Закубанская Линейная Община
Ветеран форума
- Сообщения
- 1.182
- Реакции
- 444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.

К середине 1920-х гг. советская власть «повернулась лицом к казакам» - Пленум ЦК РКП(б), проходивший в апреле 1925 г., признал «совершенно недопустимым игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер по борьбе с остатками казачьих традиций».
Такое новое отношение отразилось и в статистике. Если в большинстве статистических материалов первой половины 1920-х гг. понятие «казачество» было заменено категорией «приписные» (то есть те, кто в дореволюционное время пользовался надельной землей) или же казаков вообще не выделяли из общей массы населения, то проведенная в 1926 году всесоюзная перепись населения, в числе прочих характеристик, зафиксировала и «бывшую сословную принадлежность» – т.е. принадлежность к казачеству.
Соответствующий пункт был включен в программу переписи населения только в Северо-Кавказском крае по инициативе местных статистиков. Они исходили их того, что местное казачье население сохранило ряд специфических социальных черт, хотя и сглаженных «в результате воздействия революционных годов».
Технически регистрация принадлежности к казачеству производилась следующим образом. В переписном листе, после ответа на вопрос о народности (так тогда обозначали национальность, вопрос четвертый личного листка) опрашиваемый должен сделать в скобках дополнительную отметку: «казак» («не казак»). В результате в переписных листах появлялись такие записи как «русский (казак)», «украинец (казак)», «русский (не казак)», «украинец (не казак)» и т.д.
При отсутствии такой записи у детей и при обозначении о принадлежности к казачеству отца соответствующая «казачья запись» у детей дополнялась. Но при наличии прямого ответа у детей о непринадлежности к казачеству изменения не допускались. Так же не допускалось устанавливать принадлежность к казачеству жены по мужу, мужа по жене, братьев по сестрам и сестёр по братьям.
Несмотря на предложение Центрального статистического управления в Москве – оценивать принадлежность к казачеству как «особую разновидность народности», победила позиция местных статистиков, настоявших на том, что «казачество может принадлежать к различным народностям». В Москве не понимали как это может быть «черкес (казак)». А такие люди были...
Обработка всех данных по казачеству вылилась в изданный в 1928 году статистический сборник «Казачество Северо-Кавказского Края. Итоги переписи населения 1926 г.».
Согласно материалам этого сборника казачество, несмотря на трагедию Гражданской войны и революции, оставалось многочисленной категорией населения Северо-Кавказского края. 27,52 % населения всего края считали себя казаками.
Еще большим был удельный вес казаков среди жителей Кубанского, Армавирского, Майкопского и Черноморского округов края (эти четыре округа послужили основой образованного в 1937 г. Краснодарского края.) – 42,32 %.
Особенности колонизации и хозяйственного освоения различных регионов Кубани определили существенную разницу в численности казачества по округам.
Больше казаков было в Кубанском (757 111 человек, или 50,84 % населения) и Армавирском (380 355 человек, или 41,01 % населения) округах; меньше – в Майкопском (113 086 человек, или 34,25 % населения) и Черноморском (35 205 человек, или 12,08 % населения). То есть на побережье, в бывшей Черноморской губернии, казаков было крайне мало...
В отличие от города, концентрация казачества повышалась среди проживающих в сельской местности: в Кубанском округе казаки составляли 58,17 % сельского населения, в Армавирском – 46,71 %, в Майкопском – 40,63 %, в Черноморском – 17,54 %.
Численность казаков довольно сильно варьировалась по районам округов. Наибольшим весом казачьего населения выделялись Баталпашинский (73 % сельского населения), Каменнобродский (78 % сельского населения), Новоалександровский (75 % сельского населения) районы Армавирского округа; Краснодарский район Кубанского округа (73 % сельского населения). Наименьшим – Армянский район Майкопского округа (менее 1 % сельского населения) и практически все (за исключением Анапского и Крымского) районы Черноморского округа.
Незначительным был процент казаков среди городского населения. Например, в Краснодаре он составлял всего 7 %, в Армавире – 4 %.
Как уже отмечалось, принадлежность к казачеству регистрировалась вместе (а не вместо, как предлагала Москва) с регистрацией народности (национальности).
Такая постановка вопроса позволяет определить народности, из которых образовывалось казачье население Северного Кавказа. Как и следовало ожидать, подавляющее большинство казаков (свыше 99 %) по происхождению были русские и украинцы. Хотя «при регистрации был выявлен среди казачества и ряд других национальностей – калмыки, черкесы и другие». В двух округах – Кубанском и Черноморском – среди казаков преобладали украинцы, в двух других – Армавирском и Майкопском – русские. Во всех четырех случаях это преобладание было выражено очень четко. По материалам переписи, в Армавирском и Майкопском округах русские составляли соответственно 60 и 64 % населения; в Кубанском и Черноморском округах – украинцы – 61 и 36 %.
Преобладание той или иной народности зависело от особенностей колонизации. Не случайно украинцы доминировали на северо-западе – в районе Черномории и на пограничных с ней территориях - имеются в виду два северных района Черноморского округа – Анапский и Крымский, в которых сосредоточена основная масса казаков округа – 87 %, колонизируемых большей частью переселенцами с Украины. Закономерно и преобладание русских в районах Старой и Новой линий – т. е. там, где первые переселенцы были казаки-линейцы.
Источник
Последнее редактирование модератором: