История образования в Белореченске

Продолжение противостояния между атаманом станицы и учителем по версии газеты «Кубанские новости» от 07 ноября 1881 года за № 44 (неофициальная часть, стр. 2).

Из станицы Белореченской

Глубоко убежденные в значении печати, мы позволяем себе сказать в местном органе печати несколько слов о той распорядительности славных наших станичных властей, которая не только гнетуще отзывается вообще на делах, но даже и на лицах, коих оная касается.
Мы, наконец, дождались того времени, когда и у нас появилось новое училищное здание, приобретенное покупкою на общественные средства и стоящее нам с ремонтировкой, собственно говоря, не дешево: почти две тысячи рублей.
С приобретением этого здания для училища, мы, судя, конечно, по его обширности, позволяли утешать себя следующею мыслью: число учащихся, сравнительно с прежним, непременно должно увеличиться; как учащиеся, так равно и учащие будут, в некотором роде, защищены от невзгод, имеющих гибельное влияние на здоровье, особенно в зимнее время; но напрасно!
Все, что и прежде служило тормозом в правильном ведении школьного дела, кажись, с наступлением зимы не замедлит снова явиться. Уже есть признак грядущих школьных «недугов»: в комнате учителя валится труба, и когда ее затопят, то учитель уходит на несколько часов: – печка страшно дымит.
Распорядители ремонтировки купленного здания, во главе которых был станичный атаман ФЕНДРИКОВ, о котором раньше было заявлено в печати, как о человеке, обладающем весьма необузданным своеволием, нисколько не преследовали ни педагогических, ни гигиенических целей что, составляет суть училищного здания; пренебрегли советами других, нисколько не соображались с имеющимся планом нормальных училищных зданий в Кубанской области, а просто – имели свои планы…
При более рациональном ведении ремонтировки настоящего училищного здания, родителям, желающим отдать своих детей в училище, не пришлось бы отказывать, как теперь случилось, потому что классная комната (самая большая из восьми) с трудом вмещает сорок человек; между тем как цифра желающих учиться доходит более чем до семидесяти. О ночлежных помещениях для учеников и толковать нечего.
Кроме неудобств, зависящих собственно от училищного здания, встречается еще более важное неудобство, имеющее весьма гибельное влияние в нравственном отношении на молодое поколение. Рядом с училищным зданием находится питейное заведение, принадлежащее г-ну ШАТАЛОВУ. Иногда, почти под окнами училища, происходят такие сцены, от которых хоть ставни закрывай и объясняй урок в потемках.
Господину ФЕНДРИКОВУ, как атаману и при том главному станичному распорядителю, как нужно полагать, небезызвестно положение о питейных заведениях и местах, ими занимаемых.

СКОРБЯЩИЙ

3.jpg 4.jpg
 
Правдивая история во все времена! Сама работала учителем 20 лет, ушла из школы не из-за того, что "дети доводят", как говорят некоторые, а именно из-за чиновничьих рамок - Прокрустова ложа для учителей. Каждый диктант - экзамен для учителя, который не смог, не сумел донести до учеников знания. И как бы учитель не сидел с ними дополнительно и бесплатно, ошибки в русском языке неизбежны. Но учитель не имеет права на ошибку ученика. Так и в этой истории: учителю не повезло из-за самодурства чиновника. Cray2_man
 
  • Реакция ...
Реакции: Brat
ГАКК, «Приказы по ККВ за 1906 год»

П Р И К А З
Кубанскому казачьему войску

№ 47 от января 28-го дня 1905 года
гор. Екатеринодар

Войсковой Наказный Атаман Кавказских казачьих войск, согласно ходатайства моего, 11-го сего января произвел в нестроевые старшего разряда отставных казаков:
1) станицы Белореченской Михаила КОРНЕВА, за полезную деятельность его в течение 6-ти лет в должности блюстителя Белореченского 2-х классного училища…

Наказный Атаман
генерал-лейтенант О Д И Н Ц О В

Фабрика форматов20161213_103704.jpg
 
Последнее редактирование модератором:
В разные времена по-разному относились к учителям. Завоевать авторитет можно было только упорным трудом. Очень интересные материалы вы публикуете, СотникЪ! Good_man5rySmile3_man
 
  • Реакция ...
Реакции: Brat
Благодарю Вас!..
 
  • Реакция ...
Реакции: Brat
Благодарю! Самому интересно!..
 
Сейчас учителя жалуются, что очень много у них бумажной работы.
 
Сейчас учителя жалуются, что очень много у них бумажной работы.
Так было во все времена. Если нахапают большую нагрузку (при норме 3 урока в день берут 6), то писанины будет еще больше! Biggrin_man32
 
Так было во все времена. Если нахапают большую нагрузку (при норме 3 урока в день берут 6), то писанины будет еще больше! Biggrin_man32
не всегда сами берут. дают иногда нагрузку из-за нехватки учителей.
 
На всякий случай публикую список школ поселений Белореченского района:

СОШ № 11 с. Школьное,
директор Владимир Владимирович Гончаров;
СОШ № 12 с. Новоалексеевское, директор Елена Николаевна Марачковская;
ООШ № 13 с. Архиповское, директор Сима Юрьевна Казанчиева;
СОШ № 14 с. Великовечное, директор Михаил Станиславович Битюков;
ООШ № 15 п. Верхневеденеевский, директор Домский Геннадий Владимирович;
СОШ № 16 п. Первомайский, директор Приезжих Ольга Васильевна;
СОШ № 17 п. Комсомольский, директор Малышко Валентина Ивановна;
СОШ № 18 ст. Рязанская, директор Дашко Ольга Викторовна;
ООШ № 19 х. Фокин, директор Лысенко Ольга Александровна;
СОШ № 21 ст. Бжедуховская, директор Халилов Марлен Ленмарович;
ООШ № 22 ст. Октябрьская, директор Вороненко Татьяна Григорьевна;
СОШ № 23 с. Великовечное, директор Чеботарева Людмила Павловна);
ООШ № 24 х. Новогурийский, директор Киркорова Ольга Григорьевна;
ООШ № 25 ст. Гурийская, директор Лысак Альбина Сергеевна;
СОШ № 26 ст. Пшехская, директор Черников Олег Александрович;
СОШ № 27 х. Кубанский, директор Печкуров Игорь Егорович;
СОШ № 28 х. Терновый, директор Узлиян Аида Суреновна;
СОШ № 29 п. Дружный, директор Франская Светлана Ерофеевна;
СОШ № 30 п. Молодежный, директо Шипова Татьяна Павловна;
СОШ № 31 п. Родники, директор Назаров Сергей Сергеевич;
ООШ № 32 х. Грушевый, директор Верлатов Игорь Михайлович;
ВСОШ № 33 п. Садовый;
НОШ № 34 ст. Черниговская, директор Куличенко Ирина Алексеевна;
Школа-интернат с. Великовечное, директор Марина Александровна;
ООШ № 36 п. Степной, директор Ушакова Маргарита Борисовна.

Там, где ООШ - это девятилетки. Сведений про каждую у меня пока нет, но со временем добудутся как-нибудь... Smile3_man
 
Предлагаю собрать в одном месте всю информацию, касающуюся истории наших школ. Прошу дополнять, уточнять, исправлять.

Дореволюционный период
По состоянию на 1916 год в станице Белореченской имелись:
  • Белореченское высшее начальное училище. Образовано в 1913 году на базе Белореченского двухклассного станичного училища. Располагалось в здании, где теперь находится школа №1 (40 лет Октября, 29). Первоначально было одноэтажным
1913 год - пока еще двухклассное училище:
Посмотреть вложение 2106
1914 год - уже высшее начальное училище:​

Дикий Дмитрий Васильевич - коллежский регистратор.Заведовал Белореченским двухклассным училищем. После преобразования последнего в высшее начальное училище сталПреподавал пение, знал переплетное мастерство и был знаком с пчеловодством и шелководством.

Информация:

Всесословные начальные учебные заведения открытого типа в системе Министерства народного просвещения. Учреждены по Закону «О высших начальных училищах» от 25 июня 1912 г. вместо городских училищ. Давали законченное начальное образование, выпускники могли поступать в средние учебные заведения. Имелись мужские, женские и смешанные. Срок обучения – 4 года. Принимались дети, окончившие начальные (одноклассные и двухклассные) училища. Состояли в ведении попечителя учебного округа и заведовании директора начальных училищ. Содержались правительством, земскими, городскими и другими учреждениями общественного управления, сословиями, обществами и частными лицами. При училищах могли открываться дополнительные классы или курсы (педагогические, ремесленные, сельскохозяйственные и др.). Также с разрешения попечителя учебного округа – воскресные и вечерние курсы для взрослых.
Преобразованы в школы второй ступени в соответствии с Декретом СНК «О передаче в ведение Народного комиссариата по просвещению учебных и общеобразовательных учреждений и заведений всех ведомств» от 30 мая 1918 г. и положением ВЦИК «О единой трудовой школе РСФСР» от 30 сентября 1918 г.

  • Белореченское 1-е одноклассное станичное училище (пушкинское). Располагалось в здании современной школы №2 имени А. С. Пушкина.
  • Белореченское 2-е одноклассное станичное училище. Вероятнее всего располагалось в здании современной школы №9. В советское время здесь была вечерняя школа.
  • Белореченское 3-е одноклассное смешанное училище. Если кто знает, где оно располагалось, подскажите. нужно искать здание с похожей архитектурой.
, урядник Никита Федорович Фендриков был одним из самых уважаемых казаков станицы. О. В. Постников на этом форуме пишет, что он был атаманом станицы в 1873, 1880-81, 1892 годах. Похоже, что благодаря этому казаку было организовано 3-е одноклассное училище, а заведующей стала его дочь Прасковья Никитична.​
  • Белореченское 1-е иногороднее училище. Располагалось в современном полуразрушенном здании по адресу 40 лет Октября, 42.

СПАСИБО! Очень интересно!
 
  • Реакция ...
Реакции: Brat
ВСЕМ ПРИВЕТ! Есть у меня шуточное эссе о школе. ШУТОЧНОЕ! Чуть стёба и чуть - серьёзно. Это, чтобы некоторые не начали писать воспитательные отзывы)))))

Ах, школа!

Ах, школа! Не тебя ли мы ненавидим одиннадцать лет своей жизни?!

Вы скажете: “Ну зачем же так категорично? Бывает, человек рвётся в школу с шести лет и учится все одиннадцать классов с желанием, любовью и терпением...”

Вот-вот. Именно с ТЕРПЕНИЕМ!!! Но я таких не встречала.

Помню, как только услышишь утром: “Вставай, в школу пора”, - сразу хочется зарыться под одеяло и рыть, рыть до тех пор, пока не окажешься где-нибудь так далеко, что даже если захочешь вернуться, – быстро не получится.


А кто из нас не набивал себе температуру на градуснике или не кашлял до тех пор, пока горло не начинало саднить? Или не растирал себе глаза до состояния конъюнктивита?

Да-а! Вот так мы любим её, нашу первую альма-матер. Потом привыкаем и не ропщем.


И только в старших классах приходит осознание того, что учиться нужно, чтобы дальше хорошо жить. А жить хорошо хочется всем!!! Тогда мы, что называется, жмём на все педали и стараемся наверстать упущенное.


Наконец, закончив школу, мы говорим учителям слова признательности. На самом же деле они достойны медалей:

В первую очередь – медали за отвагу. Так как столько лет входить в класс к таким идиотам, как мы, – это действительно нужно быть очень отважным человеком.

Они заслужили также по медали за спасение утопающих. Потому что каждый день вытаскивали нас за шиворот и за всё, за что могли ухватить, из водоворота нашей тупости, непонимания и нежелания ничего понимать.

И, конечно же, они достойны медали, которую дают многодетным матерям!

Потому что только мать может терпеть наши выходки столько лет и не сойти с ума.


Прощаясь со школой, мы вытираем с глаз слёзы умиления и сожаления. Вот он, последний звонок. Как жить без школы?!

Но ведь на самом деле мы плачем от радости, что завтра и, вообще, НИКОГДА больше не нужно идти в школу... Как мы глупы!!!

Мы просто не понимаем, что ждёт нас впереди. И что школа останется одним из лучших воспоминаний на всю отпущенную нам жизнь.

Ах, школа! Оставшись без тебя, родная, мы будем вспоминать: как же хороши были школьные годы! И при любом удобном случае затягивать “Школьные годы чудесные” и рассказывать при каждой возможности: сколько всего замечательного мы узнали, пока ты была с нами.

А первая любовь?! Где, как не в школе, мы постигаем азы любви? Как в песне поётся: “Первое –«хочу»; первое – «нельзя»!”


И ищем возможности хоть раз в год (или реже) собраться вместе в родной школе и вспоминать, вспоминать, вспоминать...

Хвалиться своими успехами и достижениями мы тоже идём именно сюда.

Проносим воспоминания о школьных годах через всю жизнь!

Они проходят красной нитью через всю нашу жизнь!

Они... По-моему, это уже перебор.

Да что же ты такое, – ШКОЛА?



Школа – место, школа – явление, школа – жизнь.

СПАСИБО ТЕБЕ, ШКОЛА!
 
Вилена, это не совсем так. "Распихав" на начало года нагрузку по своим, директор не подает сведения об имеющихся вакансиях, и те, кто и желал бы трудоустроится в данную школу, не могут в нее попасть. Я не говорю, что это обязательно будет высококлассный учитель, но учиться-то стать учителем ему тоже надо. Biggrin_man32
 
  • Реакция ...
Реакции: Brat
Как и обещала, делюсь отысканной в старых номерах газеты информацией о школах (и их учителях) Белореченска. Например, такой:

"В марте месяце 2017 года учитель начальных классов высшей квалификационной категории Наталья Валентиновна Драчкова представляла МБОУ СОШ 4 города Белореченска в муниципальном этапе краевого профессионального конкурса «Учитель года – 2017». Сказать, что она волновалась, значит, нечего не сказать. Две недели, которые проходил конкурс, прошли для Натальи Валентиновны в очень напряжённом ритме. Необходимо было показать свою работу, свой профессионализм в нескольких конкурсных заданиях. Победил сильнейший! Мы с этим согласны, но и наша коллега, с честью выдержала все конкурсные испытания и стала лауреатом муниципального конкурса. 24 года она учит детей, и каждому своему классу отдаёт душу, частичку своего сердца, и даже часть своей жизни. Она учит своих учеников быть добрыми, отзывчивыми людьми, учит уважать других людей, прислушиваться к чужому мнению, любить свою малую родину - даёт тот нравственный заряд, который поможет им в любых жизненных ситуациях. Мы считаем, что она сделала совершенно правильный выбор, выбрала правильный жизненный путь, став учителем начальных классов. Её педагогическое кредо: каждый день идти своим путём спокойно, без суеты, но при этом постоянно стремиться к намеченной цели: любить, учить, воспитывать!"

Авторы: Е. Д. Кутовая,
Н. Н. Кадацкая,
Ю.А. Великая
 
А вот факты о деятельности школы № 5, "кадры" из спектакля "Горе от ума". Сегодня редко, где бывают и действуют школьные театры, так что факт говорит о многом. Правда, было это года два назад.

