Старообрядцы станицы Ханской.

Сообщения
1.182
Реакции
444
Закубанская Линейная Община не предоставил(а) никакой дополнительной информации.
l8pa3id6O70.jpg
Старообрядцы станицы Ханской. Часть 1.

В современной Республике Адыгея русское старообрядчество представлено двумя крупными общинами как поповского, так и беспоповского течений. Это община Русской православной старообрядческой церкви в станице Ханской и Майкопская община Древлеправославной поморской церкви. Последняя объединяет старообрядцев поморского согласия, не приемлющих священства.
Старообрядческая община во имя Рождества Пресвятой Богородицы в станице Ханской входит в состав Донской и Кавказской епархии РПСЦ, образованной в 1855 г. С 2010 г. епархию возглавляет архиепископ Зосима (Еремеев). Епархия сегодня объединяет 16 приходов на Дону, Кубани, Адыгее, в Ставропольском крае, Астраханской области и женский монастырь во имя священномученника протопопа Аввакума в Ставропольском крае.
В каноническую территорию епархии входят также старообрядцы Калмыкии, республик Северного Кавказа и стран Закавказья. Официальный печатный органа епархии, выпускаемый с 2016 г. ежеквартальный журнал «Издревле». Жизнь епархии, в том числе и общины станицы Ханской активно отражаются на одноименном интернет-сайте Покровского кафедрального собора Ростова-на-Дону.
История старообрядческой общины станицы Ханской тесным образом связана с возникновением самой станицы в конце Кавказской войны позапрошлого века.
С момента своего образования, старообрядцы Ханской оказались в сфере внимания представителей власти и официальной церкви, в силу своей величины и значимости.
Начало заселения станицы Ханской относится к первой половине 1862 г. Боевые действия русских войск в среднем и верхнем течении реки Белой осенью 1861- весной 1862 гг. были направлены на подготовку новых мест для вновь поселяемых станиц и лесных просек.
20 февраля (4 марта) 1862 г. был сформирован так называемый Пшехский отряд, который переправившись через Белую у Ханского брода начал рубку просеки к р.Пшехе.
Первая попытка проложить дорогу к Пшехе вызвала ожесточенное сопротивление черкесов из лежащих за Белой аулов. Но, несмотря на это и плохие погодные условия к 7(19) марта просека была закончена.
На карте относящейся к этому периоду, напротив устья реки Фене (впоследствии − Ханка) уже показана строящаяся безымянная станица и предмостный редут в ее юго−восточном углу.
Таким образом, возникновение станицы относится именно к этому времени, а не 1 мая, как считают местные краеведы. 25 июля (6 августа) 1862 г. был издан приказ № 332 по Кавказской армии, согласно которому «до Высочайшего утверждения», в числе других станица на реке Белой, «у Ханского брода» получила название Ханская.
Время заселения, косвенно подтверждает рапорт командующему 4-й бригады Кубанского казачьего войска от 3 (15) марта 1862 года казака станица Александровской 1-го Хоперского полка (ныне с.Александровское Ставропольского края) Ефима Говерды (Говердовского) с просьбой о переселении во вновь населяющуюся станицу Ханскую с двумя сыновьями.
Отметим, семья Ефима Говердовского (в источниках встречается − Гавардовский) принадлежала к секте иудействующих субботников («жидовствующих») весьма распространенной среди казаков станицы Александровской.
Этот факт послужил основой кочующего из публикации в публикацию утверждению, о том, что станица Ханская была основана казаками станица Александровской (ошибочно приписываемой к Лабинскому отделу Кубанской области).
После выхода в свет правительственного «Положения о заселении предгорий западной части Северного Кавказа» от 10 (22) мая 1862 г. процесс переселения «охотников−переселенцев» из казаков в Закубанье усилился.
В станицу Ханскую переселилось 234 семейства казаков и офицеров из разных станиц Кубанского казачьего войска. Некоторые исторические источники указывают на те, станицы, из которых шло переселение в станицу Ханскую, в том числе и старообрядцев.
В 1862 г. старообрядцы в Закубанье переселялись из станиц 1-ой и 2-ой бригад Кубанского казачьего войска: Ладожской, Усть-Лабинской, Новорождественской, Новопокровской, Прочноокопской, Темижбекской, Кавказской и Новотроицкой.
Причем выселение из последней станицы 192 душ старообрядцев привело к тому, что тамошние старообрядцы остались в меньшинстве и община фактически распалась.
В станице Ханской в итоге переселений оказалось 115 старообрядцев поповского согласия и 1091 православных казаков, в том числе 7 семей (39 душ) из станицы Архангельской 1-й казачьей бригады ККВ.
Кроме того, по сведениям Е.Соколова община старообрядцев-первопоселенцев станицы Ханской в 1862 г. состояла из 74 казаков, выходцев из станицы Новотроицкой, к которым позже присоединялись переселенцы из станиц Новопокровской, Ключевой, Новорождественской, а также из внутренних губерний России.
В. Жогин дополнял эти сведения тем, что в Ханскую переселялись старообрядцы станиц Григориполисской, Расшеватской, Новоалександровской и Новотроицкой. Причем новотроицкие старообрядцы перевезли в станицу Ханскую свой молитвенный дом.
Сюда же переселился и новотроицкий старообрядческий священник – Иван Клюшников, который прослужил настоятелем до 1863 г., после чего его сменил Пахомий Ивлев. Он руководил старообрядческой общиной Ханской 20 лет, до 1883 г.
В 1870 г. старообрядцы станицы Ханской построили деревянный Никольский храм. Во вновь возникшей станице Ханской белокриницкие старообрядцы в итоге составили заметную часть населения − 16%. Их общее количество в 1865 г. составляло в станице 152 чел.

