Что на самом деле носили казаки? Разрушаем современные стереотипы о...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
LBccyEtIt94.jpg

Что на самом деле носили казаки? Разрушаем современные стереотипы о казачьем костюме
(полная версия статьи: https://www.светстаниц.рф/kostum1)

В настоящее время народная одежда окутана множеством стереотипов и мифов. Снимающиеся кинофильмы, сценическая культура и массовое распространение в сети неподтвержденной информации способствуют сложению ошибочного представления человека об образе казака.

Существует мнение о том, что в старые времена казаки не имели собственной культуры и только лишь заимствовали ее части у других народов в результате «походов за зипунами», набегов и межэтнических браков, и от этого четких правил одежда не имела. Другие представляют казаков исключительно как сочетание шаровар с лампасами, гимнастерки и фуражки. Обе позиции не совсем верны.

Первые авторы, давшие описание мужской одежды донских казаков, называют ее то черкесской, то польской, то татарской, однако их тексты рисуют некий определенный образ казака того времени. Рассмотрим подробнее.
Мужская одежда представляла собой сочетание шаровар, рубахи и нескольких видов кафтанов. Шили одежду преимущественно из сукна, а в нижней части Дона предпочитали щеголять в парчовых, штофных (из плотного шелка), бархатных или атласных кафтанах.

Нкрасовские же казаки, покинувшие Дон в начале 18 века в условиях изоляции в Турции, сохранили частично образ казаков того времени. К примеру, основной одеждой некрасовского казака был тот же бешмет длиной ниже колен, который на груди украшался вислыми пуговицами из металла. Под бешметом – рубахи с вышивкой на груди и широкие шаровары («порты») красного или синего цвета, а на голове барашковая шапка с золотым галуном, а иногда и с золотой кисточкой.

Старинная одежда казаков позднее стала прототипом для форменного обмундирования казаков на службе в Российской империи, которое нам уже более-менее знакомо и привычно глазу. Повседневная одежда казаков походила на справу, потому как обычно донашивалась после службы, либо изготавливалась по образцу формы, но не так строго, как по Уставу.

Из всего многообразия мужской казачьей одежды в наши дни наиболее востребован и популярен костюм, бытовавший у кавказских горцев и казаков Терского и Кубанского войск. Сегодня черкески с бешметами, башлыками и папахами носят артисты песенных и танцевальных коллективов, представители реестровых казачьих обществ и этнических казачьих общин. На сегодняшний день существует немало мастерских по пошиву «казачьей мужской справы», которые работают как на территориях исторического проживания терских и кубанских казаков, так и за их пределами. Но часто ли то, что нам доводится видеть на артистах ансамблей, реестровых и этнических казаках, соответствует этнографическим образцам? Существует ли в наши дни культура пошива и ношения этого вида одежды? И как на самом деле должна выглядеть черкеска?

В старину пошивом одежды занимались женщины. И горянки, и казачки обшивали всю семью: себя, мужа и детей. В конце XIX века в крупных станицах так же работали профессиональные портные и швеи, услугами которых пользовались, как модницы-казачки, так и щеголи-казаки. «В отношении чистоты одежды, ее цельности, сохранности и аккуратности работы наурцы очень прихотливы. «Сшил, как слил» - говорят они, самодовольно улыбаясь про портного, от которого только что принесли черкеску или бешмет». Черкески шились из суконной ткани различных цветов: черного, коричневого, серого и т.д. «Костюм его (казака - прим.авт.) - белая или желтая черкеска из верблюжьего сукна, род широкого свободного полукафтанья, без воротника, открытый на груди; из под черкески виднеется щегольской бешмет». Черкески темных тонов казаки носили в будни, а светлых - по случаю: в большие церковные праздники, на свадьбы и т.д.

И у казаков, и у кавказских горцев существовала культура ношения черкески. В ней не принято было работать на скотном дворе или в поле. Торсовая часть черкески непременно должна была плотно сидеть на фигуре мужчины, подчеркивая его стать и выправку. Черкески, не соответствующие размеру, носила лишь кавказская беднота, о чем пишет в своей монографии Е.Н.Студенецкая: «Мешковатые черкески «на вырост» шились, в основном, в среде небогатых кавказских крестьян, что служило поводом для насмешек со стороны щеголей князей и дворян».

Ответить утвердительно на вопросы, заданные в начале статьи, при таком положении дел нельзя. Культура ношения и пошива казачьей одежды в наши дни практически утрачена, а продукция, производимая подавляющим большинством мастерских, не соответствует тому уровню, который задали когда-то наши предки. Массовому производству недоброкачественной национальной одежды сегодня противостоят немногочисленные очаги народной культуры в лице отдельных мастеров или ателье, которые в своей работе ориентируются на бесценный опыт наших предков.

Алёна Яблокова, автор и владелец ателье современной казачьей одежды
"МЕЛАНЬЯ", исследователь казачьей культуры,
терская казачка (ст. Троицкая).

Екатерина Гобозова, искусствовед, преподаватель истории искусства,
исследователь казачьей культуры,
терская казачка (ст. Наурская).

3 декабря 2017.

читаете эту статью полностью на нашем сайте: https://www.светстаниц.рф/kostum1

Источник
 
Последнее редактирование модератором:

Похожие темы

  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу