Белореченская крепость. История города и людей.

БЕЛОРЕЧЕНСКАЯ ВИНОКУРНЯ

Изучая архивные подшивки газеты «Кавказ» за 1871 год, я с некоторым удивлением обнаружил, что ровно 150 лет на территории Северного Кавказа действовало всего 11 винокуренных заводов, из них только 5 – в Кубанской области, а именно: два Майкопских – «Губина и Ко» и «Братьев Суриных», Лабинский – «Добрынина и Ко», Тульский – «Оськина и Ко» и, достаточно неожиданно, Белореченский – «Назарова и Ко».
Серьезно интересуясь историей родной станицы Белореченской, я сразу же ухватился за столь маленький кусочек полученной информации, тем более, что сразу же лично у меня возникла целая куча вопросов: а кто, собственно, вообще вышеуказанный НАЗАРОВ, житель станицы или совершенно сторонний для наших мест человек? Какие еще лица составляли его «Ко»? И где находился сам завод, да как он выглядел? При внимательном изучении доступных мне документов, складывая отдельные кусочки информации, у меня начала постепенно проявляться интересная картинка…

Центром винокуренной отрасли на Кубани, как видим, являлся Майкопский уезд, что вполне объяснимо наличием хорошей сырьевой базы. Главнейшим материалом для винокурения служила кукуруза, как более дешевый и самый богатый алкоголем продукт. Затем следует рожь и, наконец, ячмень, который употребляется собственно для приготовления солода. Причем, до указанного периода кукуруза выращивалась на наших землях в крайне ограниченных количествах, только для удовлетворения потребностей местного «туземного» населения. Урожайность этой культуры с учетом трудозатрат и трудоемкости на ее выращивание не шла ни в какое сравнение с другими злаками. При появлении спроса на кукурузу со стороны предприимчивых заводчиков, у местного населения, в свою очередь, возник стимул в увеличении производства данной сельскохозяйственной культуры. Тем более, что среди кубанских адыгов и, в особенности, казаков «в силу военно-сословных обязанностей, отсутствия определенных знаний, навыков и предприимчивости, промышленная деятельность была развита слабо. Главные его занятия – скотоводство, хлебопашество и рыболовство. Казачье хозяйство носило полунатуральный характер: все, что в нем производилось, шло на удовлетворение собственных потребностей, а излишки реализовывались на рынке».
Стоит заметить, что открытие винокуренных промышленных заведений, как и покупка специального оборудования и сырья, требовали значительных материальных затрат, с которыми могли справиться только люди состоятельные. Именно поэтому среди владельцев пяти кубанских винокуренных заводов мы видим, в основном, лиц не войскового сословия – купцов и купеческих детей. И только один являлся представителем кубанского казачества – на тот момент подполковник (войсковой старшина) Иван Карпович НАЗАРОВ – яркий представитель «Старощербиновской (на Кубани) армянской офицерской династии». Как сообщает нам Энциклопедия фонда «Хайазг», его отец НАЗАРОВ Карпо (Карапет) Назарович, нахичеванский армянский мещан, сумел дослужиться до казачьего полковника и, в свою очередь, «записал в казаки четырёх своих сыновей в Черноморское войско в конный полк Господина войскового Полковника Голуба в Щербиновский курень».

Подробнее – в присоединенном файле.
nMTx6Am7Vt8.jpg
g87RANUMEpE.jpg
V5nOMsFFglE.jpg
PgCEM-Qu5Qg.jpg


 

От приюта до концлагеря. Судьба попечительницы из станицы Белореченской​

piama-2.jpg

Больше ста лет назад жительница станицы Белореченской Пиама Алексеевна Иванова стала попечительницей первого не только на территории нашего района, но и во всей Ставропольской епархии приюта для детей-сирот, отцы которых на войне, а матери в могилах.

19 октября 1914 года, воскресенье. В свежем номере газеты «Майкопское Эхо» печатают телеграммы с фронтов: «На австро-русском театре», «Обзор военных действий», «Призыв к предательству»; в объявлениях два электротеатра — «Пантеон» и «XX век» анонсируют программу картин, во главе которой «Война родит героев», и роскошную драму «Тайна погреба» в 4-х частях. Среди прочего попадается реклама «первых по качеству» папирос «Норд», объявление о продаже «питомника кроликов», и под конец Майкопское уездное попечительство «просит добрых людей, у кого есть ненужные, но годные к употреблению детские кроватки, пожертвовать такоевые сиротам».
За месяц до появления последнего объявления в газетах атаман станицы Белореченской Тимофей Тимофеевич Трубчанинов и урядник И. С. Остапов предоставили свои дома для бесплатного пользования приюту на всё время войны; попечительский совет назначил на должность надзирателя госпожу Порох, а попечителем приюта стала Пиама Алексеевна Иванова, супруга отца Митрофана, настоятеля Свято-Покровского храма.
«Приют для детей-сирот воинов» был открыт в Белореченской 28 октября 1914 года, при нём устроено училище, в котором преподавала Елисавета Петровна Успенская, учительствующая и в станичной Министерской школе. В самом приюте находилось 40 человек, 16 мальчиков и 24 девочки, в числе которых шестеро детей были привезены из станицы Беслинеевской, где в в последнее наводнение утонула их мать, а отца смертельно ранили на фронте.

В приюте 40 детей- сирот, отцы коих на войне, а матери в могиле. Для приюта желательна пересылка детского платья, обуви, хотя бы и подержанных, игрушек, книжек и проч. За всякую присланную вещицу Комитет останется очень-очень благодарен, а дети принесут горячую молитву за всех, кто чем-либо скрасит их сиротскую жизнь.
Протоиерей Симеон Никольский
День и ночь с детьми проводила госпожа Порох. На её долю выпали не только заботы о пище и одежде. И нужно удивляться силе любви, с которой она отдавала сиротам всё своё время. Детям она заменяла нежно любящую мать.
Пиама Алексеевна же занималась вопросами воспитания и благоустройством приюта и, как писали в Майкопской газете, решала эти вопросы блестяще. Её инициатива быстро привлекла внимание среди жён священников Ставропольской епархии, которые стали присылать в приют детскую одежду, полотенца, бельё и деньги.
К осени 1915 года подобные приюты были организованы в монастырях Ставропольской епархии.
Попечительский комитет сиротского приюта в Белореченской состоял из восьми человек. Среди них был и Терентий Иванович Касилов, первый староста Свято-Успенского храма. В Национальном Архиве Республики Адыгея сохранилось его заявление в станичный Ревком:
«...не присматривался и не интересовался посторонним, всецело был занят о сохранении сирот во время занятия станицы былыми (кадетами-добровольцами)…»

Как сложилась судьба воспитанников приюта, неизвестно.

