НАВСТРЕЧУ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ
УЧИТЕЛЯ КРАСНИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ, УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
СМИРНОВ АЛЕКСЕЙ АНТОНОВИЧ
Родился 21 июня 1918 года в деревне Курганье Краснинского района Смоленской области в семье крестьянина. В 1931 году окончил Данчинскую начальную школу. С января 1932 года по октябрь 1932 года учился в Маньковской сельскохозяйственной школе. В октябре 1932 года поступил учиться в 6 класс Краснинской школы, которую окончил в 1934 году.
С 1934 года по 1935 год работал контролёром-учётчиком Краснинского районного земельного отдела. В 1935 году поступил учиться в Смоленский электротехникум, который окончил в 1939 году с присвоением звания техника-электрика по эксплуатации центральных электрических станций.
В 1939 году поступил в Московское Краснознамённое авиационно-техническое училище, которое окончил в октябре 1940 года. По окончании училища был направлен для дальнейшего прохождения военной службы в 217 скоростной бомбардировочный авиационный полк Орловского военного округа в качестве электротехника авиаэскадрильи.
С момента вторжения немецко-фашистских войск в 1941 году участвовал в боях на Южном и Северо-Кавказском фронтах в продолжении шести месяцев в должности техника по электрооборудованию самолетов в составе 217 Штурмовой авиационной дивизии.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 ноября 1947 года награжден Орденом Красной Звезды. Вот строки из наградного листа: «Техник-лейтенант Смирнов Алексей Антонович участвовал в боях на Юго-Западном и Северо-Кавказском фронтах в продолжении шести месяцев в должности техника по электрооборудованию самолетов в составе 217 штурмового авиаполка 5 и 10 воздушной армии. С июля месяца 1941 года ремонтировал электрооборудование поврежденных самолетов в районе Полтавы, Харькова и Конотопа.
26 октября 1941 года во время бомбежки аэродрома в станице Большая Писаревка при выполнении срочного задания на вылет самолетов был тяжело ранен осколком авиабомбы в живот, с последующим удалением червообразного отростка.
С 6 мая 1942 года на Северо-Кавказском фронте в составе той же, а позже 502 штурмовой авиационной дивизии исправлял повреждения самолетов под огнем противника. 9 августа 1942 года в районе станции Белореченская при испытании на самолете ИЛ-2 подверглись обстрелу из зенитных орудий противника. Самолет от прямого попадания противника загорелся, и во время пожара Смирнов А.А. получил ожог 2-3 степени лица, шеи и обоих глаз. В настоящее время левый глаз видит на 3%, правы на 30%. Работает. Характеристика положительная.
Достоин награды – Ордена Красной Звезды».
Из воспоминаний Алексея Антоновича Смирнова: «Наш штурмовой авиационный полк находился в подчинении Ставки Верховного Главнокомандования. В июле 1941 года мы базировались на полевом аэродроме в Сумской области. В составе авиаполка находился молодой, жизнерадостный, полный сил и непримиримой ненависти к врагу летный и технический состав.
Вражеские танки бешено рвались к железным дорогам, связывающим Харьков с Киевом. Противник рассчитывал захватить Бахмач и, повернув на юго-восток, взять Конотоп.
Вторая группа войск немцев направляла свой удар на Кириковку и Басы, чтобы зайти в тыл нашим войскам, оборонявшим Харьков, с северо-востока, а третья двигалась на Курск и Белгород.
На пути следования противника встречались и естественные преграды, в частности реки. Необходимо было делать переправы для форсирования водных рубежей.
Задача нашего штурмового полка была до крайности сложной. Не только тем, что ежечасно нужно было бомбить крупные танковые соединения врага на дорогах, но и уничтожать эшелоны с техникой и живой силой, усиленно защищенные зенитным огнем.
В то время на действующем направлении основной удар не только танковых и пехотных частей, но и десантных пришлось сдерживать нашим «Ильюшиным».
Немцы их называли «черной смертью». В моей памяти встает много боевых эпизодов и славных подвигов, которые совершили наши летчики и техники.
В первые годы войны особенно было жарко на полях сражений. Боевые вылеты совершались в день по 4-6 раз. Бои происходили в районах Бахмача, Конотопа, Роми, Годичей.
Танки с фашистской свастикой, сопровождаемые «мессершмитами», рвались в глубь нашей страны. Они уничтожали все на своем пути. Сжигали украинские деревни, золотистые посевы пшеницы, которая в 1941 году так была полновесна. Беспощадно расстреливали мирное население, среди которых были преимущественно дети, старики и женщины. Дороги, залитые кровью, и стоны людей превращались в страшные зрелища.
Наши летчики с раннего утра до позднего вечера, усталые, иногда без обеда, не покидали небо. Бомбовые грузы, реактивные снаряды, огонь пушек и пулеметов сыпались на танковые колонны противника, на переправы и железнодорожные узлы.
Особенно успешные боевые вылеты совершили летчики Александр Сомов, Петр Денисенков, Николай Старшинов, Петр Звонарев, Виктор Филиппов. Да разве сейчас вспомнишь всех героев?!
А сколько пришлось труда на долю техников, которые должны были в кратчайшие сроки подготовить к очередному боевому вылету подчас весь израненный и изрешеченный самолет. Приходилось ремонтировать их и днем, и ночью, иногда не засыпая по трое суток.
После битвы на Южном и Юго-Западном фронтах мы были переброшены в январе на аэродром в Подмосковье. А потом в срочном порядке прилетели в станицу Крымскую для поддержания Керченской группы войск, которая должна была соединиться с севастопольцами.
Нашим авиаполком за 1941-1942 годы были уничтожены десятки переправ, сотни танков, автомашин, вагонов с живой силой и техникой, а также тысячи гитлеровских головорезов.
Мало кто из моих боевых друзей, с которыми пришлось быть в первые дни войны вместе, остался в живых. Одни погибли в боях за Украину, другие в битве за Крым и Северный Кавказ. Память о них будет вечно жить в наших сердцах».
По выходе из госпиталя № 2464 был снят с воинского учёта как инвалид.
С 1943 года по 1950 год Алексей Антонович проживал в городе Москва. За этот период времени работал на хлебозаводе имени 17 Партсъезда в качестве помощника директора местной противовоздушной обороны (МПВО), на 13 хлебозаводе в качестве начальника штаба МПВО. С июня 1945 года по октябрь 1945 года работал в должности старшего по караулу противовоздушной обороны опытного хлебозавода-автомата и начальника штаба противовоздушной обороны. В 1943 году и 1947 году окончил курсы начальников штаба МПВО в Октябрьском и Сокольническом районах, работал преподавателем по МПВО на заводах хлебопекарной промышленности.
В 1950 году по состоянию здоровья прибыл на родину в Краснинский район. С 29 мая 1950 года по 1 октября 1950 года работал в Краснинском районном доме культуры в качестве художественного руководителя.
С 11 сентября 1950 года по апрель 1952 года работал преподавателем военного дела и физвоспитания, рисования и черчения в Краснинской средней школе.
С апреля 1952 по 18 августа 1953 года работал преподавателем физвоспитания, рисования, черчения и физики в Сырокоренской семилетней школе.
С 18 августа 1953 года работал учителем Краснинской средней школы. До 1961 года вёл уроки военно-допризывной подготовки, физвоспитания и рисования. С 1961 года был учителем рисования, черчения, труда и машиноведения. В Краснинской средней школе руководил драматическим кружком, художественным кружком, спортивными и стрелковыми секциями.
В 1955 году поступил в Смоленское педагогическое училище и в 1958 году окончил его по специальности «Преподавание в начальной школе».
Награжден Орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны». В 1959 году награжден медалью «За спасение утопающих».
Умер в 1967 году.
Инфо: МБОУ