы и священники вместо убывших. Между прочим, начались в горские земли вторжения средне-азиатских народов и кровавая с ними борьба. В XII столетии, горцы адыгского племени еще раз видели на своих землях европейцев, просвещенных христианской религией. Это были крестоносцы, избравшие сухой путь по берегу Черного моря для возвращения на родину. В горских преданиях они называются франками и пользуются глубоким уважением за необыкновенную силу, мужество и нравственные правила. По всей вероятности, появление крестоносцев в среде горских племен не могло сопровождаться убийствами и грабежами. История умалчивает о завоеваниях, сделанных ими на Кавказе в период крестовых походов; следовательно люди, отдавшие преимущество сухому, трудному пути пред морским, хорошо знакомым, были крайне бедны и находились в самых тяжелых обстоятельствах; им оставалось употреблять оружие только для личной обороны, чего не допускали правила горцев, сохранивших и до наших времен любовь к гостеприимству. Многие же из крестоносцев, увлекаясь честолюбием и жаждою полнейшей независимости, селились навсегда в горах, изучали туземный язык, обычаи, вступали в браки с туземками и таким образом Кавказ сделался для них вторым отечеством; а потомство их передовыми людьми на Кавказе, влияние которых дало толчок в развитии общественного строя. Как люди светские, они не только не силились очистить искаженное христианство, составляющее тогда смесь различных верований, но напротив оставшись христианами они сами увлеклись обрядами язычества, без чего вряд ли бы получили у диких горцев право гражданства и власть. Доказательств прохода и оседлого поселения крестоносцев между кавказскими племенами много; но мы ограничимся несколькими крупными фактами. На южном склоне Хевсур до настоящего времени носит рыцарский костюм, украшенный нашитыми крестами, и хранит полное рыцарское вооружение. На северном склоне у абазинцев одна влиятельная фамилия с французской кличкой, произошла от франков, что подтверждается горскими преданиями (в 1863 году, во время посещения принцем Прусским западного Кавказа, Его Высочество изволил обедать у князя Абадзинского, полковника Мамат-Гирея Лоова. Находящийся при принце Прусском, флигель-адъютант барон Лоо, заметив на кольце Мамат-Гирея свой герб, объяснил, что из его фамильной хроники известно, о выступлении одного из баронов Лоо в крестовый поход, откуда он не возвратился). Сверх того в прошлое боевое время Кавказа у многих горцев были передаваемы из рода в род прямые мечи, на которых золотой насечкой обозначен был круг и крест над ним; наконец, мы сами видели прямые мечи последнее время в курганах западного Кавказа, именно в Тубе, но уже съеденные ржавчиной. Если же до сих пор в курганах не найдено было символических знаков христианства, то именно потому, что кресты носились крестоносцами наружу, как знак данного им обета, или на рукаве верхнего разрезного платья, или на щитах; они не могли устоять от всеразрушающего времени. Ведение у горцев, адыгских племен, средневекового строя европейских обществ следует приписать также крестоносцам.

Источник
 
Последнее редактирование модератором:
W-uvGBqRQz4.jpg
РАЗВАЛИНЫ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ, открытой на реке Белой
(часть 4)

В XIII столетии на западном Кавказе являются генуэзцы, которые в двухвековое существование деятельной республики оставили неизгладимые следы благодетельного своего влияния на страну и племена горские. Окончив борьбу с венецианской республикой, владевшей Черным морем и устроившей сухопутную торговлю с Индией посредством татар, господствовавших на юге России, генуэзцы, с позволения монгольского хана в 1266 году, учредили поселение на Крымском полуострове в Кафе (ныне Феодосия) и воспользовались всеми выгодами торговли, предпринятой Венецианцами. Первой заботой их было приискание более прямого и более надежного пути на восток, нежели прежний, шедший от Танаиса через глухие степи, на которых кочевали монгольские племена. В этих видах торговый путь Генуэзцев направлен был от Анапы по северным предгорьям главного хребта, где группировалось густое население горцев аборигенов западного Кавказа. Следы этого пути, известного у нас под именем анапской дороги, существует и по настоящее время. Вот ее направление: от Анапы на станицы Хабльскую, Саратовскую, Ханскую, Царскую и Псеменовскую, оттуда по рекам Кяфарь, Большой Зеленчук, ниже древнего поселения, где сохранились два христианских храма и часовня; далее через реку Морух на реку Теберду к Кубани и в Карачай, откуда одна ветвь перебрасывалась через главный хребет в Цебельду, а другая шла по Тереку к прибрежью Каспийского моря. На этом пути Генуэзцы имели укрепленные фактории и складочные пункты, оберегаемые покровительством монгольских ханов и стражей. Сверх того они имели укрепленные пункты и в горах, как например по Шебжу, близ Тхамахинской возвышенности, где по преданию горцев и ныне существует генуэзский курган, образованный игрою природы. Присутствие европейцев, прочно обеспечивавших пребывание свое в среде горских племен, не осталось без влияния на них. Деятельная, оживленная торговля способствовала улучшению в крае материального быта; покровительство монгольских ханов оберегало край от вторжений со стороны кочевых народов, а христианская вера, исповедуемая горцами в искаженном виде, если и не входила в расчеты купцов, то, нет сомнения, была ими поддержана постройками часовен и возобновлением греческих храмов, в которых они сами совершали богослужения. Генуэзцы, по всей вероятности, считали земли горцев западного Кавказа своим владением, завоеванным не оружием, а благодеяниями торговли. Вот почему в преданиях горцев имя «Гену» до настоящего времени не исчезло из народной памяти. С падением же Константинополя, горцы начали чувствовать влияние турок, а в XVIII столетии оттоманская порта, предполагая сохранить равновесие между Россией и своими владениями в Азии, желая положить преграду к покорению горцев, решилось ввести Адыгские племена в такое положение, чтобы они безусловно исполняли его волю. Для достижения этой цели, турецкий султан Мурат IV приказал крымским ханам: Девлет и Кази Гиреям вторгнуться на западный Кавказ и омусульманить горцев, среди которых дворяне шапсугского и натухайского племен, навещая по торговым сделкам Стамбул, уже успели сделаться поклонниками пророка. В 1717 году ханы, собрав многочисленное воинство из оседлых и кочевых татар, и присоединив к нему толпу мулл, вооруженных коранами, прошли по закубанью натухайские земли, восстановили власть дворян над народом. И прейдя через реку Белую у нынешней Ханской станицы между ею и Майкопом разбили свой стан. Отсюда началось распространение магометанства по всему северному склону гор до самого Дагестана, где поселение глубоко сочувствовало успехам крымцев. Значительные отряды с муллами исходили край по всем направлениям. Меч и грабеж сопровождали мусульманскую проповедь, не понятую народом. Только приложение руки и головы к святой книге, как выражение полной покорности, служило ручательством за спасение жизни. Но не все адыге преклонялись перед пришельцами, между ними много нашлось благородных рыцарей, отстаивавших свободу совести и свободу действий. Они дрались с отчаянием и все пали честной смертью на окровавленной и ограбленной родине. Предание говорит, что татары, пригоняя в ханский стан множество скота, лошадей, женщин и мальчиков и ведя в стане самую роскошную жизнь, наименовали его «Майкоп» – буквально «масла много», иносказательно – «как коту в масле». В это несчастное, всеистребляющее время, были разорены христианские храмы, целые века напоминавшие народу о вере предков. По уходу крымских ханов, были оставлены муллы и пристава, поддержанные запуганным честолюбивым дворянством, и перевоспитание народа в интересах турецкого правительства началось и продолжалось 147 лет до покорения западного Кавказа. Но так было замечено выше, магометанская религия не свойственная природе гор и не соответствующая средневековому общественному устройству горцев, исполняема была не во всей строгости. Даже многие из них до последних дней остались тайными почитателями христианских обычаев. Что же касается массы народа, то в ней по прежнему осталось уважение к кресту, особенно при трудных обстоятельствах жизни. Так например, если какому либо аулу угрожали заразительные болезни для людей и скота, то на границе смежной с местом, где свирепствовала эпидемия, горцы вкапывали крест. Обряд крестовоздвиженья совершался целым обществом. Если по какому либо случаю горцу нельзя было доставить в дом арбу с тяжестью, и если он не имел досмотрщика, то при оставленных вещах также водружал крест и потом спокойно уходил в дом с уверенностью, что под символическим этим знаком его багаж лучше сохранится, нежели рукою человека. Всех беглых христиан, изъявивших желание остаться навсегда в горах, горцы приводили к присяге следующим образом. Один из старейших в присутствии нескольких свидетелей того аула, в который беглец явился вырезал из земли не большой крест, клал на руку беглеца и, указывая на небо, заставлял его съесть. Некоторые горцы в соответствующее время нашему великому посту, воздерживались от пищи, и по его окончании, праздновали день наподобие чтимого христианами светлого воскресенья, ели яйца и единственно в этот день предоставляли право замужним женщинам участвовать вместе с собой на сборах. В день праздника этого, именуемого у горцев «гутыж» – явление Бога, стреляли из ружей в цель, для которой назначались яйца, бросаемые в воздух, и попавший в эту цель получал от хозяина или старшины подарок. Горцы чествовали Иисуса Христа под именем «Аус Герга» – греческий Иисус, и Матерь Божью под именем «Мариам». В память спасения ею пчел в своем рукаве, куда они спрятались, будучи разбиты громом, горцы приготавливали из меда напиток «чаупсы» и сырные пирожки, и празднуя этот день в конце августа или начале сентября в священных рощах, надевали бурки. И так мы видим, что привязанность горцев к христианским и дохристианским верованиям не потеряла еще своего влияния, и коран при таких условиях не мог обнаружить всей своей внутренней силы. Требование мулл ограничивалось исполнением внешних обрядов и ненавистью ко всему русскому христианскому.

Источник
 
Последнее редактирование модератором:
kGST7XBIu4Y.jpg
РАЗВАЛИНЫ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ, открытой на реке Белой
(часть 5)

Обратимся теперь к описанию развалин древней церкви и результатам исследований.
Развалины представляли груду обтесанных камней, покрытых мусором и поросших травою. Они едва заметно возвышались над поверхностью земли и вовсе не обращали внимания жителей, занимавшихся в окрестностях полевыми работами. Ставропольский мещанин Иван СЕРЕДА был первый, увидевший из-под земли обтесанный угол камня, годного к постройке, и начал их выкапывать. В числе многих камней, уже выкопанных и приготовленных к перевозке в Майкоп, он вдруг заметил камень с крестом и надписью, затем, продолжая работу, отыскал другой камень с надписью и камень с изображением образа св. Великомученика Георгия, средняя часть у которого была отбита. Мещанин Иван СЕРЕДА, прекратив работу, донес о находке Белореченскому станичному правлению, вследствие чего и последовало распоряжение Наказного атамана об исследовании означенных развалин.
Приступив 16 июля сего года к раскопке их и в то же время к раскопке близлежащего кургана, с целью определить в развалинах очертание фундамента, а в кургане найти какой либо ключ к объяснению времени постройки церкви и прочих вопросов, связанных с её прошлым существованием, рабочие к вечеру 17 числа исполнили данную им урочную работу. Фундамент, разрытый ниже поверхности земли на два аршина, обозначил прямоугольную фигуру церкви с полукруглым алтарем и квадратным входом. Длина её по измерении без стен равняется 12, ширина 7 аршинам; фундамент сложен прочно из крупного булыжного камня, щедро залитого известью; ширина его несколько менее аршина, глубина до 3 аршин. На двухаршинной глубине, в правом углу от входа, обнаружилась плита, длиною в 3 аршина, шириною несколько более аршина; плита эта была треснувшая и от постукивания издавала глухой звук, заставивший сделать заключение о находящемся под нее склепе. Камни, употребленные на постройку, были добыты из Туапсинского ущелья, в 70 верстах от места постройки; они чистой известковой породы, принимают хорошо обтеску и высечку. На них находимы были по два отверстия и железные скобы, которые служили прочной связью при кладке их в шахматном порядке. Между камнями нашлись: обломки капителей от колонн, поддерживающих свод алтарных дверей; обломки дверных и оконных наличников, имевших стрельчатую фигуру. Июля 18 дня была откопана и отодвинута треснувшая часть плиты. Под нею действительно оказался склеп, тщательно выштукатуренный, и в нем костяк, лежащий на восток. У костяка лобная часть была разбита осколком от верхней плиты, пострадавшей при разрушении храма, а прочие части были покрыты толстым слоем земли, набравшейся в склеп, вследствие просачивания воды через верхнюю трещину.
По вынутии земли, находившейся в склепе, и промывке все золотые и серебряные вещи, не исключая остатков парчи, были приведены в известность и взвешены. Вот перечень вещам: 1) дутого золота филигранной работы пуговицы, числом 19, весом 14 золотников; 2) серебряный поясной прибор с рельефными вызолоченными украшениями 47 штук, весом 75 золотников (на поясном оконечнике имеются арабские надписи с изречениями из корана и именем мастера. Так как надписи сделаны почерком вензелевым, то они остались непереведенными); 3) золотой перстень с неграненым яхонтом, величиною с небольшую фасоль, а на противоположной стороне с незначительной бирюзою; 4) перстень золотой без камня; 5) кольцо из сплава золота и серебра; 6) золотой браслет в виде плоского обруча, весом 4,5 золотника; 7) два плоских золотых, не спаянных колечка, заменявших в верхней одежде крючок и петельку, весом 1,5 золотника; 8) серебряная на трех таких же цепочках продолговатая чернильница, дно у которой служило для помещения хлопка, напитанного чернилом, а отверстие в верхней части, для вкладывания камышового пера – весом 11,5 золотника; 9) четыре незначительных жемчужины; 10) кожаный бумажник, вышитый шелками, в нем в одном отделении оказался деревянный двойной гребень с ажурной по средяне работой, а в другом неизвестное перегнившее вещество, близко схожее с волосами; 11) золотая парча весом в 50 золотников. Из костей уцелели: череп, зубы и части ножных костей.