DSC_0167-min.JPG DSC_0174-min.JPG
 
Молодец! Спасибо. Еще в СОШ 31 В "Родниках" есть театр!

СОШ 31 театр Родники-min.JPG
 
В нонешнее время, когда большинство населения разучилось осмысленно читать научную литературу и привыкло черпать сведения крайне сомнительного характера во Всемирной Паутине, довольно часто приходиться сталкиваться с мнением, ах, как хорошо жилось нашим дедам-прадедам под мудрым руководством Царя-Батюшки Николая. Который Второй, естественно. И населению Империи Российской радостно было на берегах кисельных возле рек молочных, и крепенькие, да здоровенькие все поголовно были, а уж грамотные-образованные какие! Приведу только две цитаты: «…в царствование Императора Николая II народное образование достигло необыкновенного развития», «Сотрудничество царя и народа, развитие общественного самоуправления – такие приоритеты политики Государя особенно ярко выразились в образовательной сфере...».
А так ли было в действительности?
По данным переписи 1897 года, 76 % населения Империи оставались неграмотными, а ведь были области (в европейской части), где та же неграмотность достигала и более 90 %.
Однако, остановимся на наиболее близкой лично мне теме: положению в Кубанской области в общем, и Белореченском районе, в частности.
Как справедливо заметил казачий историк Александр Константинович ЛЕНИВОВ, «Закрывать глаза на недавнее историческое прошлое Кубанского казачьего Войска не приходится, ибо Казачья история говорит с убедительной документированной очевидностью о всех «искривлениях и искажениях» в исторической жизни Кубанских казаков» («Кубанская казачья старина», Нью-Йорк, 1972 год, стр. 256).
Реальное представление о состоянии народного просвещения и образования на Кубани в годы, предшествующие Первой Мировой войне, дают следующие цифровые данные. В 1910 году на Кубани имелось всего 1 763 училищ и школ разного типа (175 621 учащихся). Из них:
средне-учебных специальных заведений – 23 (1 957 учащихся);
начальных школ – 1 602 (157 585 учащихся).
Согласно статистики, в том же 1910 году на одну тысячу душ населения приходилось грамотных 267 мужчин и всего 66 женщин. Считалось, всего на Кубани только 16,8 % грамотного населения обоего пола. В качестве сравнения: на Дону тот же показатель составлял 21 % (там же).
Центральная власть под различными, порой надуманными предлогами, чинила всяческие препятствия образовательному процессу на Кубани.
В частности, довольно странные вещи происходили с Черноморской Войсковой классической гимназией, располагавшейся изначально в г. Екатеринодаре, в 80-х годах XIX столетия. Закрыв последнюю в 1887 году, власти перевели гимназию в г. Ейск, аргументируя тем, что «Войсковая гимназия переносит свое действо из малярийного Екатеринодара в город Ейск, с целебным морским климатом». Однако, открыв дополнительный класс в Кубанском Войсковом Александровском реальном училище в том же Екатеринодаре в 1888 году, «российская имперская власть немедля закрыла в городе Ейске указанную Войсковую мужскую гимназию» («Кубанская казачья старина», Нью-Йорк, 1972 год, стр. 254).
В 1895 году станица Баталпашинская ходатайствует об открытии мужской классической гимназии из восьми классов, в связи с чем началась совершенно необычная канцелярская бумажная волокита:
«Казачья гимназия – вредна! Казачья интеллигенция сплошь неверующая, к чему насаждать гимназию на Кубани?» – гласила резолюция Обер-Прокурора Святейшего Синода (Санкт-Петербург, 1901 год);
«Казакам гимназия не нужна! Казаки – военное сословие, удивляюсь ходатайству» – резолюция Министра Народного Просвещения (Санкт-Петербург, 1903 год);
«Открытие гимназии – начало разложения казаков, как войскового сословия. С окончанием гимназии, казаки будут поступать в Университеты, с появлением студенчества начнется революционная пропаганда, критика правительства, требование о Конституции. Гимназия нужна кучке крикунов-интеллигентов, чтобы бороться с правительством. Казакам гимназия не нужна, в крайнем случае, можно открыть низшую ремесленную школу» – резолюция Товарища Директора Департамента Полиции (Санкт-Петербург, 1904 год);