Терентий Иванович Касилов после революции работал в белореченском станичном Ревкоме в должности делопроизводителя по материальной части.

Атаман Тимофей Тимофеевич Трубчанинов с 1920 года проживал в Майкопе, был под следствием по ложному обвинению в том, что являлся атаманом станицы Белореченской в 1918 году и скрывался от Советской власти.
Расследование показало, что Трубчанинов в гражданской войне не участвовал, издевательствами и расстрелами не занимался, чему нашлись свидетелей, и как следствие — оправдан и освобождён.
piama-4.jpg

Пиама Алексеевна Иванова в августе 1920 года была осуждена революционным военным трибуналом «за сочувствие бело-зелёным бандам. Советовала проживающему у неё на квартире красноармейцу из бывших офицеров не ехать на объявленную регистрацию, а перейти на сторону банд, чем тот избавится от расстрела, какие практикуются со стороны Советской власти». Несмотря на то что в заведённом деле «определённых доказательств не имеется», трибунал приговорил Пиаму Алексеевну к заключению в концентрационный лагерь на всё время гражданской войны в России.
По объявленной амнистии в честь третьей годовщины Октябрьской революции срок заключения Пиамы Ивановой в концлагере уменьшили до 6 месяцев, он заканчивался 25 февраля 1921 года.
Заключением прокуратуры Краснодарского края от 16 ноября 1992 года на основании ст. 3, ст. 5 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» Иванова П. А. реабилитирована.

Александр Маликов, журнал №1, 2021 г.
 
Последнее редактирование модератором:
Работа с историческим наследием приводит к интересной профдеформации. В каждом новом месте начинаешь его искать и фиксировать невольно.

Иногда и не в новом. По работе поехал в Белореченск на прошлой неделе. Гулял по городу своего детства и по-новому смотрел на него. Тут и скромное дореволюционное наследие, и совсем новые необычные храмы - редкой закрытой общины староверов и армян-католиков. Переосмыслил город))

Белореченское наследие смещено сегодня от центра к северо-западу и строится вокруг Парка Победа (точнее сквера даже, в котором где-то растет дерево, посаженной мною на субботнике в 10-м классе, не нашел его). Старый город был здесь, а новый вырос в 1970-е на месте современного центра, как город химиков с Химзавода за рекой.

Старый центр, это затерявшиеся в частном секторе домики с декором эпохи Серебряного века. На фото по порядку здание 9-й школы, музыкального училища (в нем, как и в гостинице, долгое время искали клад купца), какой-то административный дом, военкомат и здание 1-й школы, дом городского музея краеведения, молельный дом старообрядцев и храм армян-католиков в глубоком частном секторе.

Инфо: Кавказские истории
dtCe_nhCVt8.jpg
9ZYtWqAhQCE.jpg
4OkSATii3cM.jpg
QqVeLeGTYhw.jpg
6ZscEmI_-eQ.jpg
HCnyM2aGSbM.jpg
fLHQWt0EgyI.jpg
NE_eh_oxdVs.jpg
Aga-JPrkrZw.jpg
BJWEGm_v5kQ.jpg
 
Последнее редактирование модератором:
Неизвестные Герои известной войны.
ВАХРАМЕЕВ СПИРИДОН ФИЛИППОВИЧ
18.09.(24.12) 1924-27.02.1990гг.
В преддверии очередной, 76-й годовщины Победы Советского народа в Великой Отечественной войне, хочется поведать о боевых заслугах, одного из миллионов, славного сына этого героического народа, и рассказать Вам о его боевом пути. А рассказать бы мне хотелось о Вахрамееве Спиридоне Филипповиче, ветеране, участнике Парада победы 1945г., настоящем герое! Родился он в 1924году, в Горьковской области. После начала войны, как и миллионы советских мальчишек, Спиридон Филиппович мечтал поскорее, отправится на фронт, бить врага. Но на тот момент ему не было еще и семнадцати лет, поэтому на службу был призван лишь в августе 1942г. Как и многие сверстники, он приписал себе несколько месяцев, и в свои неполные восемнадцать ушел на фронт. С августа 1942 по март 1943 он проходил службу в 87 запасном полку, с марта по август 1943 в пятом гвардейском Донском корпусе зенитным пулемётчиком ДШК. А с августа 1944 по январь 1946г. в 45ом гвардейском зенитно-артиллерийском дивизионе в составе 4го гвардейского ков. Корпуса.
О его славном боевом пути, я смог узнать только из архивов, путем поиска наградных листов и приказов. А награжден он был следующими наградами: «Орден Красной звезды», «Орден Славы» 3й степени, двумя «Медалями за Отвагу», медалью «За Боевые Заслуги», медалью « за Победу над Германией», «Орденом Отечественной войны» 2й степени. К каждой награде, есть наградной лист и выписка из приказа, в которых в частности есть пункт – подвиг, за который награждается человек. Так по наградам удалось узнать о его подвигах.
И вот, в наградном листе, на первую из двух, «Медалей за Отвагу№1727371, описывается подвиг, описание привожу дословно из наградного листа - «Гвардии казака Вахрамеева Спиридона Филипповича, - наводчика пулемета ДШК, 3 Эскадрона, 45 Гвардейского Отдельного Дивизиона ПВО, 10ГВ КККСК дивизии за то, что он в боях за ст. Раздельная с хода развернул пулемет и открыл смертельный огонь по противнику, чем самым помог отбить контратаку противника с большими для него потерями. На высоте 62 в районе села Калаглея, под ураганным огнем артиллерии противника похоронил офицера, и вывез раненного казака и пулемет ДШК».
А теперь на минуту представьте пожалуйста, девятнадцатилетний парень, рискуя своей юной жизнью, «под ураганным огнем артиллерии» хоронит офицера!!! Уже погибшего человека! Делая это не за награду, не за похвалу, не по приказу, а по зову сердца и по совести Советского человека! Лично у меня, читая своим детям, его правнукам, пожелтевшие от времени архивные листы, в горле стоит ком, голос начинает дрожать, а на глаза не произвольно накатываются слезы. Не раз сам себе задавал вопрос – а, смог ли я так поступить? И прямого ответа на этот вопрос, не нахожу.
И о каждой награде Спиридона Филипповича, в наградных листах читаешь о его подвигах, и понимаешь – какими Великими были люди, как они любили свою Советскую Родину, свою Землю, свой Народ, если с такой легкостью шли на смерть ради него.
Спиридону Филипповичу посчастливилось вернуться с войны живым! Службу он окончил лишь 11 февраля 1947года. Ещё во время войны, проходя через ст. Белореченская, встретил свою будущую супругу Веру Дмитриевну, полюбил, и пообещал обязательно вернуться к ней, так и поступил!!! Он продолжил свой, теперь уже трудовой фронт в мирной жизни. В 1950 году вступил в ряды КПСС. Работал на железной дороге, воспитывал детей, а потом и внуков! Очень любил рыбалку. Оставив о себе очень светлые воспоминания своих родных и близких, друзей, сослуживцев, соседей.
Единственное, чего осталось мало от него, так это рассказов о войне. Да оно и понятно, герои не любят говорить о себе! Так давайте о них расскажем мы, их потомки, пока нам ещё есть что рассказать! Призываю всех, пишите в газеты, журналы, соцсети о своих дедах и прадедах, бабушках и прабабушках, родственниках, знакомых Ветеранах, ведь каждый из них для нас Герой!!!! Сохраним память о них для будущих поколений.

