Несостоявшаяся эвакуация Кубанской армии (весна 1920 г

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
Несостоявшаяся эвакуация Кубанской армии (весна 1920 г.).
Кубанцы-самостийники идут на разрыв с Добровольческой армией

К 27 марта порт Туапсе был занят перевалившими через горы казаками. 3-й донской корпус, кубанская армия, бригада астраханцев, другие мелкие части и 7 бронепоездов, отходивших вдоль Армавир-Туапсинской железной дороги, объединились в одну группу войск под командой ген. Писарева. До подхода главных сил Красной армии из Новороссийска или с севера, спокойное проведение эвакуации Туапсе было обеспечено. По какой-то причине преследовавшие казаков 34-ая и 50-ая стрелковые дивизии Красной армии отстали и несколько дней не двигались вперед.
...Немедленно было приступлено к погрузке войск, но тут выяснилось, что кубанский войсковой атаман генерал Букретов, председатель рады Иванис и председатель краевого правительства Тимченко и другие лица ведут усиленную пропаганду среди кубанских казаков в смысле полного разрыва с Добровольческой армией, отказа от эвакуации в Крым и создания независимой Кубани в союзе с мифической Горской республикой, зелеными Черноморья и будто бы с активной поддержкой Грузии. Несмотря на противодействие командующего Кубанской армией ген. Шкуро и большинства офицерства, кубанские казаки поддались этой пропаганде и не пожелали эвакуироваться. Но все эти обещания были лишь пустыми словами: Горская республика была быстро ликвидирована красными, зеленые превратились в Красную партизанскую армию, а Грузия отказалась пропустить казаков на свою территорию...
Через Туапсе, включая беженцев и гражданских лиц, было эвакуировано примерно 15.000 человек, некоторое количество лошадей и орудий.
Вступивший в командование Русской армией генерал Врангель для разрешения создавшегося на кавказском побережье положения командующим Кубанской армией назначил генерала Улагая, доставить которого в Туапсе должен был только, что закончивший ремонт миноносец «Живой» (командир ст. лейт. М. Лазарев). Взяв на борт ген. Улагая, его начальника штаба ген. Стогова и полковника Туманова, «Живой» зашел сперва в Керчь, где на него погрузилось несколько членов кубанской рады из числа лояльных генералу Врангелю, которые должны были оказать влияние на казаков, после чего миноносец направился в Туапсе.
К тому времени Туапсе уже было оставлено кубанскими частями, которые отошли на 30 километров и, пройдя Лазаревку, закрепились вдоль бурной в это время года горной реки Псезуапе; затем, после трехдневного боя, они 15. 4 были вынуждены отступить до долины реки Шахе, в 25 километрах от Сочи.
Положение казаков на остававшийся в их распоряжении маленькой территории с каждым днем продолжало ухудшаться. В этом поистине райском саду, которым является Черноморское побережье весной, когда все деревья в цвету, всегда был недостаток в пищевых продуктах, и казаки лишь с трудом находили себе пропитание и голодали. Ввиду этого, по распоряжению Константинопольской морской базы пассажирский пароход «Св. Николай», нагрузив 50 тонн муки, 24. 4 был послан в Сочи. Там он взял на борт 1.100 больных и 400 других пассажиров и доставил их в Ялту. Видя тщетность своих уговоров, генерал Шкуро со своим конвоем покинул Ялту на английском миноносце. Но развязка быстро приближалась. Потеснив казаков, 29. 4 красные части заняли Сочи, и кубанцы, в надежде быть пропущенными в Грузию, отошли в нейтральную зону; преследуя их 2. 5 красные дошли до границы. У нейтральной зоны, против хутора Веселый, стояли на якорях английский лин. корабль «Айрон Дюк», эск. миноносец, пришедший из Крыма пароход «Бештау» и незаменимый «Тайфун», со своим болиндером. На «Айрон Дюке» находился генерал Шкуро, который еще раз попытался повлиять на казаков. В конечном результате, на «Бештау» и взятый им на буксир болиндер было погружено до трех тысяч казаков, среди них военное училище и много офицеров. Больше пароход не мог вместить, и к вечеру 3 мая все корабли вышли в море. Атаман Букретов, при посредничестве ген. Морозова, вступил в переговоры с местным красным командованием и заключил с ним при условии нерепрессирования сдавшихся, договор о капитуляции, но это условие впоследствии не было признано высшими властями. Обманутые своими лидерами казаки хотели устроить над ними самосуд, но Букретов, Иванис и Тимченко бежали в Грузию. Некоторое количество казаков решили все же не сдаваться и распылились в окрестных горах.

П.Варнек "У берегов Кавказа в 1920 году"

Источник: https://vk.com/club156707299
88tWJgySHRQ.jpg


Источник
 

Похожие темы

  • Подписчики 0
Назад
Сверху Снизу