ДАНИЛЬЧЕНКО А. Е. «История старообрядческой Рождественской общины станицы Ханской».

Источник
 
Последнее редактирование модератором:
  • Реакция ...
Реакции: Brat
nl0l4vuM2uE.jpg
Старообрядцы станицы Ханской. Часть 2.

Старообрядцы-казаки в Закубанье пользовались в этот период особым благоволением властей. Это было связано с их ролью в ходе Кавказской войны и освоения региона, что в октябре 1863 г. подтвердил в своем докладе военному министру Главнокомандующий Кавказской армией Великий князь Михаил Николаевич Романов.
Он же, выражаясь современным языком, «пролоббировал» снятие в отношении казаков-старообрядцев практически всех ограничений, за исключением миссионерской деятельности среди сторонников официального православия («совращения в раскол»).
Казаки-старообрядцы получили возможность свободно отправлять свой культ и даже продвигаться по служебной лестнице. Во многом, отражением такой лояльности к старообрядцам-казакам, стал факт назначение атаманом Майкопского военного отдела в 1870 г. терского казака-старообрядца, впоследствии генерал-лейтенанта Евпла Семенкина. Ранее он командовал 3-м Урупским, 2-й бригадой Кавказского линейного войска и Урупской кордонной Линией.
Кроме того, казаки−старообрядцы могли избирать священников из своей среды и даже приглашать их из единоверческих и других старообрядческих церквей страны. Эти предложения Великого князя в отношении старообрядцев на Кавказе были фактически утверждены на высшем уровне.
И даже на строительство новых старообрядческих храмов высшее начальство на Кавказе и в империи смотрело сквозь пальцы, настолько было велико значение старообрядческих общин среди казаков.
Это очень отличалось от положения старообрядцев во внутренних губерниях России, где в пореформенный период отмечается всплеск преследований старообрядческого духовенства в связи с укреплением Белокриницкой иерархии.
«Серебряный век» казачьего старообрядчества на Кавказе прекращается во второй половине 1880-х годов, когда вышел в свет 3 (15) мая 1883 г. закон «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб». Закон этот, вопреки названию не принес в жизнь старообрядцев, а лишь подтвердил ограничительные меры прошлых лет.
Прошлые заслуги казаков-старообрядцев в деле освоения Закубанья были забыты. В итоге конец 1880-х-первая половина 1990-х гг. отмечен на Кубани волной преследований и ограничений старообрядцев.
Одной из таких мер стал снос крестов, куполов, колоколов на старообрядческих храмах, чтобы они ничем не отличались от обычных жилых домов, а также фактический роспуск Кубанской епархии и епархиального центра в станице Кавказской.
Такой же участи подвергся и старообрядческий Никольский храм в станице Ханской. Уже 18 (30) ноября 1888 г. с храма был снят крест и срезан купол. Кроме того, в 1890 г. этот храм уничтожил пожар, и старообрядцы станицы вынуждены были молиться и совершать требы в молитвенном доме.
Другой мерой по ограничению прав старообрядцев на Кубани стало понуждение или агитация за переход их в единоверие. Результатом миссионерства официального православия стало образование в Кубанской области ряда единоверческих приходов.
Под влиянием православных миссионеров и внутренних неурядиц в общинах Кубани в единоверие перешел священник станицы Ханской Пахомий Ивлев и его родные племянники уставщики Дометий и Алексей, ставшие видными миссионерами официальной церкви.
Этот шаг нанес моральный удар по старообрядческой общине станицы Ханской, которую после смерти Пахомия Ивлева в 1883 г. возглавил уже сторонний священник Иван Васильевич Зуев, уроженец с.Городище Екатеринославской губернии.
По сведениям Е.Соколова, настоятеля Покровского прихода официальной православной церкви станицы Ханской, который оставил ценные свидетельства жизни ханских старообрядцев, незадолго до смерти священник общины Пахомий Ивлев, пришел к выводу о ложности старообрядчества и начал вести переговоры с Е.Соколовым о переходе в единоверие.
Его дело продолжили племянники Алексей и Дометиан, которым удалось склонить к переходу в единоверие 28 ханских старообрядцев. В декабре 1884 г. в г. Ставрополе Дометиан Ивлев был рукоположен в священники, а его брат Алексей в дьяконы.
В 1887 г. численность единоверческого прихода станицы Ханской составляла 95 человек, в том числе единоверцев станиц Гиагинской и Вознесенской причисленных к приходу.
Настоятель единоверческого Спасо-Преображенского прихода Дометиан Ивлев продолжал свою деятельность по обращению старообрядцев в единоверие не только в Ханской, но и Белореченской и Гиагинской, где его паствой были преимущественно старообрядцы-беспоповцы поморского согласия.
Венцом его миссионерской деятельности стало открытие в 1892 г. в этих станицах самостоятельных единоверческих приходов. В самой Ханской, Спасо-Преображенский храм был построен в 1891 г. на средства Синода Российской церкви и частных пожертвователей. До этого богослужения проходили в молитвенном доме. 31 мая (12 июня) 1892 г. новый единоверческий храм открылся и был освящен.
По данным на 1909 г. священник единоверческого прихода Ханской получал 296 рублей казенного жалованья, псаломщик − 117 рублей 80 копеек. К приходу относилось 80 душ единоверцев и 877 душ поповцев Белокриницкой иерархии. Как видим единоверие, особенно после провозглашения в 1905 г. религиозной свободы в Российской империи, не только не смогло завоевать умы и души подавляющего большинства старообрядцев общины станицы Ханской.