С огромным уважением ко всем Ветеранам ВОВ, Глушков А.Р.
3MDW8YkkbWA.jpg
 
Заезжий дом купца И.В. Иконникова
Белореченск

В 1907 году в станице Белореченской купец Иван Васильевич Иконников построил заезжий дом — гостиницу. Кирпичное здание в стиле русской архитектуры, декорированное ажурными наличниками, полуколоннами и зубчатым фризом стало настоящим украшением станицы.

Несмотря на столетний возраст, заезжий дом находится в прекрасном состоянии. В настоящее время в нём располагается детская музыкальная школа.

Инфо: Александр Г.
-ISeaiw0wFg.jpg
 
Указом Президиума ВС РСФСР от 29 мая 1958 года станица Белореченская была переименована в город Белореченск.
В 60х был возведен первый пятиэтажный дом по улице Ленина (№151). Строительство жилья стало возможным за счет быстрой реконструкции старых и строительства новых предприятий по переработке сельхозпродуктов, выпуску товаров народного потребления, обслуживания населения. В городе тогда действовало лишь одно строительно-монтажное управление.
Второе рождение Белореченск получил во время строительства гиганта химической промышленности - крупного предприятия для производства минеральных удобрений. Это случилось в 1973 году. В семи километрах к югу от Белореченска была подготовлена строительная площадка на нескольких сотнях гектаров. Численность населения города стала быстро расти за счет притока рабочей силы из различных районов края и страны. На сооружении комбината-исполина трудилось более пяти тысяч человек, половину из которых составляла молодежь. Тогда инфраструктура города получила мощное развитие. В сравнительно небольшие сроки были построены новые железные и автомобильные дороги общей протяженностью более ста километров, триста километров подземных инженерных коммуникаций. К 1975 году объем строительно-монтажных работ увеличился почти в четыре раза. Полным ходом началось возведение жилых домов, школ, детских садов, столовых и магазинов.
Сегодня город на берегу реки Белой растёт, развивается и с уверенностью смотрит в будущее. Население Белореченска в настоящее время превышает 50 тысяч человек.

#Белореченск #белореченскийрайон #краснодарскийкрай #кубань #Абрамов #gorodbelorechensk
CoPUazEakKk.jpg
 
Союзкиножурнал № 54 июль 1942 года
В киножурнале:

- уборка урожая зерновых на полях колхоза "Красный партизан" Белореченского района на Кубани.

Из истории.
 
Последнее редактирование модератором:
ИЗ ИСТОРИИ БЕЛОРЕЧЕНСКОГО РАЙОНА. ВОЛНЕНИЯ ГОРЦЕВ.

В 1864 году завершилась многолетняя Кавказская война.
Кавказским горцам со стороны Русского правительства было предложено «с рассрочкой времени оставить места их жительства и поселиться на других, где они не могли бы вредить России», либо «оставить свои земли и переселиться в Турцию».
Многие горские племена остались на Кавказе. В частности, по состоянию на середину 1873 года, только в Майкопском уезде проживало около 28 тысяч человек обоего пола. Горские аулы располагались преимущественно в северной части уезда по рекам Лабе, Фарсу, Улю и Белой. «Наибольший процент их падает на долю племени абадзехского, которое занимает собою аулы: Джанкятовский, Бгуашехабльский, большую часть Адемиевского и часть Бжедуховского; аулы эти расположены по реке Белой» (Фелицын Е.Д., «Положение вопроса о переселении горцев в Турцию»).
Несмотря на энергичные меры областного и уездного руководства, направленные на повышение жизненного уровня и благосостояния горского населения, весной 1873 года в Майкопском уезде среди жителей черкесских аулов начало нарастать волнение с целью поголовного переселения оставшихся горцев в Турцию. Основными зачинщиками назревающих беспорядков выступали муллы и эфенди, возвращающиеся из Турции и Мекки. Они всячески убеждали горцев, что их истинное Отечество – Турция, «где горцы, как истинно правоверные магометане, и должны окончить свое земное существование».
Одним из центров волнений абадзехов в Майкопском уезде стали два селения аула Дженгет-хабль (Джанкетов), расположенные в долине реки Белой в 22-х верстах вверх по течению реки от станицы Белореченской. Владелец аула абадзехский дворянин Эльмураз ДЖАНКЕТОВ (Джанкятов) во главе своих вооруженных револьверами и шашками сторонников свободно разъезжал от одного черкесского аула до другого, подстрекая их жителей к прямому неповиновению российским властям.
В настоящее время на территории вышеназванного аула Джанкетовского расположено село Великовечное. Так что события, разыгравшиеся без малого 150 лет назад на территории нынешнего Белореченского района, вызывают вполне понятный интерес для любого, интересующегося историей родного края! Однако, вернемся в июнь 1873 года…

Поездки Эльмураза ДЖАНКЕТОВА с единомышленниками по аулам вызвали достаточно большой переполох среди населения казачьих станиц: «им казалось, что горцы намереваются для успеха своего предприятия делать нападения на станицы». Дошло до того, что, как сообщали очевидцы, женщины одной из станиц отказались работать на полях и, запершись в церковной ограде, требовали от атамана прислать сотню казаков для защиты их от мнимого нападения.
В свете последних событий начальник Майкопского уезда полковник Михаил Иванович МАМАЦЕВ, «раннее до того служивший по управлению горцами» и хорошо знавший их менталитет, лично отправился в Джанкетовский аул. На собрании жителей аульного общества уездный начальник разъяснял горцам противозаконность поступков самого ДЖАНКЕТОВА и требовал его выдачи властям. Однако, красноречие Михаила Ивановича пропало втуне: абадзехи остались глухи к призывам. Наконец, полковник МАМАЦЕВ вынужден был объявить, что, если горцы не прекратят беспорядки и не выдадут Эльмураза ДЖАНКЕТОВА, он примет решение прибегнуть к силе оружия, так как смута в горских аулах несет опасность как мирному населению, так и экономической жизни уезда. И эти доводы не показались строптивым аульчанам убедительными…
Дальнейшее промедление и не решительность российских властей было неуместным.

В начале июня 1873 года полковник МАМАЦЕВ во главе четырех сотен казаков и двух стрелковых рот 76-го пехотного Кубанского полка выступил из Майкопа к аулу Джанкетовскому.
В станице Белореченской, где в это время атаманствовал урядник Никита Федорович ФЕНДРИКОВ, собранные для экспедиции войска получили приказ стать лагерем в готовности к немедленным силовым действиям. Сам же Михаил Иванович МАМАЦЕВ с одной сотней казаков, в число которых входили и белореченцы, отправился в аул Джанкетова для последнего увещевания горцев.
Весь день 3-го июня прошел в бесполезных переговорах. Тогда уездный начальник, твердо поставивший перед собой цель закончить дело без излишнего кровопролития, предложил Джанкетовскому обществу посредничество Корана, согласно которого правоверным мусульманам предписывалось «послушание власть предержащим и воспрещается жертвовать жизнью своих жен и детей за ослушников». Горцы были в большой степени изумлены настойчивостью представителя власти, имевшим силы и возможности для вооруженного подавления инакомыслия, однако, упорно желающим решить дело миром. Видя перед собой вполне реальный предлог к почетному отступлению, они согласились на посредничество двух доверенных народных кадиев , – уездного народного Кадия эфенди Хасана ШОВГЕНОВА и уважаемого всеми бывшего окружного народного Кадия, эфенди МАЙКОПАРОВА, доставленных вечером того же дня. В это же время аул со всех сторон был окружен вызванными из станицы Белореченской остальными тремя сотнями казаков и двумя пехотными ротами с целью пресечь любые сообщения горцев с другими аулами.
Весь день 4-го и часть 5-го июня прошли в переговорах. И только во второй половине дня в расположение уездного начальника прибыл один из кадиев, который сообщил полковнику МАМАЦЕВУ решение общества Джанкетовского аула: признав правоту посредников, передать русским властям Эльмураза ДЖАНКЕТОВА и его пособников.
6-го июня Эльмураз ДЖАНКЕТОВ и другие подлежащие аресту лица прибыли в полевой лагерь и были отправлены в Майкоп.
В этот же день сам полковник Михаил Иванович МАМАЦЕВ с двумя сотнями казаков отправился по неспокойным аулам.
В течение пяти дней он, «пройдя по всем аулам, арестовал всего 33 человека из среды мусульманского общества, которые совершенно покорно отнеслись к этому событию, при чем все общества дали клятву – впредь не позволять себе ослушание властям, и быть всегда в готовности исполнять все распоряжения и в полнейшем спокойствии».

Подготовлено по материалам газеты «Кавказ» (№ 147 и № 148 за 1873 года), сборника статей Лилова А.И., «Последние годы борьбы русских с горцами на Западном Кавказе».

Мария АНДРИАНОВА
iM8NfMHP9DI.jpg
_PyzicAZgW4.jpg


 
РАЗЫСКИВАЮТСЯ РОДСТВЕННИКИ КУПЦА РУБЕЖАНСКОГО

В белореченский краеведческий музей обратились работники Торгово-промышленной палаты города Краснодара, которая размещается в особняке екатеринодарского купца 2-й гильдии Василия Кондратьевича Рубежанского (1870 г.р.).
По некоторым данным, кто-то из потомков знаменитой купеческой семьи на сегодняшний день проживает в Швейцарии, а какие-то родственники - в Белореченске!
Если вам что-нибудь известно о судьбе хоть даже самых дальних родственников одного из богатейших екатринодарских предпринимателей, просим выйти на связь с сотрудниками белореченского городского музея. Телефоны 2-61-93, 8-918-102-76-72.

Историческая справка (составлена по материалам сайта «Блокнот Краснодара»: https://bloknot-krasnodar.ru/news/v-osob…).
Роскошный двухэтажный особняк Рубежанских был построен в историческом центре Краснодара на «элитной» улице Борзиковской (ныне – Коммунаров) в 1908 году. Зажиточный купец владел мебельно-столярной мастерской, мебельным магазином, кинотеатром «Бомонд-Иллюзия». С приходом советской власти Рубежанский был арестован и впоследствии расстрелян. Его жена Таисия Григорьевна (в девичестве Ефимова) с двумя сыновьями была выселена из дома. Чтобы сохранить жизнь себе и детям, она вскоре вышла замуж за комиссара по фамилии Беляев, который усыновил детей, дав им свою фамилию, что уберегло их от репрессий. Особняк в 1922 году был национализирован. Сейчас в особняке символично располагается Торгово-промышленная палата Краснодара и Третейский суд Краснодарского края для разрешения экономических споров при Союзе «Торгово-промышленная палата Краснодарского края», созданный в 1998 году. Здание особняка внесено в реестр памятников архитектуры и охраняется государством.

Инфо: Музей города Белореченска
6lyNKRgnNaE.jpg
4F5ja72Z8X8.jpg
2V2oU7sN5VE.jpg
 
Последнее редактирование модератором:
День города Белореченска.
26 июля 1862 года, приказом №232 по Кавказской Армии за станицей на реке Белая было закреплено название Белореченская. Эта дата и считается днем ее основания. А через два года население станицы Белореченской уже составляло 1415 человек, которые успели построить из подручных материалов 250 хат.В 1910 году к станице была проложена железная дорога, что привело к быстрому развитию производства и торговли. Был построен Завод «Саломас», который специализировался на производстве подсолнечного масла и был одним из крупнейших в Кубанской области. Действовало около 100 торговых заведений. Ежегодно проводилась ярмарка Кубанской области.Не обошла стороной Белореченскую землю и Великая Отечественная война. Большинство Белореченцев ушли на фронт и героически сражались за Родину. 12 августа 1942 года немецко-фашистские войска в ходе кровопролитных боев ворвались в станицу Белореченскую. К 15 августа был занят весь Белореченский район. Оккупация района продлилась до 31 января 1943 года. За это время было расстреляно много мирных жителей, разрушено немало зданий, нанесен серьезный ущерб народному хозяйству. Многие наши земляки погибли на полях сражений ВОВ, или с честью прошли всю войну и удостоились славы героев, отстоявших свою страну от захватчиков, среди них: Герой Советского Союза Степан Трофимович Голенев, Герой Советского Союза Иван Сергеевич Жидков, полный кавалер орденов Славы Марк Васильевич Чередниченко, полный кавалер орденов Славы Александр Матвеевич Потапов и многие другие. В их честь в Белореченске сооружен мемориальный комплекс в Парке Победы, где ежегодно 9 мая проводится торжественный митинг памяти героев.

Инфо: Новоалексеевская библиотека
eZ4XjeSLBCY.jpg
LfajVXoQKX4.jpg
R01IaZ4JDjI.jpg
T8C5IykTMJg.jpg
 
Последнее редактирование модератором:
А вы знали, что все высотные дома в Белореченске в 1970-е годы построил Химзавод? А еще школу № 5, Центральную районную больницу, детские сады по ул. Интернациональная, дом «500-ку» и многое другое.

А хорошо ли вы знаете историю родного города?

❗️21 августа у вас будет возможность проверить свои знания и запастись новой интересной информацией о достопримечательности Белореченска.

Совместно с городским музеем к 20-летию компании ЕвроХим мы организовываем историческую экскурсию - «История города. История завода. История ЕвроХима».

❗️Экскурсии запланированы на 19, 21 и 26 августа, с 10:00 до 12:00.
k2Jmpl4cRqs.jpg
453B30OelQs.jpg
JZ5SH816leI.jpg
old_s9Z0wXU.jpg
k2Jmpl4cRqs.jpg
 
Последнее редактирование модератором:
Звонок телефона:
-Галина Викторовна, добрый вечер! Я - внук Пшехского священника Виноградова, он был священником у вас в станице еще до революции. Очень хотел бы с вами встретиться, чтобы обменяться информацией по своему роду, - услышала я от незнакомого человека. Договорились о встрече, мне эта информация была крайне интересна. Во - первых потому, что Николай Виноградов был священником в самый трагичный момент истории моей родной станицы, когда проходили бессудные казни казаков, когда люди бежали из наступившего ада, когда рухнул для них весь привычный мир. Во- вторых потому, что священника церкви Рождества Пресвятой Богородицы, Николая Виноградова, местная власть вдруг объявила расстрелянным и похороненным возле церкви и эта, ни кем не проверенная информация распространилась, вошла в краевую экспертизу по культурному наследию и не только. Мне сразу это показалось полным абсурдом, но без доказательств было говорить не о чем. У алтаря действительно есть могилы священников, но Николая Виноградова там нет, он похоронен в городе Майкопе значительно позже. Было бы очень странно, если бы его одного из огромного списка казнили отдельно от всех, а потом еще и похоронили, практически перед окнами ревкома, сами исполнители массового убийства. Тем более, что даже те могилы священников, что были ранее похоронены у алтаря, были разорены новой властью, надгробные плиты содраны и использованы в хозяйственных целях. Николай Виноградов действительно во многих списках Пшехского ревкома проходил как неблагонадежный, исключительно потому, что был священником, а новая власть была богоборческой. Далее его кандидатура попала в списки на казнь, но в архивных списках его фамилия жирно вычеркнута. Что с ним все- таки произошло тогда, мне было не ясно, но информацию о его похоронах в парке станицы Пшехской мозг отказывался принимать как истину. Я подумала, что эта тайна уж точно навсегда будет скрыта вековой пылью. Казнили священника с казаками или нет? А она вот так внезапно открылась рассказом потомка Пшехского священника…
-Пришел в Пшехскую красный карательный отряд. Это мне рассказывала сестра моего деда, станичного священника Николая Виноградова. Они уже слышали раньше, что по станицам страшные вещи творятся. И когда этот отряд зашел в станицу, она, будучи умной женщиной, всей семье сказала: «Срочно давайте готовить, жарить, парить, накрывать столы, потому что они придут сюда, в этот дом, в плане на уничтожение священника».Все тогда думали, что будут расстреливать, никто же не знал тогда, что будут просто рубить для экономии патронов. И когда уже стол был накрыт, зашли комиссар и командир карательного отряда. Командир неграмотный, а комиссар грамотный и у него список с фамилиями на уничтожение. Начали вопросы задавать: «Чей дом? Хороший дом…» Позвали деда, священника. Дед молился, он знал, что ему уже не жить. Дед ответил, что дом не его, приходский, не его собственность, а квартира казенная. Когда они все расспросили, хорошо выпили и закусили, командир говорит комиссару: «Мы не одного расстреляем, восемь душ детей, куда они пойдут, на улицу?» Каким - то образом командир с комиссаром сжалились, когда их напоили, накормили, и они посидели за столом как гости дорогие. Сестра священника сама увидела, как из списка жертв была вычеркнута фамилия Виноградов. Тут же крутился у стола кто-то из местного ревкома, комиссар подозвал и попросил назвать любую другую кандидатуру на казнь и вместо фамилии деда кого-то тут же вписали в список. А по станице тем временем во всю шла облава, местные услужливые шестерки указывали по фамилиям всех, кто имел четыре быка вместо дохлой лошади, всех на кого имели зуб и было это, конечно, и несправедливо, и сумбурно. Дальше тетя рассказывала, что арестованных повели за станицу, мальчишки побежали следом, а когда начали рубить они с визгом и воем примчались назад в станицу. Мальчишки есть мальчишки, они не понимали насколько это серьезно. И вот на этом она закончила рассказ, со словами «вот так мы и выжили».
После этого дед с семьей бежал из этого прихода на другое место жительства. Многие бежали тогда из станицы. Потом он был настоятелем храма в городе Майкопе. Я узнал в каком именно, когда однажды разговорился с женщинами на рынке, сказал, что у меня дед священником был, назвал фамилию. Они-то и рассказали мне, что на месте старого кладбища был храм, и Николай Виноградов был там священником. Потом видимо начались снова какие-то гонения, и мама всегда просила меня никому не говорить, что у меня дед был священником: «Если в биографии укажешь, что дед священник, то уже никакой карьеры не будет». Получилось так, что я до пятого класса носил фамилию деда. Отца посадили в 1943 году по 58 статье на 8 лет. Это потом мне поменяли фамилию, по отцу я - Крастилевский Алексей Вячеславович, 1943 года рождения, проживаю в городе Майкопе. Я помню деда, когда я был четырехлетним ребенком, умер он в 1947 году.
Я читал, что недавно поставили Крест на кургане в память о казненных, памятник тем, кто был в списке вместе с дедом и я понимаю, что там была бы на памятнике и его фамилия…Это сестра его отвела от гибели. Я бы хотел пойти туда. Мы с семьей Алексея Вячеславовича пошли к Кресту, поклонились памяти станичников. Его жена привезла вкусные пироги, сидели теплым вечером за столом у меня во дворе, по-станичному поминали всех, кто пострадал в лихую годину, пересмотрели семейные альбомы рода Виноградовых, архивные выписки…Вот в 1868 году в Пшехской церковной книге причетник Павел Виноградов сделал записи о количестве рожденных, на столе фотографии священника Александра Виноградова, отца Николая с женой Александрой Николаевной, фото его братьев и сестер, его детей, воспитанников семинарии, все грамотные, образованные, талантливые, многие писали стихи… Все фотографии и документы я скопировала для своего архива, записала историю всей семьи, как сложились судьбы у остальных представителей рода. Отдала Алексею Вячеславовичу копию списка ревкома, который он мечтал увидеть и о котором так много говорили в его семье. Список потенциальных жертв, где его дед вычеркнут комиссаром, Алексей Вячеславович держал в руках спустя целый век. Я думаю, что неспроста происходят в нашей жизни такие встречи. Много думала, для чего священнику Николаю Виноградову, помог Господь за минуты до смерти избежать кровавой мясорубки и общей братской могилы за Пшехой... А может Бог услышал его молитвы и даровал мирную христианскую кончину. Это, конечно, известно только Богу. Кровь одного станичного батюшки все равно бы не насытила то чудовищное новообразование, которое не смогла насытить кровь миллионов убитых людей. Одно ясно теперь, отец Николай передал нам спустя столетие через своих потомков эту страшную быль, для того чтобы помнили о них, и еще 27 лет молился о душах тех, кому не удалось избежать расправы.
Галина Великая - Юсупова.
На фото: Александр Виноградов, Николай Виноградов с женой Александрой, Алексей Николаевич Виноградов
aenmoOCFRsI.jpg
qzuCH-QuPKQ.jpg
PbpxgG0wWpE.jpg
 
И ИМЯ ДАЛИ «ПУШКИНСКОЕ»…
Летопись школы № 2 начинается ещё с прошлого века. 120 лет назад , 26 сентября 1901 года, приступили к строительству одной из старейших школ города.
В станице Белореченской образование было всегда на первом месте. Первое станичное училище было открыто ровно через два года, после того как казаки заселили эти земли, - в 1864 году. Казачьи семьи обустраивались в станице и с каждым годом численность населения возрастала.
Вопрос об открытии еще одной школы в Белореченской встал в 1900 году после визита в станицу атамана Майкопского отдела генерал-майора Петра Ивановича Косякина. Лично осмотрев здание 2-х классного станичного училища (в данное время школа №1), атаман «нашел училищное помещение малым для станицы Белореченской, где уже в 1892 году насчитывалось 500 мальчиков казачьего сословия школьного возраста. Посоветовал обществу теперь же приступить к вопросу о постройке другого училища и выразил надежду, что к весне 1901 года будут готовы план, смета и материалы для училища».
Решение об открытии в станице Белореченской одноклассного училища было окончательно принято на станичном Сборе 1 июля 1901 года. И 26 сентября этого же года Попечитель Кавказского учебного округа своим распоряжением разрешил «открыть в станице Белореченской Майкопского отдела одноклассное училище Министерства Народного Просвещения». В распоряжении было прописано, что «общество ст. Белореченской обязано: выстроить здание для училища и учителя, ремонтировать это здание, доставлять по мере надобности отопление, освещение и воду для училища и учителя, нанимать прислугу для учителя и училища.
Денежные расходы на содержание училища в размере 570 руб. и рублевые расходы на каждого учащегося на учебники и письменные принадлежности покрываются из арендной платы за школьный участок земли в 300 десятин, остальные же расходы по училищу покрываются средствами станицы».
В ходе строительства 30 ноября этого же года своим распоряжением Попечитель Кавказского учебного округа через Директора Народных училищ Кубанской области уведомил станичное общество, что «на основании ст.2 Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета, господин Министр Народного Просвещения разрешил присвоить Белореченскому 1-классному училищу наименование «Пушкинского»».
Так что, судя по архивным документам, именно следующий 2022 год для школы № 2 имени Пушкина, будет знаменательным.
8ThCf1UJ2ao.jpg