«На Кубани – дворян немного, казачество нужно, как воинская сила. Для дворян Кубани хватает средних учебных заведений. В виду некомплекта казачьих офицеров, правильнее открыть в Екатеринодаре военное училище или кадетский корпус» – резолюция Предводителя дворянства Кубанской и Терской областей и Ставропольской губернии;
«Не понимаю, зачем кубанским казакам нужна гимназия?.. Не лучше ли вместо ненужной гимназии – манеж?» – резолюция последнего российского Императора НИКОЛАЯ II (Санкт-Петербург, 30 ноября 1905 года).
Комментарии излишни. Резолюциями высших представителей российской императорской власти было выражено ясно и точно отношение к казакам Кубанского Казачьего Войска.
Кроме того, необходимо отметить общее положение и условия, при которых развивалось начальное образование в казачьих станицах.
Цитаты из письма учителя начальной школы станицы Белореченской (газета «Кубанские войсковые ведомости», № 44 от 07 ноября 1881 года): «…в комнате учителя валится труба, и когда ее затопят, то учитель уходит на несколько часов: – печка страшно дымит...
… классная комната (самая большая из восьми) с трудом вмещает сорок человек; между тем как цифра желающих учиться доходит более чем до семидесяти. О ночлежных помещениях для учеников и толковать нечего.
Кроме неудобств, зависящих собственно от училищного здания, встречается еще более важное неудобство, имеющее весьма гибельное влияние в нравственном отношении на молодое поколение. Рядом с училищным зданием находится питейное заведение... Иногда, почти под окнами училища, происходят такие сцены, от которых хоть ставни закрывай и объясняй урок в потемках».
А это уже выдержка из отчета заведующей учительницы начальной школы станицы Пшехской: «Здание станичной школы – настоящее, стало довольно ветхим, холодное и стены промокают насквозь: самый размер класса, малый по количеству учеников, желающих учиться, через это приходится некоторым родителям отказывать в приеме детей; класс очень низкий, так что воздух классный недостаточен для вмещающихся учеников и мало света в нем. При школе нет теплых сеней, почему одежда детей всегда холодная и мерзлая, через это дети иногда простуживаются».
Такое положение вещей наблюдалось не только в станицах Белореченской и Пшехской. На Кубани, по свидетельству историка Ленивова А.К., в 1892 – 1893 годах только в 43 станицах школы имели свои собственные здания, в остальных станицах 121 станичные школы помещались в церковных сторожках или в нанятых домах.

В начале XX века картина несколько изменилась в лучшую сторону. Однако, ни одна из моих, к примеру, бабушек и прабабушек по обоим линиям читать и писать так и не умели…
 
.. Не лучше ли вместо ненужной гимназии – манеж?» – резолюция последнего российского Императора НИКОЛАЯ II
И в наше время мин. образования придерживается таких же мыслейMad_man6859
Буду голословным, уж простите, но где то попадалось: Если взять все средства, которые тратятся за четыре дня, всеми странами на военные цели, то этих средств хватит что бы дать образование всему населению планеты! Думаю что это не далеко от истины.
 
В разные времена по-разному относились к учителям. Завоевать авторитет можно было только упорным трудом. Очень интересные материалы вы публикуете, СотникЪ! Good_man5rySmile3_man
Стаж мамы в школе - 53 года, около 10 лет она была единственным учителем в школе х. супонин (садлуцкий), на работу круглый год ходила за 14 километров пешком.....наград и регалий полный комод.....когда ее хоронили никто из отдела народного образования района о ней и не вспомнил.....только ученики и коллеги по работе.
 

Похожие темы

Назад
Сверху Снизу