В числе новых законов осенью для автомобилистов— упрощённая схема взыскивания штрафов, штраф за опасное вождение и ужесточение контроля за водителями, которые ездят без полиса ОСАГО.
Штрафы спишут прямо со счёта
В новой редакции закона об «Исполнительном производстве» предусмотрена упрощённая процедура взыскания долгов по мелким штрафам — тем, что не превышают 3000 рублей. И как раз в эту сумму укладывается большинство штрафов, которые автомобилисты получают с камер фотовидеофиксации нарушений.
После получения постановления автомобилисту дают 10 суток на оспаривание штрафа и 60 — на оплату. Затем дело передают приставам, но сейчас процедура взыскания достаточно громоздка.
Упрощённый порядок позволит не возбуждать исполнительное производство: приставы смогут списать нужную сумму с банковского счёта должника, уведомив его традиционным образом (письмом), а в перспективе — через портал госуслуг или СМС. На добровольную оплату штрафа у должника остаётся два дня, причём совсем не факт, что приставы «увидят» факт оплаты в своей базе данных.
Но есть ещё одна важная деталь: штраф взыщут вместе с исполнительским сбором, который составляет минимум 1000 рублей. Чаще всего автомобилисты получают штрафы в 500 рублей (например, за превышение скорости на величину до 40 км/час), а значит, при просрочке придётся заплатить трёхкратную сумму.
Ожидается, что новая система заработает с середины следующего года.
Опасное вождение оценили в 5000 рублей
В Госдуму внесли законопроект ГИБДД, предусматривающий штраф 5000 рублей за «опасное вождение». Запрет на такую езду содержится в правилах с 2016 года, но до сих пор никак не наказывался. Принимать решение о наказании будет не инспектор ГИБДД, а начальник его подразделения. Инспектор лишь соберёт необходимые доказательства правонарушения и передаст их руководителю: похожая «командная цепь» сейчас работает, например, при наказании водителей, выехавших на встречную полосу.
До сих пор непонятен механизм фиксации опасного вождения, которое, по сути, является совокупностью манёвров, например слишком частых и необоснованных перестроений или торможений.
Знак «Шипы» признали бессмысленным и оставили в силе
В МВД в очередной раз подтвердили ненужность знака «Шипы». Но разработанный ещё летом законопроект об отмене этого знака так и не принят Госдумой, а значит, формальная необходимость обозначать машину на шипованной резине остаётся — штраф составляет 500 рублей.
Но разъяснение МВД как минимум намекает, что кампаний по отлову нарушителей такого рода этой осенью не будет.
Зимние шины сделали обязательными (почти)
В новой редакции регламента «О безопасности колесных транспортных средств» есть требование использовать с декабря по февраль только зимние шины. Касается оно легковых автомобилей, легких грузовиков (до 3,5 тонны) и микроавтобусов (до 8 мест).
Правда, аналогичного требования в ПДД нет, равно как не предусмотрено наказание в КоАП, то есть рычаги воздействия на водителей отсутствуют.
Впрочем, изменение в регламенте могут быть первым этапом введения полноценного запрета. Ранее неоднократно обсуждался штраф в 2000 рублей за езду на несезонной резине.
Камеры оштрафуют за езду без страховки
В ноябре новая технология отлова «безосажных» заработает в Москве, а затем её распространят на всю Россию. До сих пор остаётся неясным вопрос о том, сколько раз в сутки владелец автомобиля без ОСАГО может получить штраф в 800 рублей. Если власти используют экстремальную интерпретацию КоАП, наказываться будет каждый проезд под камерами фотовидеофиксации, хотя, не исключено, частоту штрафов ограничат разумной величиной, например не более одного в сутки.
Реформа ОСАГО откладывается
Запланированное на осень повышение тарифов ОСАГО не состоялось. Вероятнее всего, его перенесут на следующий год. Детали реформы ОСАГО стали известные ещё летом: предполагается существенное расширение тарифного коридора, а также изменение принципов расчёта. Например, появится большее число градаций по стажу и возрасту, а со временем исчезнет территориальный и мощностные коэффициенты.
Техосмотр станет индивидуальным
Ещё одна поставленная на паузу инициатива — возврат полноценного техосмотра. Но власти вынашивают даже более грандиозную идею индивидуального техосмотра, пишет «Коммерсант». Это станет возможно после перехода России на электронные паспорта транспортных средств, которые станут обязательными в следующем году.
Электронный паспорт хранит «историю болезни» автомобиля, поэтому, например, машины с большими пробегами или часто попадающие в аварии обяжут проходить техосмотр чаще раза в год.