67R_8ifuqnI.jpg

oW9xBYTni_o.jpg

bgBKtpbMCIQ.jpg
 
ЮБИЛЕЙ «СТАРОВЕРСКОГО» МАГАЗИНА

В сентябре этого года исполнилось ровно 50 лет со дня вступления в строй продуктового магазина Белореченского кооппродторга на пересечении улиц Комсомольской и Международной, о чем сообщила жителям и гостям города районная газета «Огни Кавказа» в своем номере от 14-го сентября 1971 года.
Достаточно известный в свое время «староверский» магазин начал работу в период активного строительства самого Белореченска, переживавшего в то время настоящий строительный бум. В течение только четырех лет – с 1966 по 1970 годы – в нашем городе было построено более 800 индивидуальных жилых домов, сдано в эксплуатацию более десяти новых магазинов, расположенных на отдаленных улицах.
Вновь открывшийся «староверский» магазин поражал покупателей своей красотой и добротностью: большие окна, полы выложены плиткой, много холодильных установок, и, самое главное, свободный доступ к продуктам питания. Здесь имелись в расфасованном виде макаронные и хлебобулочные изделия, крупы, соль, кондитерские товары, а также специальный отдел парфюмерии и бытовой химии.
Несмотря на полувековой возраст, магазин сохранился на прежнем месте, но далеко не в прежнем виде: первоначальное здание перепланировано и несколько увеличилось в размерах. Сейчас в нем уживаются два различных по назначению частных торговых предприятия.
O-XGT6bgGMA.jpg

xw1PL-YNZMI.jpg
 
Последнее редактирование модератором:
ФОТО-ФАКТ: И У НАС БЫЛ КАРЛ МАРКС
В 1965 году в Белореченске у здания горкома КПСС (городского комитета Коммунистической партии Советского Союза, ныне – администрация Белореченского городского поселения) был установлен бюст выдающемуся немецкому философу, общественному деятелю, революционеру, основателю научного коммунизма и автору «Капитала» Карлу Марксу. Объекту культурного наследия был присвоен номер: 2300644000.
В фондах городского музея хранится фотография бюста, сделанная в 1971 году. Когда и, главное, куда делся памятник монументального искусства, неизвестно.
Если вы, наши уважаемые подписчики, знаете о подробностях данного факта, пишите в комментариях.
TTzOyAdt8u8.jpg
 
ОДНО ИЗ ПЕРВЫХ ЗДАНИЙ РЕДАКЦИИ РАЙГАЗЕТЫ
За чередой повседневных событий мы часто не задумываемся, проходя мимо архитектурных сооружений города, что за каждым фасадом стоит своя история. Гуляя по историческому центру города, обращали ли вы внимание на постройку, расположенную напротив отделения полиции на пересечении улиц Красная и Луначарского? Сегодня это строение задвинуто вглубь, с лицевой стороны окружено массивным чугунным забором и утопает в зелени деревьев и кустарников, поэтому остаётся не заметным для многих прохожих. А ведь когда-то здесь кипела жизнь. Это было место, где появлялись первые самые горячие новости района. Наверное, вы догадались, в этом здании размещалась редакция районной газеты «Белореченская правда» (1955-1962 гг.). После переезда редакции в новое здание по улице Ленина (бывшая типография), помещение занял паспортный стол. Постройка была перекроена: с левой стороны возвели пристройку, которая полностью закрыла собой часть здания. Сегодня в исторических стенах расположилась приёмная общественного совета при отделе МВД.
Исторический снимок этого здания сотрудники музея обнаружили среди материалов семейного архива Бондаренко – Кламбоцких, переданных в процессе сбора информации о Е.Е. Кламбоцком, который именно в этих стенах трудился на должности редактора районной газеты. Датируется фотоснимок ориентировочно концом 50-х гг. ХХ в. Особенностью данной фотографии является то, что здание редакции на ней изображено в зеркальном отражении. Для сравнения публикуем изображение данного здания, сделанное в наши дни.
AYTqx5d9GCA.jpg

F-Awh_eyDqc.jpg
 
на постройку, расположенную напротив отделения полиции на пересечении улиц Красная и Луначарского? Сегодня это строение задвинуто вглубь, с лицевой стороны окружено массивным чугунным забором и утопает в зелени деревьев и кустарников, поэтому остаётся не заметным для многих прохожих.
Про это здание речь?Scratch_One_S_Head
Screenshot_20211114_185849.jpg
 
НАХОДКИ БЕЛОРЕЧЕНСКОГО КУРГАНА В ЭРМИТАЖЕ
Вот и нашлись родные. Из того самого кургана, остатки которого 4 года назад я активно искал. Вспоминайте мраморную плиту с греческими письменами, что удалось найти при школьном музее Белореченска и передать в главный городской. Ее определили как надгробную при церкви, что стояла у кургана. Большинство крупных находок и мраморные плиты с греческими и армянскими письменами остались где-то в запасниках главного исторического музея Грузии в Тбилиси, а детали нашлись в отделе Кавказа в Эрмитаже.
Украшения, посуда, одежда из Италии, Крыма, Ближнего Востока и сабля со знаками, похожими на тамги на рукояти.
14-15 века, адыги, из крупного селения, лояльного Золотой Орде, в районе между современным городом Белореченск и станицей Ханской в Краснодарском крае/Адыгее.
fo-PLobr2hU.jpg