Источник
 
Последнее редактирование модератором:
UpLBZAllKXU.jpg
РАЗВАЛИНЫ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ, открытой на реке Белой
(часть 6)

Того же 18 числа, приступлено было к исследованию разрытого кургана. На глубине 7 аршин от его вершины найден был костяк, лежащий по направлению от запада на восток и схороненный в деревянном гробу, по всей вероятности кипарисном, так как найденные здесь остатки дерева обыкновенного были окончательно превращены в прах. Для предохранения усопшего от быстрого тления, гроб засыпан был со всех сторон слоем угля в пол-аршина толщиною и находился на глубине 3 аршин ниже поверхности земли. На костяке найдены были: 1) остатки шелковой, тканной золотой одежды; 2) кривой меч, величиною в эфесом 7 четвертей и сломанный в двух местах давлением насыпи; 3) наконечники стрел; 4) прямой нож; 5) серебряные филигранной работы пуговицы, числом 15; 6) два плоских золотых неспаянных колечка, заменяющих крючок и петельку, и 7) связанный шелковым шнурком гаманец (кошелек). От костяка уцелели череп и несколько ножных костей. Теперь скажем о самых замечательных находках в данной местности, именно о камнях: а) камень с рельефным изображением св. Георгия Победоносца, найденный на западной стороне развалин, по всей вероятности находился над церковными дверями. Верхняя часть его отбита. На правой стороне камня имеется греческая надпись в две строки в переводе «СВЯТЫЙ ГЕОРГИЙ» (надпись, сделанная на правой стороне, осталась не разобранной); б) камень с рельефным изображением креста, выкопанный близ склепа, имеет по обеим сторонам по девяти строф и внизу креста три строфы. Разбитый ломом рабочего, он лишен с левой стороны первой части второй и последней строфы; с правой – первых трех строф и на кресте – первой и части второй строф. Сверх того надпись высечена с ошибками в правописании, что и затруднило перевод, за точность которого не ручаемся. Вот он: «В память раба Божия Георгия Пиуперти Владетеля (отец) Манилии. Святому славному великомученику Георгию в церкви»; и в) камень длиною несколько более аршина и шириною в четверть с отбитым нижним краем, имеет хорошо сохранившуюся армянскую надпись: «Соорудил церковь каменотесец из Кафы Крымбей».
В заключение остается сказать, что не переведенная строфа на кресте, указывающая время если не постройки церкви, то время кончины лица, похороненного в склепе, близ которого найден с крестом камень, лишает нас всякой возможности положительно определить значение сделанных открытий. Приписывая окончательное разрушение церкви нашествию на западный Кавказ крымских ханов, имевших продолжительный привал в её окрестностях, мы отказываемся строить гипотезы там, где существует ясный ответ на вопросы археологов, для которых имеются рисунки и точная надпись, снятые с означенных камней. Что было известно нам о превратностях, испытанных Адыгскими племенами в религиозном отношении, мы высказали в историческом эскизе, дополненном изустными преданиями, и считаем со своей стороны дело конченным. Строгий приговор науки, нет сомнения, пополнит все недосказанное об интересных развалинах, открытие которых совпадает с водворением христианского населения в горах и с эпохой возрождения остатков горцев, бывших по вере нашими братьями.

Источник
 
Последнее редактирование модератором:
Закубанская Линейная Община, Добрый день! В настоящее время на месте раскопок что либо осталось, в виде рельефов, камней, интересно бы было посмотреть
 
Закубанская Линейная Община, Добрый день! В настоящее время на месте раскопок что либо осталось, в виде рельефов, камней, интересно бы было посмотреть
Беда в том, что никто не может показать точное место, где находился храм. Дальше "где-то тама" от некоторых умников дело с определением расположения раскопок не двинулось))
 
Довольно больше поле возле речки, на границы районов, вот можно было бы там посмотреть что то похожее на курган, но в настоящее время, там очень бурно капают гравий(( и не понять где курган, а где свежекопанное,но все равно этим летом обязательно там полазию)
 
РУИНЫ БЕЛОРЕЧЕНСКОЙ ЦЕРКВИ НАЙДЕНЫ!
 
Последнее редактирование модератором:
  • Smile3_man
  • Yes3man
  • Derisive_man65
  • Biggrin_man32
  • Scratch_One_S_Head
  • Sad_man789
  • Cray2_man
  • hmm
  • Facepalm
  • Good_man5ry
  • Shok_man754
  • Pardon_man3
  • Thank_You2
  • привет_1
  • drug
  • Подписчики 3
Назад
Сверху Снизу