ДАНИЛЬЧЕНКО А. Е. «История старообрядческой Рождественской общины станицы Ханской».

Источник
 
Последнее редактирование модератором:
  • Реакция ...
Реакции: Brat
kQn-y-DXPQI.jpg
Старообрядцы станицы Ханской. Часть 3.

После Высочайшего манифеста Николая II от 17 (30) октября 1905 г. о даровании населению Российской империи гражданских свобод, старообрядцы обрели полное религиозное равноправие наравне с другими подданными империи. Поэтому в старообрядческой публицистике период 1905−1912 гг. называется «золотым веком».
На Кубани массово регистрируются старообрядческие общины, которые свободно отправляют свой культ, получают возможность печатать свою литературу, открывают новые и ремонтируют старые храмы.
Этот процесс имел и другой аспект: между старообрядцами и другими верующими в станицах и хуторах уменьшается недоверие, улучшаются взаимоотношения в быту. Единоверческие же приходы и до того малочисленные, приходят повсеместно в упадок, несмотря на ряд льгот (например, не платили епархиальные взносы), и начинают конкурировать с приходами официальной церкви, переходя на «никонианское» богослужение.
В это время старообрядцы станицы Ханской, наконец-то получили возможность восстановить сгоревший в 1890 г. храм. Ханские старообрядцы построили новую пятикупольную деревянную церковь, которую 8 (21) мая 1912 года ее освятил епископ Феодосий Кавказский.
Получение религиозной свободы положительно сказалось и на отношениях старообрядцев с властью, особенно в годы Первой мировой войны. Среди героев войны было немало старообрядцев, в том числе казаков, а рядовое население, особенно представители крупной торгово−промышленной буржуазии из среды старообрядцев Белокриницкой иерархии оказывали правительству большую поддержку.
По данным А.И.Зудина численность старообрядцев в станице Ханской на рубеже XIX-XX вв. выросла практически вдвое, как в связи с общим ростом рождаемости так и в связи утратой своих позиций единоверием.
Если в 1889 г. в станице проживало 690 старообрядцев приемлющих священство, то в 1901 г. уже 775, а еще через 12 лет − 1139 человек.
По сведениям 1916 г. ханских старообрядцев возглавляли священники Иван Васильевич Зуев (по всей видимости к этому времени уже умер) и Дмитрий Иванович Золотов.
Они окормляли также старообрядцев-поповцев станиц Белореченской, Пшехской, Черниговской, Гиагинской, Кужорской, сел Филипповского, Царский Дар и г. Майкопа.
К этому времени община станицы Ханской среди 17 зарегистрированных в Кубанской области старообрядческих приходов приемлющих священство, занимала особое место, как одна из старейших на Кубани, так и самых крупных. Значительнее нее были только общины станиц Прочноокопской и Кавказской.

ДАНИЛЬЧЕНКО А. Е. «История старообрядческой Рождественской общины станицы Ханской».

Источник
 
Последнее редактирование модератором:
  • Реакция ...
Реакции: Brat

Похожие темы

Назад
Сверху Снизу