ZNgOAvbnMFc.jpg

uQQjCNMHdAU.jpg

nOYqY0uxoZc.jpg

2iOanRrw3MQ.jpg

zGhMid2ZvyU.jpg

kqIORafQsOo.jpg

Ji019orK6VM.jpg

LXgNGEfrRbI.jpg

Vc6zCuY0cj8.jpg
 
Последнее редактирование модератором:
Звонок телефона:
-Галина Викторовна, добрый вечер! Я - внук Пшехского священника Виноградова, он был священником у вас в станице еще до революции. Очень хотел бы с вами встретиться, чтобы обменяться информацией по своему роду, - услышала я от незнакомого человека. Договорились о встрече, мне эта информация была крайне интересна. Во - первых потому, что Николай Виноградов был священником в самый трагичный момент истории моей родной станицы, когда проходили бессудные казни казаков, когда люди бежали из наступившего ада, когда рухнул для них весь привычный мир. Во- вторых потому, что священника церкви Рождества Пресвятой Богородицы, Николая Виноградова, местная власть вдруг объявила расстрелянным и похороненным возле церкви и эта, ни кем не проверенная информация распространилась, вошла в краевую экспертизу по культурному наследию и не только. Мне сразу это показалось полным абсурдом, но без доказательств было говорить не о чем. У алтаря действительно есть могилы священников, но Николая Виноградова там нет, он похоронен в городе Майкопе значительно позже. Было бы очень странно, если бы его одного из огромного списка казнили отдельно от всех, а потом еще и похоронили, практически перед окнами ревкома, сами исполнители массового убийства. Тем более, что даже те могилы священников, что были ранее похоронены у алтаря, были разорены новой властью, надгробные плиты содраны и использованы в хозяйственных целях. Николай Виноградов действительно во многих списках Пшехского ревкома проходил как неблагонадежный, исключительно потому, что был священником, а новая власть была богоборческой. Далее его кандидатура попала в списки на казнь, но в архивных списках его фамилия жирно вычеркнута. Что с ним все- таки произошло тогда, мне было не ясно, но информацию о его похоронах в парке станицы Пшехской мозг отказывался принимать как истину. Я подумала, что эта тайна уж точно навсегда будет скрыта вековой пылью. Казнили священника с казаками или нет? А она вот так внезапно открылась рассказом потомка Пшехского священника…
-Пришел в Пшехскую красный карательный отряд. Это мне рассказывала сестра моего деда, станичного священника Николая Виноградова. Они уже слышали раньше, что по станицам страшные вещи творятся. И когда этот отряд зашел в станицу, она, будучи умной женщиной, всей семье сказала: «Срочно давайте готовить, жарить, парить, накрывать столы, потому что они придут сюда, в этот дом, в плане на уничтожение священника».Все тогда думали, что будут расстреливать, никто же не знал тогда, что будут просто рубить для экономии патронов. И когда уже стол был накрыт, зашли комиссар и командир карательного отряда. Командир неграмотный, а комиссар грамотный и у него список с фамилиями на уничтожение. Начали вопросы задавать: «Чей дом? Хороший дом…» Позвали деда, священника. Дед молился, он знал, что ему уже не жить. Дед ответил, что дом не его, приходский, не его собственность, а квартира казенная. Когда они все расспросили, хорошо выпили и закусили, командир говорит комиссару: «Мы не одного расстреляем, восемь душ детей, куда они пойдут, на улицу?» Каким - то образом командир с комиссаром сжалились, когда их напоили, накормили, и они посидели за столом как гости дорогие. Сестра священника сама увидела, как из списка жертв была вычеркнута фамилия Виноградов. Тут же крутился у стола кто-то из местного ревкома, комиссар подозвал и попросил назвать любую другую кандидатуру на казнь и вместо фамилии деда кого-то тут же вписали в список. А по станице тем временем во всю шла облава, местные услужливые шестерки указывали по фамилиям всех, кто имел четыре быка вместо дохлой лошади, всех на кого имели зуб и было это, конечно, и несправедливо, и сумбурно. Дальше тетя рассказывала, что арестованных повели за станицу, мальчишки побежали следом, а когда начали рубить они с визгом и воем примчались назад в станицу. Мальчишки есть мальчишки, они не понимали насколько это серьезно. И вот на этом она закончила рассказ, со словами «вот так мы и выжили».
После этого дед с семьей бежал из этого прихода на другое место жительства. Многие бежали тогда из станицы. Потом он был настоятелем храма в городе Майкопе. Я узнал в каком именно, когда однажды разговорился с женщинами на рынке, сказал, что у меня дед священником был, назвал фамилию. Они-то и рассказали мне, что на месте старого кладбища был храм, и Николай Виноградов был там священником. Потом видимо начались снова какие-то гонения, и мама всегда просила меня никому не говорить, что у меня дед был священником: «Если в биографии укажешь, что дед священник, то уже никакой карьеры не будет». Получилось так, что я до пятого класса носил фамилию деда. Отца посадили в 1943 году по 58 статье на 8 лет. Это потом мне поменяли фамилию, по отцу я - Крастилевский Алексей Вячеславович, 1943 года рождения, проживаю в городе Майкопе. Я помню деда, когда я был четырехлетним ребенком, умер он в 1947 году.
Я читал, что недавно поставили Крест на кургане в память о казненных, памятник тем, кто был в списке вместе с дедом и я понимаю, что там была бы на памятнике и его фамилия…Это сестра его отвела от гибели. Я бы хотел пойти туда. Мы с семьей Алексея Вячеславовича пошли к Кресту, поклонились памяти станичников. Его жена привезла вкусные пироги, сидели теплым вечером за столом у меня во дворе, по-станичному поминали всех, кто пострадал в лихую годину, пересмотрели семейные альбомы рода Виноградовых, архивные выписки…Вот в 1868 году в Пшехской церковной книге причетник Павел Виноградов сделал записи о количестве рожденных, на столе фотографии священника Александра Виноградова, отца Николая с женой Александрой Николаевной, фото его братьев и сестер, его детей, воспитанников семинарии, все грамотные, образованные, талантливые, многие писали стихи… Все фотографии и документы я скопировала для своего архива, записала историю всей семьи, как сложились судьбы у остальных представителей рода. Отдала Алексею Вячеславовичу копию списка ревкома, который он мечтал увидеть и о котором так много говорили в его семье. Список потенциальных жертв, где его дед вычеркнут комиссаром, Алексей Вячеславович держал в руках спустя целый век. Я думаю, что неспроста происходят в нашей жизни такие встречи. Много думала, для чего священнику Николаю Виноградову, помог Господь за минуты до смерти избежать кровавой мясорубки и общей братской могилы за Пшехой... А может Бог услышал его молитвы и даровал мирную христианскую кончину. Это, конечно, известно только Богу. Кровь одного станичного батюшки все равно бы не насытила то чудовищное новообразование, которое не смогла насытить кровь миллионов убитых людей. Одно ясно теперь, отец Николай передал нам спустя столетие через своих потомков эту страшную быль, для того чтобы помнили о них, и еще 27 лет молился о душах тех, кому не удалось избежать расправы.
Галина Великая - Юсупова.
На фото: Александр Виноградов, Николай Виноградов с женой Александрой, Алексей Николаевич Виноградов
Посмотреть вложение 70269 Посмотреть вложение 70270 Посмотреть вложение 70271
Как же похож Алексей Вячеславович в молодости на своего деда, отца Николая... Просто одно лицо. А ведь про Алексея Вячеславовича Крастилевского можно было бы много порассказать, ведь он очень известный спортсмен, неоднократный чемпион СССР по пулевой стрельбе, многократный призёр Спартакиад... Так что внук своих дедов не посрамил... И таланты их, пусть и в своём деле, в землю не зарыл...
 
  • Smile3_man
  • Yes3man
  • Derisive_man65
  • Biggrin_man32
  • Scratch_One_S_Head
  • Sad_man789
  • Cray2_man
  • hmm
  • Facepalm
  • Good_man5ry
  • Shok_man754
  • Pardon_man3
  • Thank_You2
  • привет_1
  • drug

Похожие темы

Назад
Сверху Снизу