БАШЛЫК. К ЖЕНЕ ИЛИ К МОЛОДУХЕ? Теперь разговор пойдет о такой важной части...

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
dCFq5vKc7Eo.jpg

БАШЛЫК. К ЖЕНЕ ИЛИ К МОЛОДУХЕ?

Теперь разговор пойдет о такой важной части формы казака как башлык. Этот головной убор похож на капюшон и большой платок. По тому, каким образом он надет, можно определить настроение казака. Но уникальность его не только в этом.

Изображен на скифских вазах
Башлык – кавказский и казачий покров на голову, название тюркское, означает «головной», «во главе», «на голове». Это один из элементов дорожной одежды горца и казака. Он представляет собой капюшон с длинными закругленными на концах лопастями. Его шили из сложенного вдвое в основном светло-серого или почти белого сукна, иногда из красного (праздничные, парадные башлыки). Повседневные башлыки изготавливали из грубого домашнего сукна. Шов проходил сзади. Передние концы опускались в виде широких и длинных лопастей. Казаки в непогоду носили башлык на папаху, а не прямо на голову.
Сколько ему лет? Неизвестно. Но интересно, что на древних скифских вазах встречается изображение башлыка, правда, без лопастей...
С момента, когда казакам была официально установлена кавказская одежда в качестве военной формы, в приказах всегда писалось, что она изготавливается из ткани, сукна местной выделки, то есть на Кавказе – из овцы, а в других местах это могла быть, например, верблюжья шерсть.
По тому, как завязан башлык, знающие люди многое понимают. Если он перекрещен на груди - казак следует по делу. Завязан на груди, значит, казак отслужил срочную службу. Если концы башлыка заброшены за спину - казак свободен, отдыхает. По поводу способов ношения башлыка казаки шутили: «Если правая лопасть заброшена на левое плечо – казак идет к молодухе. Если левая лопасть на правом плече – идет к жене!».

Башлык в армии
Казачий башлык пережил века. Его распространению в России способствовало казачество, часть которого жила в непосредственном соседстве с кавказскими народами и заимствовала у него наиболее практичные в тех условиях элементы костюма. В 1862 году башлык был введен в армии, тогда шился из верблюжьего сукна цвета «мокрого песка» (светло-желтого), на флоте - черного. Одевался при морозе свыше пяти градусов, летом защищал спину от солнца. Он представлял собой капюшон с двумя длинными концами, отороченный по швам тесьмой желтого цвета. Офицерские башлыки имели золотую или серебряную тесьму по прибору. Башлык накидывали на спину, концы пропускали под погоны и скрещивали на груди, затянув поясным ремнем.
Все военное рано или поздно становиться модным, башлык не исключение. В 1863 году он входит во всеобщее употребление. Башлыки надевают в театр и на бал как sortie (одежда для выхода). Даже Лев Толстой в романе «Анна Каренина» наряжает главную героиню именно в башлык с кисточками... Кстати, восточное происхождение башлыка и определяло характер его отделок - кисти, декоративные шнуры, вышивка металлизированными нитями. Башлык как форменный головной убор был строже, а кожей или цветной тесьмой обшивались лишь соединительные швы, подчеркивавшие простоту конструктивного решения.
В строю его носили следующим образом: 1) При надетом боевом ремне: на плечах, поверх пальто или шинели колпак кладется на спину, а концы, пропущенные под погоны, укладываются на груди накрест (правый конец под левый погон) и затыкаются перегнутыми за боевой ремень. 2) Без боевого ремня: концы завязываются спереди плоским узлом и затыкаются за борт пальто или шинели между 3-й и 4-й пуговицей или пропускаются вторично спереди назад, накрест и под погоны. 3) При одевании на голову: колпак одевается на головной убор, а концы обвязываются вокруг поднятого воротника. 4) При одевании на шею: перегнутый надвое колпак прикрывает затылок, и концы обматываются вокруг шеи, а воротник не поднимается.
Удобство башлыка послужило причиной появления его в армиях других стран - Германии, а затем Франции. В 1880-х годах башлык ушел из «большой моды», но долго оставался из-за своей практичности деталью детского костюма.

Красные и синие
В одежде казаков башлык, так же как и бурка, являлся одним из элементов дорожной одежды, но не элементом парадного мундира. Башлык у казаков украшался довольно скромно: чтобы не вытягивался, он прошивался черной тесьмой. На колпаке тесьма пришивалась окрест колпака и поперек в виде круга или углами. Капюшон украшался шнурком и кисточкой.
При надевании башлыка на папаху длинные лопасти (более 100 см) могли быть замотаны вокруг шеи. При быстрой верховой езде лопасти скрещивались на груди и заправлялись за пояс или завязывались на спине. В холод он носился и с полушубком, тогда лопасти тоже скрещивались на груди и заправлялись за пояс.
Интересно, что на старых фотографиях башлык практически не встретишь. Казалось бы, процесс фотографирования в семье казака был особым случаем, почти праздником. Казаки тщательно готовились к нему. Из сундуков доставали самое лучшее – но ни бурка, ни башлык в кадр, как правило, не попадали.
В начале XX века кубанские казаки носили башлыки произвольного цвета, обшитые черной тесьмой. Рекомендовался и преимущественно употреблялся башлык белого азиатского сукна. Размеры официально не регламентировались, но браковались башлыки, не закрывающие плечи и спину, а также с короткими лопастями. Комиссия, созданная в Кубанском казачьем войске для изучения опыта русско-японской войны, отмечала: «Башлык должен быть суконный фабричного или азиатского сукна, но просторный, чтобы закрыть плечи, и с концами такой длины, чтобы можно обвязать вокруг шеи, а также завязать на пояснице. Вокруг должен быть обшит шнурком или тесьмой, чтобы не вытягивался. На колпаке тесьма может быть окрест и поперек в виде круга или углами. Можно крепить кисти».
Они носились за плечами со шнурком через шею, с откинутыми назад лопастями и прихваченными поясом, видны были только со спины. Если башлык висит на шее, и лопасти не прихвачены сзади поясом, то ощущается большое неудобство, так как шнурок башлыка давит шею. Но если лопасти прихвачены поясом, дискомфорта не испытываешь.
После революции 1917 года в службе у казаков наступил сложный период. Однако в 1936 году снова создаются казачьи части. Советская власть так и не смогла заставить казаков одеться в общую военную форму, они по прежнему носят папахи, черкески, кубанки. Тогда же приказом Наркома Обороны утверждается и башлык, как часть формы. Он «изготовляется из сукна, для терских казачьих частей – светлосинего цвета, для кубанских – красного, и донских – серо-стального цвета». Различия в покрое между башлыками кубанцев и терцев не было. Сейчас, согласно утвержденной Президентом России форменной казачьей одежды, башлык у кубанцев так же красного цвета, а у терцев – синего.

АВТОР: Ирина Щербакова
Опубликовано впервые в газете "Казачий Терек"
http://kazachestvokavkaza.com/news/bashlyk_k_zhene_ili_k_molodukhe/2017-11-13-138
#казаки#история

Источник
 
Последнее редактирование модератором:
  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу